Вы здесь

Дайджест образования выпуск №25 (6.12.14-19.12.14)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

ОЭСР отмечает необходимость борьбы с социальным неравенством

Education International, 10.12.2014

 

Согласно последним исследованиям ОЭСР, низкий уровень инвестиций в образование является основной причиной растущего социального неравенства, а также замедления роста экономики стран во всем мире.

Справочно: 9 декабря т.г. ОЭСР опубликовал новый отчет «Тренды в области неравенства доходов и его влияние на экономический рост». В отчете были использованы данные из стран ОЭСР, полученные в рамках Программы международной оценки компетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult Competencies – PIAAC) в течение последних 30 лет.

Эконометрический анализ данных показал, что неравенство в уровне доходов негативно влияет на экономический рост стран. Наибольшее значение имеет разрыв в уровне доходов между малообеспеченными семьями и остальным населением. В период с 1990 по 2010 гг. увеличение неравенства доходов снизило ВВП Новой Зеландии на 10%, Великобритании – на 9% и США – на 7%.

Результаты отчета свидетельствуют, что человеческий капитал является главным фактором, посредством которого неравенство влияет на экономический рост стран.

Данные PIAAC показали, что увеличение неравенства в уровне доходов задерживает развитие навыков у лиц, родители которых имеют низкий уровень образования. Не6равенство влияет как на количество лет обучения, так и на его качество (уровень грамотности).

Эксперты ОЭСР считают, что меры по снижению неравенства в уровне доходов должны осуществляться не только в целях улучшения социальных результатов, но также и для поддержания долгосрочного экономического роста.

Предлагается обеспечить поддержку уязвимым группам населения, в том числе семьям с детьми и молодежи, путем активной политики на рынке труда, обеспечения раннего развития и ухода за детьми, а также компенсационных выплат в работе. ОЭСР также призывает страны обеспечить социальное равенство с раннего возраста путем увеличения финансирования в секторе образования. Такие шаги должны стать приоритетным направлением образовательной политики всех стран.

 

В Англии обеспокоены снижением эффективности средних школ

BBC, 10.12.2014

 

Согласно последнему отчету Управления образовательных стандартов, детских служб и профессионального образования Великобритании (Ofsted), около 30% средних школ Англии не соответствует требованиям качества. В результате у детей на 50% уменьшились шансы посещения «хорошей» или «лучшей» школы.

Справочно: Согласно Рамочному документу по школьной инспекции Ofsted (Framework for school inspection), школы оцениваются на основе следующих критериев: результаты успеваемости учащихся, качество преподавания, поведение и безопасность учащихся, и качество управления и руководства школы.

В данный момент 170 тыс. детей посещают школы, не отвечающих требованиям к качеству обучения. Данный показатель на 70 тыс. больше, чем два года назад.

Ofsted отмечает улучшение качества только у начальных школ, показатели которых лучше, чем у средних школ. Так, 82% начальных школ оцениваются как «хорошие» и «лучшие», в то время как этот показатель ниже у средних школ (71%).

Согласно Ofsted, одной из причин снижения эффективности школ является низкое качество управления. Большинство школ, в свою очередь, отмечают отсутствие автономии как причину снижения прогресса.

В отчете организации также отмечается проблема привлечения молодых людей в профессию учителя. В следующие 10 лет стране потребуется больше учителей для удовлетворения растущей численности учеников в школах.

 

Робот вместо учителя – не фантастика, а реальность

Hi-news.ru, 10.12.2014

 

В текущем учебном году в некоторых странах в качестве школьных учителей стали применять роботов. Целесообразность данной практики и мнения детей, обучающихся у роботов, пока не известны.

В южнокорейском городе Масан вместо людей работают роботы-преподаватели английского языка. Это происходит под наблюдением человека, но через несколько лет по мере развития технологий планируется дать больше свободы роботам.

На Аляске (США) роботы освобождают учителей от физического присутствия в классе. Например, в школе на острове Кадьяк Аляски преподаватели общаются со своими учениками по видео-чату с помощью «роботов телеприсутствия», у которых вместо головы установлен планшетный компьютер. Стоимость данных роботов составляет $2 000.

