Вы здесь

Дайджест образования выпуск №11 (15.08.14-22.08.14)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

 

Университет Гарварда возглавил Шанхайский рейтинг

University World News, 15.08. 2014

 

Американские университеты вновь превзошли более чем 1.250 других высших учебных заведений в ежегодном рейтинге 500 лучших университетов мира Шанхай Джао Тонг (Shanghai Jiao Tong). Университет Гарварда занял первое место.

Рейтинг вузов Шанхай Джао Тонг оценивает учебные заведения по нескольким параметрам, в числе которых: выпускники и сотрудники-лауреаты Нобелевской или Филдсовской премии, публикации статей в журналах Nature или Science и индексы цитирования для естественных и гуманитарных наук Института научной информации.

Университеты Соединенных Штатов заняли 16 мест в первой двадцатке лучших университетов и 146 мест среди всех участников рейтинга.

Великобритания – вторая после США страна с лидирующими позициями вузов в Шанхайском рейтинге. Всего в списке Шанхай Джао Тонг числятся 38 британских вуза, из них три университета вошли в двадцатку лучших.

39 высших учебных заведений Германии вошли в перечень Шанхай Джао Тонг, однако ни один вуз не представлен в топ-20. Шанхайский рейтинг включил по 21 вузу Франции, Италии и Канады и по 19 вузов Австралии и Японии.

44 университета Китая продолжают продвижение к наивысшим местам списка вузов Шанхай Джао Тонг.

Африканский континент представлен в рейтинге вузами ЮАР и Египта.

На 19-ом месте рейтинга дебютировал Швейцарский университет науки и техники – Швейцарская высшая техническая школа Цюриха. Всего в т.г. впервые в рейтинге Шанхай Джао Тонг появились 25 вузов.

 

Приложение 1. ТОП-10 университетов Шанхайского рейтинга

Рейтинг 2014

Рейтинг 2013

Университет

Страна

1

1

Гарвардский университет

США

2

2

Стэнфордский университет

США

3

4

Массачусетский технологический институт

США

4

3

Калифорнийский университет в Беркли

США

5

5

Кэмбриджский университет

Великобритания

6

7

Принстонский университет

США

7

6

Калифорнийский технологический институт

США

8

8

Колумбийский университет

США

9

9

Чикагский университет

США

10

10

Оксфордский университет

Великобритания

 

Учащиеся КНР предпочитают оканчивать школу в США

The Scotsman, 14.08.2014

 

В Китае по причине изнурительного процесса обучения растет количество школьников, желающих учиться в старших классах общеобразовательной школы США.

В США количество учеников старших классов, приехавших из КНР, с 2005 года увеличилось в 50 раз – до 31 889 учащихся.

Школьники Китая пытаются избежать изнурительной учебы в старших классов на родине, где они вынуждены учиться до ночи без возможности участия во внеурочных занятиях.

Кроме этого, школьники Китая ожидают, что окончание школы в США дает больше возможности поступить в престижные высшие учебные заведения страны.

Различные исследования отмечают высокую успеваемость китайских учащихся по сравнению с американскими школьниками по таким предметам, как математика и чтение.

Китай известен эффективно выстроенной системой образования в начальной и средней школах, особенно в части обучения математике. Однако образовательная система КНР нуждается в инновациях.

 

Систему образования Вьетнама обвиняют в высоком уровне безработицы

VietNamNet Bridge, 19.08.2014

 

Низкий уровень качества образования является причиной невостребованности на рынке труда выпускников университетов Вьетнама.

По данным Министерства труда, инвалидов войны и социальной защиты Вьетнама, около 162 тыс. выпускников университетов не трудоустроены. При этом, согласно статистическим данным за первый квартал т.г., из 1 млн. безработных страны 20% окончили колледжи (3 года обучения) и вузы (4-5 лет обучения).

По данным Министерства образования Вьетнама, половина выпускников университетов в 2009 году были не трудоустроены, а из числа трудоустроенных 30% работают не по специальности. По мнению экс-председателя Комитета по культуре, образованию, защиты детства и юношества Национальной Ассамблеи профессора Нуен Мин Тует, высокий уровень безработицы среди выпускников послесреднего образования свидетельствует о недостатках системы образования страны.

Несмотря на быстрое развитие экономики, спрос на высококвалифицированных рабочих во многих отраслях страны остается низким. Будучи поставщиком сырья на мировые рынки, Вьетнам не нуждается в большом количестве инженеров-технологов для его переработки.

По словам профессора Нуен Мин Тует, наряду с числом студентов, получающих академическую степень, с каждым годом пропорционально увеличивается количество низкоквалифицированных нетрудоустроенных выпускников. Во многих вузах Вьетнама прием абитуриентов осуществляется по проходному баллу 10 из 30 пороговых. В результате 100% абитуриентов вузов Вьетнама получают дипломы, в то время как, к примеру, во Франции данный показатель равен 50%.

