Вы здесь

Дошкольное воспитание и обучение

Версия для печатиPDF version

 

  • В Международном докладе «Образование для всех 2000-2015гг.: достижения и вызовы» отмечено: «В 1999 году Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, где обучение в дошкольном учреждении в течение одного года стало обязательным и бесплатным».

  • В 2015 году в Казахстане коэффициент валового охвата (КВО) дошкольным воспитанием и обучением (ДВО) составил 60,37%. По данному показателю РК находился во 2-ой группе стран со значительным прогрессом КВО (от 30 до 69,37%). В ближайшей перспективе необходимо продолжить работу по вхождению в 3 группу КВО (70-79%), а затем и в 4 (› 80%).

  • В 2015 году сеть дошкольных организаций (ДО) выросла на 367 (4,3%) и достигла 8 834 единиц с контингентом 758,8 тысяч детей (+31,3 тыс. чел. или 4,1%). В пятилетний период сохранена тенденция роста общего числа ДО (+1 243 ед. или 16,4%) (2011г. – 7 591 ед.). Для 100% охвата детей от 3 до 6 лет к 2020 году необходимо сохранить и усилить данную тенденцию.

  • В 2015 году 20,1% (1 775 ед.) от общей сети представляли частные ДО. В них размещалось 28,7% (111,6 тыс. мест) государственного заказа. Это свидетельствует о росте государственной поддержки ДО и социальной ответственности бизнеса. Необходимо продолжить развитие ГЧП до cреднего уровня стран ОЭСР (40% в частных ДО).

  • Мини-центры (МЦ) представляли 52% (4 593 ед.) от общей сети ДО. Из них 3 762 единиц (82%) находились в сельской местности. При этом только 47,6% МЦ (2 185 ед.) работали в режиме полного дня. А это значит, что более 95 тысяч детей получали дошкольные услуги все еще в усеченном виде. Для достижения показателя ГПРОН «Доля мини-центров с кратковременным днем пребывания от общего их количества к 2020 году составит 29,9%» необходимо продолжить практику сокращения их доли.

  • В сельской местности функционировали 5 990 ДО, в том числе 2 228 детских сада. Материально-техническая база (МТБ) ДО сельской местности оставалось слабой. Из общего количества сельских детских садов только 960 единиц располагались в типовых, 1 268 - в приспособленных зданиях. Это в два раза больше, чем в городской местности (624). Из 15 аварийных ДО 14 находились на селе. Поэтому местным исполнительным органам (МИО) необходимо сконцентрироваться на укреплении МТБ именно сельских ДО.

  • Отмечается положительная динамика роста охвата детей в возрасте от 3 до 6 лет ДВО. В 2015 году этот показатель составлялял 81,6%. При этом охват детей с года до 3 лет остался все еще низким (16,6%). Это вдвое меньше показателя стран ОЭСР (33%). Созданные на местах консультативные пункты при ДО для работы с родителями детей,
    не посещающих детские сады, имели слабую методическую базу, не поддерживались финансово. ОЭСР акцентирует внимание государств на вопросах раннего развития и ухода за детьми. Размещение госзаказа в частных ДО для детей ясельного возраста, развитие консультационных пунктов и дистанционных форм обучения для родителей требуют принятия действенных мер.

  • Несмотря на рост сети показатели очередности детей в ДО не снижаются. По сравнению с 2014 годом очередь в ДО выросла на 525 детей. В 2015 году их численность составила 545,4 тысяч, в том числе от 3 до 6 лет - 186 тысяч детей (34%). При этом в показатель очередности включены дети, посещающие частные ДО по госзаказу. Поэтому рекомендуется пересмотреть методику учета очередности детей, оставив только тех, кто не пользуется господдержкой.

  • В ДВО педагогическую деятельность осуществляли 80,9 тысяч человек. Из общего количества педагогов только 34,9% (28,2 тыс. чел.) имели специальность «Дошкольное воспитание и обучение». Доля педагогов с квалификационными категориями составила 44,7%. При этом численность педагогов, имеющих 2 категорию (25,1%), превалировала. Наряду с плановой подготовкой специалистов целесообразным является внедрение ускоренных форм обучения для действующего ресурса педагогических кадров ДО с непрофильной специальностью.

  • В 2015 году пересмотрена система оплаты труда в части повышения заработной платы педагогов. Однако, средняя зарплата воспитателя ДО все еще остается низкой и составляла 49% (61 031 тг.) от средней по стране (126 021 тг.). Кроме того, имелась существенная разница в 44% между зарплатой учителя начальных классов (89 937 тг.) и педагога ДО. В странах ОЭСР данный показатель составляет 9% (зарплата педагогов ДО - 3 150$, учителя начальных классов - 3 437$).

  • Из 35,1 тысяч детей дошкольного возраста (от рождения до 6 лет) с особыми потребностями в развитии охвачено ДВО 10 674 (30%). Поэтому создание условий для воспитания и обучения детей в инклюзивной среде в контексте 4-ой Глобальной Цели устойчивого развития остается приоритетным.

  • Содержание дошкольного образования обновляется. Внесены изменения в Государственный стандарт ДВО. По рекомендации экспертов ОЭСР разработана интегрированная Типовая учебная программа ДВО для детей с 1-го до 6-и лет. Проект Типовой учебной программы предшкольной подготовки проходит экспериментальную апробацию. Качество подготовки детей к школе будет оцениваться показателем «Доля детей 5-6 лет с высоким и средним уровнем умений и навыков».

  • В Казахстане на национальном уровне не создана нормативная правовая и инфраструктурная база проведения мониторинга и оценки готовности детей к школе. Тем самым не предоставляется возможным оценить качество и эффективность расходов на ДВО (2015г. - 239 613 млн. тг., 0,58% к ВВП).