В школе Гарлема в г.Нью-Йорк (США) робот помогает учащимся развивать математические способности. Машина способна распознавать разные языки и воспроизводить речь. Сидя на письменном столе, робот не решает задачи, а дает подсказки, которые помогают учащимся находить правильные решения.

 

В Гонконге выделяют $45 млн. на обучение за рубежом

The Pie News, 11.12.2014

 

Бюро образования Гонконга объявило о выделении $45 млн. на стипендиальный фонд, который будет предоставлять возможность 100 студентам обучаться в лучших университетах мира.

Стипендия будет покрывать оплату за обучение по программам бакалавриата или магистратуры с учетом максимальной суммы на обучение $32 тыс. в год.

Стипендиаты могут учиться в любом университете, который входит в топ-100 лучших университетов мира 4 международных рейтингов: QS, Шанхайский рейтинг, Times Higher Education и US&World News Report (США).

По завершении обучения стипендиаты должны вернуться в Гонконг и отработать в течение двух лет либо в зависимости от продолжительности обучения (3 года обучения по программам бакалавриата соответствуют году отработки). Данное требование может быть отменено в исключительных случаях.

Стипендии будут присуждаться на основе результатов успеваемости претендентов. Приоритет будет отдаваться студентам, которые не имеют финансовой возможности обучения за рубежом.

Первый набор стипендиатов начнет обучение уже в 2015-16 учебном году. Количество мест на получение стипендии останется таким же в течение двух лет. В случае успешной реализации программы будет рассматриваться увеличение количества стипендиатов.

 

В Великобритании объем домашнего задания в школах наибольший среди европейских стран

ВВС, 11.12.2014

 

Школьники в Великобритании получают больше домашних заданий, чем в большинстве стран Европы. По данным исследования ОЭСР, в Великобритании объем домашнего задания в школах больше, чем в Финляндии, Германии, Швеции и Австрии. Но меньше чем в Сингапуре и Шанхае (Китай).

Справочно: 1 декабря т.г. ОЭСР было опубликовано мини-исследование «Влияние домашнего задания на неравенство в образовании», которое проанализировало влияние объема домашнего задания, а также социального статуса детей на их успеваемость. Подробнее об исследовании: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/ 5jxrhqhtx2xt.pdf?expires=1418990824&id=id&accname=guest&checksum=2F5B2BB208FC1D05EDE49B4A65F62603

По данным ОЭСР, наблюдается международная тенденция увеличения домашнего задания у городских детей из семей среднего класса. Данный факт в частности касается Великобритании, где имеется большая разница в объеме домашнего задания между школами, которых посещают дети из обеспеченных и неблагополучных семей.

По словам директора по образованию ОЭСР Андреаса Шлейхера, различие между результатами обучения детей с разными социальными статусами объясняется отличием в объеме домашнего задания. Результаты обучения школьников из благополучных семей лучше, т.к. у них больше объем домашнего задания, по сравнению с социально уязвимыми детьми.

Однако, в школах Финляндии и Южной Кореи – лидеров Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment – PISA), не отмечается большого объема домашнего задания.

Приложение 1. 10 стран с самым большим объемом домашнего задания

 

Страны

Страны

1.

Шанхай (Китай)

6.

Ирландия

2.

Россия

7.

Румыния

3.

Сингапур

8.

Эстония

4.

Казахстан

9.

Литва

5.

Италия

10.

Польша

Источник: ОЭСР  
 

Во Франции студенты и сотрудники вузов вышли на протест

RT, 12.12.2014

 

12 декабря т.г. тысячи сотрудников и студентов французских университетов вышли на протест. Причиной протеста является низкий уровень финансирования высшего образования, из-за которого университеты буквально «разваливаются».

Изменения, внесенные в госбюджет на 2015 г., предполагают сокращение финансирования системы образования на €136 млн., в том числе высшего образования на € 70 млн.

Кроме того, университетские сотрудники возмущены тем, что материально-техническая база и инфраструктура университетов находится в плачевном состоянии. По их мнению, требуется €2 млрд. для их модернизации.

