Вы здесь

Чего ждать от образовательных технологий в 2018 году

Версия для печатиPDF version
 
 Наступление Четвертой промышленной революции никак не повлияло на образование – большинство школ до сих пор обучает детей по устаревшим стандартам индустриального общества. В мире нарастает потребность в учебных заведениях будущего, в которых объединены STEM-науки и гуманитарное образование, а преподаватели работают бок о бок с роботами и алгоритмами. «Хайтек» изучил основные образовательные тренды ушедшего года и попытался понять, какие изменения стоит ожидать в 2018 г.
Исследование ООН обнаружило, что более 250 млн. школьников формально посещают занятия, но не усваивают информацию. Несмотря на разный подход к преподаванию и разные учебные программы, школы по всему миру в равной степени переживают кризис образования.
Сохраняется культ STEM-наук хотя бы потому, что для многих образовательных учреждений научно-технические предметы до сих пор остаются недоступными. Например, в Англии 54% школ не включают программирование в учебную программу по государственному стандарту. В Гонконге научные, технические и инженерные программы не получают финансирования от правительства, а школьники могут изучать их только факультативно. И Великобритании, и Китаю остро не хватает преподавателей по STEM-дисциплинам, особенно это касается робототехники и кодирования.
Предприниматели и политики все чаще говорят о ценности гуманитарного образования, которое долгое время оставалось на вторичных ролях. Отчеты аналитических компаний прогнозируют, что учителя, сиделки и няни меньше всего рискуют остаться без работы по вине роботов. Считается, что в ближайшем будущем машины в принципе не смогут заменить специалистов, чья работа строится на контактах с людьми.
Президент Всемирного экономического форума Клаус Шваб отмечает, что социальная работа придет на смену фабричной и со временем будет хорошо оплачиваться. В этих условиях способность к эмпатии и умение налаживать диалог с другими людьми будут цениться особенно высоко.
По прогнозам экспертов, в ближайшие годы начальным и средним образовательным учреждениям по всему миру потребуется 20,1 млн. новых педагогов. Роль учителя сохранится, но профессиональные задачи изменятся. У всех педагогов будут личные ИИ-ассистенты, которые будут готовить учебную программу, адаптировать задания для каждого ученика, а также проследят за посещаемостью и выполнением домашних заданий. Преподаватели будут чаще проявлять эмпатию, искать подход к ученикам и мотивировать их на успехи. Из-за снижения бюрократической нагрузки педагоги будут реже испытывать стресс и избавятся от проблемы профессионального выгорания. Как следствие – профессия станет более привлекательной для молодых специалистов, а нехватка учителей будет устранена.
В 2018 г. продолжат появляться образовательные стартапы, причем на передний план выйдут разработчики мобильных приложений-репетиторов.