Вы здесь

Бедность родителей не должна мешать образованию детей

Версия для печатиPDF version

Институт образования ВШЭ, 21.04.2016

В Институте образования Высшей школы экономики обсудили проблемы неравенства в образовании на XVII международной научной конференции.

В последние годы Россия расширяет доступ ко всем уровням образования. Программа создания новых мест в детских садах обеспечила практически полный охват дошкольным образованием детей от 3 до 7 лет. По словам ректора ВШЭ Я.Кузьминова, расширение доступа к образованию дает надежду, что в следующем периоде драйвером развития экономики России будет не нефть, а человеческий капитал. При этом образование должно стать социальным лифтом и механизмом социального равенства, обеспечивая всем детям равный старт, равные образовательные возможности.

Чем выше уровень образования, тем лучше видна разница в достижениях между детьми из разных доходных групп. На уровне дошкольного образования от 3 до 7 лет все дети находятся в равном положении — программы для всех одинаковы. Но уже на этом уровне есть два фактора, создающие неравенство: дети из бедных семей лишены доступа к платному дополнительному образованию, и некоторое преимущество имеют те дети, с кем занимались в возрасте от 0 до 3 лет.

На уровне среднего образования целенаправленная селекция происходит в основной школе: в 7-8 классе слабо успевающим детям говорят, что им лучше пойти в техникум, потому что ЕГЭ они все равно не сдадут. В результате доля выпускников 9 класса, которые идут получать среднее профессиональное образование, растет — на сегодня это примерно 40% детей 15-16 лет. В техникумы идут в основном дети из бедных семей, тем самым отрезая себе путь наверх.

По словам научного руководителя Института образования ВШЭ И.Фрумина, если в семьях доход выше 20 тыс. рублей на человека, в вузы собираются поступать 50% детей, если до 10 тыс. рублей – лишь 20%.

В старшей школе дети из элитных школ, занимающиеся с репетиторами, имеют явное преимущество. Еще в 2012 году исследование о связи результатов ЕГЭ с доходами семьи выявило позитивную корреляцию. И хотя в России формально достигнута универсальная доступность высшего образования для выпускников школ, дифференциация между вузами слишком велика: чем выше доход семьи, тем в более престижный вуз поступает ребенок.

В ходе конференции некоторые докладчики выступили в защиту ТиПО. Заместитель министра образования и науки РФ А.Повалко отметил, что бедность родителей не должна мешать образованию их детей. По словам А.Повалко, в нормальной экономике все подряд не должны получать высшее образование, иначе оно девальвируется.

Руководитель департамента образования Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Кристиан Аедо добавил, что проблема неравенства — это вопрос эффективности экономики. Проблема не столько в равенстве, сколько в риске формирования группы населения, не получившей достаточного образования. Эта группа населения будет экономически непродуктивна в новой экономике.