Справочно: В рамках протеста был запущен проект фотографий, свидетельствующих о «материальном и финансовом кризисе» французских университетов. Данные фото можно посмотреть по следующей ссылке: http://universiteenruines.tumblr.com/

Французские вузы требуют налоговых льгот при найме исследователей. В настоящее время такой подход применяется только к компаниям, нанимающим выпускников исследовательских и научных программ.

Специалисты отмечают, что проблема низкого качества вузов Франции, о чем свидетельствуют международные рейтинги, не только в финансировании, а в срочной необходимости модернизации системы высшего образования.

Частные вузы во Франции показывают результаты лучше по сравнению с государственными университетами, в которых практикуется бесплатное обучение. Поэтому одним из способов увеличения финансирования может стать введение оплаты за обучение в государственных вузах.

 

В США увеличивается число выпускников программ докторантуры

Chronicle of Higher Education, 12.12.2014

 

Число докторских степеней, полученных в американских университетах, увеличилось на 3,5% в 2013 г. по сравнению с предшествующим годом. Такие данные были опубликованы Национальным научным фондом (National Science Foundation) по результатам ежегодного отчета.

Однако, карьерные возможности выпускников докторантуры ухудшились. Количество трудоустроенных либо занимающихся постдокторской работой снизилось до 62,7% в 2013г., что на 6,5% ниже, чем в 2008 г. (см. Приложение 2). Данный результат является самым низким за последние 12 лет.

Приложение 2. Доля трудоустроенных выпускников за период 1993-2003 гг.

Источник: National Science Foundation's Survey of Earned Doctorates

Около 15 тыс. новых выпускников PhD американских вузов приняли предложения о работе. Около половины из них трудоустроились и заняли академические позиции в вузах.

Число ученых в гуманитарных науках после окончания докторантуры составило почти 1,9 тыс., из них 83% получили академические должности.

Многие выпускники докторантуры предпочитают продолжить свои исследования. Их число увеличилось с 32,8% в 2003 г. до 40% в 2013 г.

Большая часть докторских степеней была присуждена в области естественных наук и инженерии (около 75%). Наибольшее число степеней (более 12 тыс.) получают в медико-биологических науках.

Кроме этого резко возросло число докторских степеней, присужденных ученым из стран Азии. В 2013 г. их число составило почти 13,5 тыс., по сравнению с 12,8 тыс. годом ранее.

 

В Турции планируют увеличить охват религиозным обучением

Dailynews, 16.12.2014

 

В Турции будет введено религиозное образование для детей в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно нововведению, все дети в возрасте от 3 до 6 лет будут изучать молитвы на арабском языке и их правильное произношение. Учащиеся будут получать общую информацию о Коране, а также изучать арабский алфавит.

Уроки религии уже являются обязательными с 4-го класса в начальных школах Турции. Кроме этого рассматривается возможность увеличения часов изучения религии в старшей школе до 2 часов в неделю. Введение новых правил религиозного обучения вызывают опасение среди населения в виду угроз по увеличению религиозного фанатизма.

 

В Корее планируют ввести запрет на иностранных преподавателей

Koreaherald, 17.12.2014

 

Министерство образования Южной Кореи планирует введение запрета преподавания английского языка на уровне дошкольного образования, а также учителей-носителей языка.

Это связано с тем, что наем таких учителей является одной из причин высоких цен обучения на английском языке в стране. По словам министра образования, будет проведен опрос населения для определения необходимости иностранных учителей в образовательной системе.

В случае утверждения плана министерства Национальной Ассамблеей (Парламент) Республики Корея, все классы с английским языком обучения для детей в возрасте от 3-5 лет будут запрещены. Данная мера повлияет на детские сады и частные образовательные учреждения, ведущие обучение на английском языке.

Ежемесячно средняя стоимость обучения в детских садах с обучением на английском языке составляет $730. Это иногда в 10 раз дороже, чем в обычных дошкольных организациях. Данное предложение стало частью попытки сдержать ежегодный рост цен в частных образовательных учреждениях.

