Вы здесь

Техническое и профессиональное образование

Версия для печатиPDF version

 

  • По прогнозам к 2020 году в Казахстане потребность в кадрах рабочих квалификаций составит 95% от всех вакансий. Это обусловлено снижением численности обучающихся по рабочим специальностям в системе ТиПО с 1991 по 2015 годы в 2,6 раз. Ежегодно свыше 10% выпускников общеобразовательных школ выходят на рынок труда, не имея профессиональных квалификаций. В этой связи восполнение потребности производства рабочими специальностями все еще остается актуальным.

  • Международные эксперты отмечают, что «в Казахстане недостаточно развиты инструменты профессиональной ориентации молодежи. Данные опроса свидетельствуют, что 49% выпускников колледжей работают не по специальности. Это проблема не только трудоустройства, но и личного выбора. Успешная социальная интеграция молодежи возможна при осознанном выборе профессиональной траектории личности. Поэтому необходимо систематизировать, интегрировать и институализировать разрозненные методики профориентационной работы.

  • По данным МОН РК в 2015 году 348 (44%) колледжей внедрили элементы дуального обучения. Внесены изменения и дополнения в Закон РК «Об образовании» в части установления не менее 60% производственного обучения и практики на базе предприятия и закрепления принципов дуального обучения. Вместе с тем, на национальном уровне не разработана оценочная рамка мониторинга эффективности и результативности его внедрения.

  • Сеть учебных заведений ТиПО за последние 5 лет снизилась на 10% (-89 колледжей). Одновременно отмечается снижение контингента студентов на 16,8% (-101,1 тыс. человек). Ежегодно увеличивается доля выпускников школ, переходящих на уровень высшего образования (2014г. - 54,9%, 2015г. - 56,6%). Данные тенденции являются следствием непрестижности системы ТиПО. При этом за 5 лет госзаказ на подготовку рабочих кадров имеет тенденцию увеличения (+6,9%).

  • Трудоустройство остается основным показателем эффективности и качества деятельности организаций профессионального образования. Доля трудоустроенных выпускников ТиПО на 1 октября 2015 года составила 68%, что ниже показателей Германии и Дании на 16% и 11,1% соответственно.

  • Отсутствие преемственности ТиПО и высшего образования препятствует формированию гибкой структуры подготовки кадров. 70% работодателей не удовлетворены навыками выпускников ТиПО и вузов. В этой связи требуется провести анализ преемственности образовательных программ и внедрения кредитной технологии в колледжах.

  • Cтуденты колледжей впервые приняли участие в 43-м мировом чемпионате профессионального мастерства WorldSkills International-2015. Низкий уровень и скорость выполнения конкурсных заданий, несоответствие технических инструментов предъявляемым высокотехнологичным требованиям, незнание английского языка не позволили команде Казахстана занять высокие позиции (50 место из 55 стран-участников).