Вы здесь

Экзамен со стажем: закону о ЕГЭ исполняется 10 лет

Версия для печатиPDF version

ТАСС, 09.02.2017

9 февраля 2007 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о введении Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Документ положил начало настоящей революции в системе образования, потому что серьезным образом повлиял не только на процесс обучения в школах, но и на поступление в вузы.

По словам ректора РУДН и одного из основоположников ЕГЭ Владимира Филлипова, экзамен создавался как объективный механизм оценки качества выпускников школы. До ЕГЭ в школе, как правило, тот же учитель, который учил, и выставлял оценку на экзаменах, то есть фактически самому себе. Во-вторых, была проблема, связанная с вузами, которые предъявляли разные требования к абитуриентам на одни и те же специальности, а иногда и превосходили уровень школьной программы.

Еще одна проблема заключалась в том, что для жителей отдаленных регионов в силу расстояния и денежных затрат было сложно приехать в другой город, чтобы подать документы в вуз.

Эксперимент ЕГЭ длился семь лет (начался в 2001 г. и ежегодно охватывал около 1 млн. школьников) - ровно столько занял процесс апробации, когда регионы выбирали предметы для сдачи, а вузы выбирали предметы, которые они будут засчитывать в качестве экзаменов.

Подготовка к ЕГЭ и его введение встречали большое сопротивление в стране. Было несколько категорий противников экзамена.

Негативно отнеслись к ЕГЭ учителя, которые раньше сами ставили оценки, а теперь были вынуждены «дрожать в ожидании, как их учеников оценят посторонние люди». Противниками экзамена были и директоры школ, которые раньше влияли на то, кому дать медаль, тогда как с приходом ЕГЭ она вообще перестала играть роль при поступлении.

После появления ЕГЭ появилась возможность сравнить, почему один и тот же экзамен в одной школе дети сдают лучше, в другой - хуже. Появился механизм оценки качества работы школ, которого ранее не было, что пугало директоров и вызывало негатив.

Не приняли ЕГЭ и преподаватели вузов, потому что раньше они могли заниматься репетиторством и готовить детей конкретно в свой вуз. С внедрением ЕГЭ они лишились возможности заработка, потому что требования в вузы уравнялись. Ректоры были против, потому что при помощи своих вступительных экзаменов сами решали, кого принять, кого нет.

Обязательным для всех ЕГЭ стал с 2009 г. Сейчас все чаще звучит мнение, что от ЕГЭ в его первоначальном виде почти ничего не осталось.

Изначально часть «А» (тестовая) экзаменационных вариантов давала возможность проверить минимальный уровень знаний и заработать «тройку» тем, кто не знает предмет.

Сейчас, когда школа понимает уровень ЕГЭ, и как к нему готовить, по всем предметам, кроме иностранного языка, исчезла тестовая часть. По русскому языку, для выпускников вводится устная часть, чтобы продемонстрировать уровень владения речью, а не только знания на бумаге.

По словам помощника Президента РФ, Министра образования и науки в 2004-2012 гг. Андрея Фурсенко, главная заслуга ЕГЭ в том, что экзамен создал социальный лифт для ребят, которые ориентированы на знания.