Вы здесь

Что мешает развитию науки в России?

Версия для печатиPDF version

Индикатор, 12.03.2017

И.о. генерального директора Российской венчурной компании Евгений Кузнецов во время выступления на III Конгрессе «Инновационная практика: наука и бизнес» рассказал об основных проблемах развития науки в стране. 

Основной проблемой российских ученых эксперт обозначил отсутствие их ориентации на коммерциализацию. В мире на территории кампусов университетов создают представительства консалтинговых компаний, бизнес-инкубаторы, проектные офисы. Ученый может пойти и договориться с ними о сотрудничестве, разделении долей, а дальше это уже сработает как целостная система. Сейчас университеты начинают конкурировать качеством этой предоставляемой среды. То есть ученые начинают искать не то место, где им больше заплатят, а то место, где лучше среда, где их разработки будут быстрее коммерциализироваться. Это называется модель Университета 3.0, над продвижением которой в России сейчас ведется активная работа.

Современный бизнес, который не хочет умереть в конкурентной борьбе, переходит на модель «открытые инновации». В рамках этой модели компания не сама занимается разработкой новых продуктов, а ищет их на рынке, у независимых разработчиков или стартапов. Так, японские компании потеряли вдвое по темпам капитализации за последние 19 лет именно потому, что они делают ставки исключительно на собственные разработки. Европейские и американские компании переходят на разработки с рынка, то есть на открытые инновации.

К открытым инновациям могут относиться корпоративные акселераторы, инкубаторы, технологические конкурсы. Например, компания объявляет, что ей интересны определенные технологии. В обмен на них корпорация дает деньги, полигон, оборудование, сертификацию, стендовое оборудование. Так, когда Procter&Gamble захотела сделать принтер, который печатает на еде, сначала она решила действовать традиционно: поручила разработку Hewlett-Packard, которая выставила колоссальный счет. Тогда P&G решили сэкономить и объявили конкурс, в котором победил итальянский ученый, профессор механики и по совместительству потомственный пекарь, владелец собственной пекарни. Он собрал принтер, который печатал на булочках. В итоге эта технология перешла к P&G, а профессор получает за нее отчисления. Таким образом работают открытые инновации.