Вы здесь

Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции

Версия для печатиPDF version

Forbes, 20.04.2017

 

Объем мирового рынка образования составляет $4,5–5,0 трлн, и в ближайшие годы он обещает уверенно расти, пробив отметку в $6–7 трлн. При этом доля онлайн-образования в общих показателях составляет около 3% ($165 млрд). Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 г. цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд, прибавляя более чем по 5% в год.

США по-прежнему остаются лидерами на рынке в EdTech, но темпы прироста этого рынка в штатах замедляются. Второй по величине регион — Юго-Восточная Азия. В первую очередь речь идет о Китае и Индии. Там рынок онлайн-образования набирает обороты значительно быстрее, среднегодовой рост составляет 17%. Драйвер рынка Восточной Европы — Россия со среднегодовым ростом, по разным оценкам, в 17–25%.

Общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял $31 млрд, на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% ($354 млн). К 2021 г. эксперты ожидают заметный рост на рынке онлайн-образования, доля которого на общем рынке будет составлять уже 2,6% ($912 млн).

Эксперты признают, что в России с 2014 г. было заключено крайне мало инвестиционных сделок в сфере EdTech. Речь идет лишь о 66 сделках, среди которых только несколько превысили $1 млн, а меньше 20 сделок - составили более $100 тыс. Еще одна особенность инвестирования в российское онлайн-образование — доминирование государственных инвестиций: так, Фонд развития интернет инициатив вложил в подобные проекты небольшие суммы, обеспечив, тем не менее, почти 40% зафиксированных сделок. Иностранные инвесторы пока также практически отсутствуют на российском рынке. Имеется лишь шесть сделок с их участием.

По словам экспертов, глобальный рынок образовательных технологий обладает гигантским инвестиционным потенциалом, учитывая совокупные темпы годового роста, которые составили 28% за последние пять лет благодаря все большему проникновению цифрового образования. Ситуация в России в большой степени та же, что и на мировом рынке: огромный офлайн-сектор быстро переходит в онлайн.

В то же время инвесторы признают, что вырастить крупные компании в сфере образовательных технологий в рамках одного сегмента рынка будет сложно. Основное препятствие — в менталитете преподавателей и студентов, которые мыслят очень консервативно. Инновации проникают в образовательные учреждения с большим трудом. Например, многие директоры школ до сих пор предпочитают использовать бумажные классные журналы. Еще одним препятствием на пути активного развития цифрового образования в России эксперты называют «слабую IT-грамотность участников образовательного процесса, нехватку оборудования, обусловленную его высокой стоимостью, а также зачастую слабые каналы связи». Система образования в России чрезвычайно централизована и остается главным образом государственной.