Вы здесь

Андреас Шляйхер назвал ключевые факторы успешности национальных систем образования

Версия для печатиPDF version

Институт образования ВШЭ, 16.04.2017

14 апреля т.г. на XVIII апрельской международной научной конференции ВШЭ выступил руководитель Директората по образованию и навыкам ОЭСР, один из основателей самого масштабного международного сравнительного исследования качества образования PISA Андреас Шляйхер. Выступая с докладом «Глобальные тенденции в трансформации национальных систем образования: каким будет образование в 2035 году?», Шляйхер охарактеризовал 10 ключевых факторов успешности развития систем образования на ближайшие два десятилетия.

  1. Информационная грамотность. Образование вступает в цифровую эпоху, когда недостаточно уметь только читать и писать. Необходима также информационная грамотность — способность «не утонуть» в мире информации и извлекать из нее смыслы. Школьники должны учиться видеть мир с разных ракурсов, с помощью разных ресурсов и через призму разных идей, уметь выбрать правильные ответы из 20 тыс., предложенных в поиске Google.
  2. Применение талантов. В России хорошо поставлена работа с одаренными детьми — например, качество математического образования выше, чем в США. Однако эффективность применения знаний, производительность труда, качество жизни в США выше, чем в России. Это означает, что таланты и способности — лишь часть уравнения, и нужно уметь их использовать во благо обществу. Изменить существующее устройство в государстве так, чтобы талант человека работал во благо его самого и во благо общества, гораздо проще, чем научиться выращивать таланты.
  3. Лучше меньше, да глубже. Содержание школьного образования — это маленькая «коробочка», в которую мы хотим вместить как можно больше информации. Поэтому глубина образования в большинстве стран уменьшается, а широта растет. В результате школьники хорошо воспроизводят данные, но не умеют мыслить как ученые, анализировать процессы и факты, проводить эксперименты. Исключение составляют страны лидеры исследования PISA — Сингапур, Япония, Китай, Финляндия.
  4. Равный доступ к образованию. Во всех странах благополучие семьи является предиктором успеха ребенка в школе. Однако велик разрыв в качестве образования между странами — например, в Доминиканской республике дети из богатых семей, скорее всего, получат образование более низкого качества, нежели их сверстники из бедных семей в развитых странах Европы. Бедность страны для ребенка не должна быть судьбой, которую невозможно преодолеть, возможность получения высоких результатов должна быть во всем мире.
  5. Обмен опытом между учителями. В большинстве школ учителя сегодня преподают в соответствии с «установленными сверху» образовательными программами, но это устаревшая модель. В современном обществе учитель должен не просто быть самостоятельным, но и перенимать опыт лучших коллег. Результаты исследования TALIS показывают, что чем больше учителя взаимодействуют друг с другом, тем эффективнее они работают. Обмен опытом между учителями обязателен, например, в Китае. Этот элемент педагогической культуры характерен для стран, где в учительскую профессию удается привлекать молодежь.
  6. Отказ от системного контроля. К 2035 г. во всем мире должно произойти «раскрепощение» образования — государства должны отказаться от системного контроля за работой педагогов. При этом сохраняется необходимость оценки качества работы учителей — прежде всего на предмет наличия у них необходимых навыков. Педагоги должны быть заинтересованы в саморазвитии, повышении собственной квалификации — развитие дистанционных форм образования позволяет добиваться более высоких результатов при минимуме затраченного времени.
  7. Индивидуализация образования. Врач не может выписывать всем пациентам одно и то же лекарство. Так и учитель должен персонифицировать преподавание, ориентируясь на потребности конкретного ребенка. Для этого нужно иначе проектировать курсы, не требовать от учителей стандартизации и соблюдения единых подходов. В обучении должен в большей степени использоваться проектный подход, в меньшей — дисциплинарный.
  8. Высокая продуктивность учебы. Исследования показывают, что чем больше времени отводится на обучение школьников в той или иной стране, тем зачастую хуже их результаты в PISA. Больше всего времени в школах дети проводят в ОАЭ, однако результаты выше в европейских странах, где учебного времени меньше, а продуктивность его использования — выше.
  9. Новая оценка качества. Разрыв между достижениями педагогической науки и тем, что происходит в классах, по-прежнему велик. Например, в Великобритании даже в большей степени, чем в Китае, используется механическое заучивание, при этом все говорят про творческий подход, самостоятельность. Можно сколько угодно говорить про интегральное обучение и творческое мышление, но, если студенту на экзамене предлагаются тесты с выбором ответов, смысла в таких разговорах нет.
  10.  Заимствование лучшего. Проводя реформы в образовании, не стоит ориентироваться на опыт той или иной страны — ведь что-то из этого подходит национальной системе, а что-то, напротив, противопоказано. Оптимальная модель заимствования лучшего создана в Сингапуре, где ничего не изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям. Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав одну из самых передовых систем образования в мире.