Вы здесь

Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции

Версия для печатиPDF version

Forbes, 20.04.2017

Объем мирового рынка образования составляет $4,5–5,0 трлн. В ближайшие годы он обещает уверенно расти до $6–7 трлн. Доля онлайн-образования в общих показателях составляет около 3% ($165 млрд.). Благодаря устойчивому росту к 2023 г. цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд., прибавляя более чем по 5% в год.

США остаются лидерами на рынке в EdTech, но темпы прироста этого рынка в штатах замедляются. Второй по величине регион — Юго-Восточная Азия. В первую - Китай и Индия. Там рост рынка онлайн-образования составляет 17% в год. Драйвер рынка Восточной Европы — Россия со среднегодовым ростом 17–25%.

Общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял $31 млрд., на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% ($354 млн.). К 2021 г. эксперты ожидают заметный рост на рынке онлайн-образования, доля которого на общем рынке будет составлять уже 2,6% ($912 млн.).

Эксперты признают, что в России с 2014 г. было заключено всего 66 инвестиционных сделок в сфере EdTech, среди которых только несколько превысили $1 млн. При этом доминируют государственные инвестиции. Так, Фонд развития интернет инициатив вложил в подобные проекты небольшие суммы, обеспечив, тем не менее, почти 40% зафиксированных сделок. Иностранные инвесторы пока также практически отсутствуют на российском рынке. Имеется лишь шесть сделок с их участием.

По словам экспертов, глобальный рынок образовательных технологий обладает гигантским инвестиционным потенциалом, учитывая совокупные темпы годового роста, которые составили 28% за последние пять лет благодаря проникновению цифрового образования. Ситуация в России та же, что и на мировом рынке: огромный офлайн-сектор быстро переходит в онлайн.

В то же время инвесторы признают, что вырастить крупные компании в сфере образовательных технологий в рамках одного сегмента рынка будет сложно. Основное препятствие — в менталитете преподавателей и студентов, которые мыслят очень консервативно. Инновации проникают в образовательные учреждения с большим трудом. Многие директоры школ до сих пор используют бумажные классные журналы. Еще одним препятствием на пути активного развития цифрового образования в России эксперты называют «слабую IT-грамотность участников образовательного процесса, нехватку оборудования, обусловленную его высокой стоимостью, а также зачастую слабые каналы связи». Система образования в России чрезвычайно централизована и остается главным образом государственной.