You are here

Ресейде жасөспірімдердің арасында агрессияға зерттеу жүргізілді

Printer-friendly versionPDF version

Lenta.ru, 30.01.2016

Петербургские социологи проводят масштабное исследование подростковой агрессии в техникумах и школах города. Основная задача исследования – определить уровни агрессии в организациях образования. С этой целью проведен опрос учащихся касательно частоты попадания в ситуацию агрессии. Также применен сетевой анализ, направленный на выявление того, с кем поддерживаются дружественные или агрессивные отношения. Полученные ответы позволили построить социальные связи, на которых можно выявить агрессоров, драчунов, чистых жертв, не отвечающих на нападения.

Результаты исследования показали, что в классах с высоким уровнем взаимной агрессии даже те, кого чаще бьют, не чувствуют себя униженными на общем агрессивном фоне. А в коллективах, где массового насилия нет, но при этом есть один агрессор, его жертвы в общем «мирном» климате переживают любое насилие очень тяжело.

Также выявлено, что выбор жертв агрессии не имеет общей закономерности. Гипотеза о том, что в качестве жертв выбирают отличников, не подтвердилась.

Доказано, что чем больше дети дерутся, тем меньше эмоциональная привязанность к школе как у агрессоров, так и у жертв.  Это соответственно отражается на оценках. Но если в школе и техникуме доброжелательная атмосфера и ученикам нравится ходить в школу, это распространяется и на отношение к учебным предметам, даже если некоторые из них воспринимаются как скучные.

Кроме того, в исследовании выявлена низкая возможность влияния учителей на борьбу с агрессией. Для того, чтобы снизить уровень агрессии в классе, необходима специальная работа психологов, социальных педагогов. Однако, по словам исследователей, проблема подростковой агрессии изучается в недостаточной мере и практически не разрабатываются программы вмешательства. А общие программы «позитивного воспитания» в школе малоэффективны, так как они отвлекают от существующих проблем и реальных способов их решения. Гораздо продуктивнее, по их мнению, проводить различные тренинги и корректировать отдельные аспекты поведения подростков, а не поведение в целом.

Справочно: В США проведено исследование о буллинге (психологической травле) на наблюдениях 383 детей с детского сада до старшей школы. По результатам исследования, буллинг гораздо чаще распространен среди учащихся начальных классов. Чем старше дети, тем ниже общий уровень агрессии среди детей. Тем не менее, некоторые дети продолжают испытывать влияние буллинга на протяжении всего времени в школе. В среднем, регулярному буллингу подвергаются 24% детей. Мальчики становятся жертвами буллинга чаще, чем девочки.