Для решения данного вопроса планируется сделать акцент на повышении качества обучения английскому языку в школах. В школах будут предоставлены курсы английского языка для сотрудников, а также онлайн образовательные программы для учащихся.

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Минимальная зарплата эстонских учителей вырастет до €900

www.hm.ee, 08.12.2014

 

Правительство Эстонии приняло решение выделить дополнительные 4,5% из госбюджета для увеличения зарплаты учителям. При этом минимальная зарплата учителя вырастет до €836. По словам Министра образования и науки Эстонии Евгения Осиновского, рост зарплаты учителей является приоритетным вопросом на повестке дня системы образования.

В этой связи в фонд зарплаты учителей министерством было перенаправлено свыше €3 млн. Дополнительные средства были выделены после уточнения числа учеников и перераспределения внутренних ресурсов. Это также позволит поднять минимальную зарплату учителей в следующем году на 12,5%, то есть до €900.

Таким образом, минимальная зарплата учителей в следующем году вырастет в два раза по сравнению со средней зарплатой в стране.

 

В Беларуси разработан проект Концепции развития системы бизнес-образования

Белорусские новости, 09.12.2014

 

В Беларуси разработан проект Концепции развития системы бизнес-образования и План мероприятий по ее реализации. Документ разработан рабочей группой, в состав которой вошли представители госсектора и частного бизнеса.

В соответствии с Концепцией функции госрегулирования рынка бизнес-образования возлагаются на Министерство экономики Беларуси. В рамках проекта предлагается создание двойной системы бизнес-образования. Она будет включать создание высших школ бизнеса на базе учреждений высшего образования и бизнес-школ — на базе всех организаций, предоставляющих услуги бизнес-образования.

Концепция предусматривает использование механизма государственного заказа при подготовке кадров для национальной экономики. Определены три элемента финансирования обучения по госзаказу. 40% стоимости погашается за счет государственного бюджета, по 30% – за счет средств направляющей организации и за личный счет обучающегося.

 

Украинские вузы могут получить финансовую автономию

Освіта.ua, 10.12.2014

 

Министерством образования и науки Украины предложен специальный законопроект, который в случае его поддержки Парламентом позволит вузам получить финансовую автономию. Согласно законопроекту, вузы получат возможность вывести свои спецфонды из казначейства и обслуживаться в банках без потери статуса бюджетного учреждения.

По словам Министра образования и науки Украины Сергея Квит, принятие данного решения является важным достижением на пути развития университетской автономии.

Практически все правительство поддержало данное предложение Министерства образования и науки Украины о внедрении финансовой автономии вузов.

 

В России модернизируют нормативную базу для частных детсадов

Образование, 11.12.2014

 

В 2013г. доля частных детских садов среди дошкольных образовательных организаций составила менее 1,3%. В 2014г. планируют довести этот показатель до 3%.

Принятые в советский период нормативы запрещали создание детских дошкольных учреждений на частной основе. В настоящее время система вариативных форм воспитания и обучения дошкольников меняется. В результате требуется изменение нормативно-правовой базы для эффективного функционирования частных детских садов.

Минэкономразвития РФ, экспертным советом при правительстве и НИУ «Высшая школа экономики» был представлен проект «дорожной карты» по развитию негосударственного сектора в сфере социальных услуг. В «дорожной карте» предусмотрен ряд мер, позволяющих совершенствовать налоговое регулирование и механизмы поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Данные меры охватывают возможности государственно-частного партнерства, формирование условий для обеспечения доступа негосударственных организаций к оказанию социальных услуг. Кроме того, предусмотрен ряд мер в сферах медицины, образования, культуры и социального обслуживания.

 

Россия в 2014 г. реформировала систему оценивания учебных достижений

МК, 11.12.2014

 

В России в 2014 г. вносилось множество изменений в систему оценивания учебных достижений. Изменения касаются процедур сдачи и пересдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), введения выпускного сочинения, а также организации экзаменационных сессий в вузах.

