Вы здесь

Среднее образование

Версия для печатиPDF version

 

  • В 2015 году в Казахстане функционировали 7 511 школ, в которых обучались 2 799 585 детей.

  • За последние 5 лет количество школ сократилось на 185 единиц (2011г. - 7 696). По сравнению с 2014 годом сеть сократилась на 56 школ, в основном за счет закрытия МКШ.

  • При этом, контингент обучающихся продолжает расти. В 2015 году прирост составил 114,5 тыс. человек (2014г. - 108,7 тыс.).

  • Малокомплектные школы (МКШ) составили 44% от общего количества организаций общего среднего образования. В них обучались только 8% учащихся (214 551 чел.) и преподавали 17% педагогов (55 331 чел.). Доля педагогов МКШ с высшей категорией почти в два раза меньше, чем                     в среднем по стране (МКШ - 9,8%, РК - 18,3%).

  • Качество образования в МКШ ниже, чем в среднем по РК. По результатам PISA-2012 учащиеся МКШ выполнили 35% заданий по естествознанию, в то время как по стране данный показатель равен 40%. В ЕНТ-2015 выпускники МКШ набрали в среднем 74,9 балла, что на пять баллов меньше среднего показателя по стране (79,4). На 3,9 балла меньше среднего показателя по стране показали учащиеся МКШ в ВОУД-2015 (РК - 37,3 баллов).

  • Разрыв между городом и селом в количестве педагогических работников, имеющих первую и высшую категории составил 7% (52% в городе и 45% в селе). В 2015 году 50% учителей дневных государственных общеобразовательных школ (145 146 чел.) имели первую и высшую категории. Без категории все еще оставались 23% учителей (66 962 чел.).

  • 89% (290 399 чел.) педагогов имели высшее и послевузовское образование. 11% являлись выпускниками колледжей. 1/3 казахстанских педагогов имели стаж работы свыше 20 лет, при этом в стране более 39 тысяч учителей (13,5%) предпенсионного и пенсионного возраста.

  • Размер заработной платы учителя средней школы составил 69% (87 508 тенге) от средней по стране и являлся существенной преградой для привлечения перспективных выпускников вузов в школы. Необходимо проработать вопрос создания новой модели оплаты труда учителей с привязкой к их квалификации и карьерному росту.

  • С 2011 года количество аварийных школ сократилось почти втрое (с 194 до 69 в 2015 году). Количество трехсменных школ за аналогичный период увеличилось на 17 единиц и составило 87 школ. Наибольшее количество школ, ведущих занятия в три смены зафиксировано в 2013 году (112 школ).

  • В 2015 году количество двухсменных школ с дефицитом ученических мест сократилось на 47 по сравнению с 2013 годом и составило 171. Ликвидировать трехсменность к 2018 году позволит строительство еще 87 школ.

  • В 1,5 раза увеличилось количество школ, создавших условия для включения в образовательный процесс детей с особыми потребностями, обусловленными состоянием здоровья (с 2 200 в 2014г. до 3 210 в 2015г.). В 2015 году 44,8% (3 210) школ обеспечены необходимой МТБ (подъемные устройства, пандусы, специальные приспособления в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами).

  • В 2015 году инклюзивным образованием охвачены 27,4% детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями, обусловленными состоянием здоровья (2014г. - 26,6%). Закон РК «Об образовании» определяет инклюзивное образование как процесс, обеспечивающий равный доступ  к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Поэтому необходимо принять четкие индикаторы мониторинга инклюзивного образования.

  • Требует особого внимания качество учебно-методических ресурсов. В 2015 году по результатам экспертизы РГКП «Учебник» рекомендованы к использованию в учебном процессе лишь 50% учебников и УМК (2013г. - 60%, 2014г. - 71%). Это связано с ужесточением требований к научной и педагогической экспертизе УМК в 2015 году.

  • Продолжается тенденция снижения доли выпускников школ, принявших участие в ЕНТ (2014г. - 68,9%, 2015г. - 66,9%). Разница в результатах ЕНТ учащихся городских и сельских школ сохраняется (7,95 балла).

  • 1/2 казахстанских школ ежегодно не проходят государственную аттестацию (2015г. - 50,6%, 2014г. - 51,3%). При этом, не выработан механизм пост-аттестационной поддержки школ после вынесения отрицательного заключения. Необходимо методическое и консультационное сопровождение школ со стороны контролирующих органов.

  • В 2015 году охвачены подвозом к школе 24 903 ученика (91%) из 27 363 детей, проживающих в населённых пунктах, где отсутствуют организации образования. Существует потребность в дополнительных 184 единицах транспорта для организации подвоза учащихся к школам и обратно.

  • Мониторинг апробации ГОСНО в 2015 году показал значительный прогресс уровня знаний первоклассников, обучавшихся по программам обновленного содержания образования. Средний балл диагностического тестирования обучающихся пилотных школ «на выходе» составил 137,7 баллов, что на 7,3 балла выше среднего балла обучающихся контрольных школ (130,4 баллов). Минимизирована разница в достижениях учащихся городских и сельских школ - 2,7 балла по сравнению с разницей в 6,7 баллов контрольных школ в городе и селе.