Вы здесь

Андреас Шляйхер назвал ключевые факторы успешности национальных систем образования

Версия для печатиPDF version
 
14 апреля т.г. на XVIII апрельской международной научной конференции ВШЭ выступил руководитель Директората по образованию и навыкам ОЭСР, один из основателей самого масштабного международного сравнительного исследования качества образования PISA Андреас Шляйхер. Выступая с докладом «Глобальные тенденции в трансформации национальных систем образования: каким будет образование в 2035 году?», Шляйхер охарактеризовал 10 ключевых факторов успешности развития систем образования на ближайшие два десятилетия.
  1.  Информационная грамотность. Образование вступает в цифровую эпоху, когда недостаточно уметь только читать и писать. Необходима также информационная грамотность — способность «не утонуть» в мире информации и извлекать из нее смыслы. Школьники должны учиться видеть мир с разных ракурсов, с помощью разных ресурсов и через призму разных идей, уметь выбрать правильные ответы из 20 тыс., предложенных в поиске Google.
  2.  Применение талантов. В России хорошо поставлена работа с одаренными детьми — например, качество математического образования выше, чем в США. Однако эффективность применения знаний, производительность труда, качество жизни в США выше, чем в России. Это означает, что таланты и способности — лишь часть уравнения, и нужно уметь их использовать во благо обществу. Изменить существующее устройство в государстве так, чтобы талант человека работал во благо его самого и во благо общества, гораздо проще, чем научиться выращивать таланты.
  3.  Лучше меньше, да глубже. Содержание школьного образования — это маленькая «коробочка», в которую мы хотим вместить как можно больше информации. Поэтому глубина образования в большинстве стран уменьшается, а широта растет. В результате школьники хорошо воспроизводят данные, но не умеют мыслить как ученые, анализировать процессы и факты, проводить эксперименты. Исключение составляют страны лидеры исследования PISA — Сингапур, Япония, Китай, Финляндия.
  4.  Равный доступ к образованию. Во всех странах благополучие семьи является предиктором успеха ребенка в школе. Однако велик разрыв в качестве образования между странами — например, в Доминиканской республике дети из богатых семей, скорее всего, получат образование более низкого качества, нежели их сверстники из бедных семей в развитых странах Европы. Бедность страны для ребенка не должна быть судьбой, которую невозможно преодолеть, возможность получения высоких результатов должна быть во всем мире.
  5.  Обмен опытом между учителями. В большинстве школ учителя сегодня преподают в соответствии с «установленными сверху» образовательными программами, но это устаревшая модель. В современном обществе учитель должен не просто быть самостоятельным, но и перенимать опыт лучших коллег. Результаты исследования TALIS показывают, что чем больше учителя взаимодействуют друг с другом, тем эффективнее они работают. Обмен опытом между учителями обязателен, например, в Китае. Этот элемент педагогической культуры характерен для стран, где в учительскую профессию удается привлекать молодежь.
  6.  Отказ от системного контроля. К 2035 г. во всем мире должно произойти «раскрепощение» образования — государства должны отказаться от системного контроля за работой педагогов. При этом сохраняется необходимость оценки качества работы учителей — прежде всего на предмет наличия у них необходимых навыков. Педагоги должны быть заинтересованы в саморазвитии, повышении собственной квалификации — развитие дистанционных форм образования позволяет добиваться более высоких результатов при минимуме затраченного времени.
  7.  Индивидуализация образования. Врач не может выписывать всем пациентам одно и то же лекарство. Так и учитель должен персонифицировать преподавание, ориентируясь на потребности конкретного ребенка. Для этого нужно иначе проектировать курсы, не требовать от учителей стандартизации и соблюдения единых подходов. В обучении должен в большей степени использоваться проектный подход, в меньшей — дисциплинарный.
  8.  Высокая продуктивность учебы. Исследования показывают, что чем больше времени отводится на обучение школьников в той или иной стране, тем зачастую хуже их результаты в PISA. Больше всего времени в школах дети проводят в ОАЭ, однако результаты выше в европейских странах, где учебного времени меньше, а продуктивность его использования — выше.
  9.  Новая оценка качества. Разрыв между достижениями педагогической науки и тем, что происходит в классах, по-прежнему велик. Например, в Великобритании даже в большей степени, чем в Китае, используется механическое заучивание, при этом все говорят про творческий подход, самостоятельность. Можно сколько угодно говорить про интегральное обучение и творческое мышление, но, если студенту на экзамене предлагаются тесты с выбором ответов, смысла в таких разговорах нет.
  10.  Заимствование лучшего. Проводя реформы в образовании, не стоит ориентироваться на опыт той или иной страны — ведь что-то из этого подходит национальной системе, а что-то, напротив, противопоказано. Оптимальная модель заимствования лучшего создана в Сингапуре, где ничего не изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям. Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав одну из самых передовых систем образования в мире.