Во-первых, 14 февраля т.г. выпускники прошлых лет впервые смогут сдать ЕГЭ по русскому языку, не дожидаясь лета. Выпускники т.г. получат возможность сдать географию, изучение которой закончилось в 10-м классе. На экзамен по географии зачислено 188 человек, по русскому языку – 917. По данным Рособрнадзора, причиной малого числа претендентов на пересдачу является непривычность новой схемы.

Во-вторых, в т.г. учащиеся 11-классов школ писали выпускные сочинения. При этом 95,3% из них получили зачет, 4,7% – незачет.

В-третьих, планируется повышение проходного балла по ЕГЭ для поступления в вуз в 2016 г. Соответствующие предложения по данному вопросу находятся на обсуждении в Минобрнауки РФ.

Кроме того, в текущем учебном году в целях борьбы с коррупцией 6 вузов в пилотном режиме организуют прием экзаменов нестандартным методом. Экзамены в них будут принимать преподаватели вуза, не обучавшие студентов в течение семестра.

 

Педагоги русского языка могут повышать квалификацию онлайн

РИА НОВОСТИ, 12.12.2014

 

Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина (РФ) создана дистанционная школа повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного. Данная школа функционирует на портале «Образование на русском».

Справочно: Портал «Образование на русском» является ключевым направлением Программы продвижения русского языка и образования на русском языке Правительства РФ. На платформе зарегистрировано 75 тыс. пользователей со всего мира – из России (33,3 %), стран Северной Америки (36%), СНГ (12,5%), Европы (11%), Южной Америки (3,8%), Азии (2,9%), Австралии и Океании (0,3%), а также Африки (0,2%). На портале работают три ресурса: «Русский язык как иностранный», «Русская школа» и «Школа профессиональной поддержки».

Целью дистанционной школы является повышение квалификаций и профессиональная поддержка преподавателей русского языка всего мира. После окончания курсов в данной школе есть возможность получить сертификат и стать тьютором дистанционного обучения.

На сегодняшний день записались и прошли обучение около 3 тыс. преподавателей из 27 стран мира. В тройку лидеров по количеству участников входят Россия, Казахстан и Украина.

 

Вузы Узбекистана освобождены от уплаты налогов до 2018г.

Новости Узбекистана, 15.12.2014

 

С 1 января 2015 г. вступает в силу решение Президента Узбекистана об освобождении вузов от уплаты налогов.

Согласно этому документу, университеты освобождаются от уплаты налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды до 1 января 2018 г. Налогами не будут облагаться средства, поступающие за подготовку кадров на платно-контрактной основе.

Средства, высвобожденные в результате этого начинания, планируется использовать для укрепления материально-технической базы вузов и обеспечения учебного процесса современными средствами обучения, а также материального стимулирования работников вузов.

 

В Москве учителя выступили против электронных журналов

NEWSru.com, 17.12.2014

 

С начала учебного года большинство московских школ перешли на электронный журнал Московского регистра качества образования. Принятие Закона о госуслугах в электронном виде в сфере образования подразумевает предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, а также ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости.

В московских школах электронные журналы начали массово внедрять весной 2011 г. Изначально выбор конкретного электронного журнала оставалась за школой. Однако вскоре от разработчиков всех журналов потребовали интегрировать данные всех систем электронных журналов в Общегородской электронный журнал и дневник. Данный журнал был разработан Департаментом информационных технологий г. Москва.

Осенью 2013 г. департаментом были опубликованы «Рекомендации по ведению журналов успеваемости и дневников учащихся в электронном виде». После этого в ноябре 2013г. вышел приказ о запрете образовательным организациям использовать электронные журналы, не разработанные госорганами.

По мнению учителей, новая система влечет многочисленные неудобства: исчезновение введенной информации, в том числе выставленных оценок, проблемы с входом в систему и услугой SMS-информирования об оценках и др. В итоге некоторые школы вернулись к бумажным дневникам.

Более 20 тыс. родителей и учителей составили петицию властям г. Москва с требованием вернуть школам право выбирать себе электронные журналы.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: М. Алпысбаева, К. Манакова,

Н. Черкашина, Е. Коротких и А. Суюндиков