Вы здесь

Влияние социально-экономических факторов на сферу образования

Версия для печатиPDF version

 

  • За последние 10 лет ВВП и ВВП на душу населения РК имели положительную тенденцию роста и составляли, в среднем 5,4% и 3,9% соответственно. Производительность труда росла в среднем на 3,8% в год. Вместе с тем, значения данных показателей все еще ниже, чем в развитых странах. Значительные инвестиции в развитие человеческого капитала страны, в том числе и в сферу образования позволят в дальнейшем улучшить макроэкономические показатели.

  • Доля государственных расходов на образование в РК в период с 2011 по 2015 годы находилась в диапазоне 3,5-4% от ВВП. Этот показатель остается все еще низким в сравнении со средним по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - 5,5%. Необходимо довести долю госрасходов на образование до значения ОЭСР.

  • В 2015 году затраты домохозяйств и населения на образование в среднем составляли всего 3,5% от денежных расходов. В течение 3-х последних лет такие статьи как «плата за дошкольное образование», «расходы на питание» и «плата за высшее образование» образовывали более 60% всех расходов и оставались практически без изменений. Городской житель тратил на образование на 1,5% больше, чем сельский.

  • В 2015 году средняя зарплата работников системы образования составляла 62% от средней по стране (ОЭСР - 79%). Меньше всего получали педагоги дошкольного образования (41%). Необходимо создать новую систему карьерного роста педагогов для повышения уровня их квалификации и зарплаты.

  • Показатели рынка труда в РК за прошедший 5-летний период оставались стабильными при сравнительно незначительных колебаниях экономической активности и занятости населения. Показатели безработицы и молодежной безработицы (5,0% и 4,1%) ниже в сравнении со странами ОЭСР (6,8% и 15,1%). Основная доля занятого населения РК - специалисты с высшим (35,6%) и средним профессиональным (33%) образованием. Вместе с тем, за 5 лет среди безработных отмечен рост доли специалистов с высшим образованием на 5% (с 20,9% в 2011г. до 25,9% в 2015г.) и средним профессиональным на 6,9% (с 26,4% в 2011г. до 33,3% в 2015г.) и снижение доли безработных с общим средним образованием на 8% (с 37% в 2011г. до 29% в 2015г.). Эта тенденция противоречит мировой практике, когда высокий образовательный уровень ведет к снижению безработицы. В странах ОЭСР только 5,1% людей, имеющих третичное образование, являются безработными. В то время как, среди населения с уровнем ниже общего среднего, безработица составляет 12,8%. Население стран ОЭСР с третичным образованием зарабатывает на 60% больше, чем с общим средним. Для локализации роста доли дипломированной безработицы необходимы комплексные меры по повышению качества ТиПО и высшего образования.

  • По данным исследования ОЭСР PIAAC высокий образовательный уровень позволяет иметь лучшее здоровье (на 10,8%) и доверие к окружающим (на 15,9%), бо́льшую вовлеченность в политическую жизнь (на 19,4%) и волонтерскую деятельность (на 11,1%). Для Казахстана эти данные станут известны после участия в PIAAC-2018.

  • Миграционные тенденции отрицательно влияют на уровень человеческого капитала. За последние 5 лет из Казахстана выбыло специалистов с высшим и техническим и профессиональным образованием почти на 40 тысяч больше, чем прибыло. Ежегодное выбытие дипломированных специалистов из РК ведет к потенциальному упущению государством 0,03-0,04% ВВП.

  • За 5 лет в Казахстане наибольший отток населения внутри страны зафиксирован в ЮКО (-4%) и Жамбылской обл. (-2,5%), а приток в городах республиканского значения Астана (+10,5%) и Алматы (+7,1%). Необходимо совершенствование механизмов внутренней миграции на примере программы «Серпін-2050».