В то же время, с точки зрения работодателей, учебные планы университетов и колледжей Вьетнама сфокусированы на академических вопросах в ущерб практическому применению навыков, что является причиной низкой квалификации многих молодых специалистов.

 

Международные студенты высоко оценивают качество образования в Тайване

Taiwan Today, 18.08.2014

 

Согласно проведенному Фондом международного сотрудничества в высшем образовании Тайваня (Foundation for International Cooperation in Higher Education of Taiwan) опросу международных студентов, 93,5% респондентов рекомендуют Тайвань как место учебы мирового класса.

Справочно: Фонд международного сотрудничества в высшем образовании Тайваня (Foundation for International Cooperation in Higher Education of Taiwan) – это некоммерческая организация, основанная в 2005г. Представляет 114 местных университетов.

Кроме того, по мнению 90% респондентов, Тайвань является лучшей страной для изучения китайского языка, в то время как только 5,9% рекомендуют материковый Китай.

Превосходная образовательная среда Тайваня, а также разумная плата за обучение и изобилие стипендий являются причинами высокой оценки среди опрошенных студентов. Кроме того, Тайвань является международным центром подлинной китайской культуры.

Согласно данным Фонда, число иностранных студентов в Тайване в 2013г. составило 78 тыс., что на 18,5% больше показателя предыдущего году. В течение последних нескольких лет в стране наблюдается стабильное увеличение притока иностранных студентов.

По мнению почти 93% опрошенных студентов, обучение в Тайване улучшит перспективы их карьерного роста. 86% респондентов заинтересованы в прохождении практики или трудоустройстве в Тайване по окончании обучения.

 

В Великобритании численность учеников на класс достигает 70 человек

Telegraph, 18.08.2014

 

Сотни детей в Великобритании обучаются в переполненных классах, где количество детей на класс достигает 70. Рост иммиграции и высокий уровень рождаемости привели к увеличению числа детей в классах.

По данным Департамента образования Великобритании, в шести начальных школах на 70 детей в классе приходится один учитель, а в 100 школах число учеников в одном классе составляет, по меньшей мере, 50 детей.

Согласно подсчетам Лейбористкой партии, при сохранении темпов роста численности детей к 2020г. число учащихся, посещающих переполненные классы, составит 500 тыс. детей. Это, в свою очередь, скажется на качестве получаемого образования.

Ранее Лейбористская партия запретила превышение числа 30 учеников в начальных классах (с 4 до 7 лет). Количество учащихся может быть увеличено только в исключительных ситуациях – к примеру, при принятии ребенка в школу в результате выигранной апелляции. Однако правящая коалиция ослабила правила, после чего количество учащихся в классах увеличилось.

Справочно: В Великобритании в случае отказа предоставить ребенку место в выбранной школе родители вправе подать апелляцию.

По данным Департамента образования, число учеников начальной школы выросло на 2,5% за 2013 г., достигнув 4,4 млн. детей. В этой связи количество начальных школ не достаточно для предоставления образовательных услуг растущему числу детей.

 

Саксония отличается лучшими школами в Германии

Local, 20.08.2014

 

Согласно общенациональному анализу Германии, лучшие школы страны расположены в Саксонии, в то время как Берлину необходимо улучшать параметры школ.

В рамках исследования «Мониторинг образования-2014» наивысший балл получили школы Саксонии. Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Гамбург замыкают первую пятерку. Замыкают список Бранденбург, Северный Рейн-Вестфалия и Берлин.

При проведении исследования учитывались 93 показателя качества образовательных услуг, в числе которых: состояние инфраструктуры, размеры класса и демографическая ситуация в школе.

Согласно отчету, Саксония имеет отличную школьную инфраструктуру. В регионе успешно избегают любого проявления недочетов в сфере образования, а количество высококачественных школ впечатляет.

Регионы, замыкающие список, не продемонстрировали должный уровень качества образовательных услуг по различным причинам. Так, в регионе Северный Рейн-Вестфалия в классах обучается излишнее количество учеников, школьная инфраструктура недостаточно развита, отмечаются недостатки и в самом учебном процессе. В Бранденбурге слабый уровень проведения мероприятий по интеграции детей. В Берлине ученики не эффективно проводят время в школе.

Несмотря на низкий общий рейтинг, школы Берлина лидируют в области исследовательской работы, а Северный Рейн-Вестфалия возглавляет страну в области интеграции детей.

По мнению экспертов Кельнского Института экономических исследований, переход на двенадцатилетнее обучение может сгладить недостатки образовательной системы.

 

В штате Мичиган тысячи детей из социально-уязвимых семей получат доступ к дошкольному образованию

Lansing State Journal, 18.08.2014

 

В Штате Мичиган (США) было увеличено финансирование в государственную программу дошкольной подготовки Great Start Readiness Program.

Инвестирование в программу было увеличено на $130 млн. Программа охватывает детей из социально-уязвимых семей и обеспечивает их подготовкой к детскому саду.

В 2012г. финансирование программы увеличилось на 119% по сравнению с 2011г. – до $239 млн. Количество мест в школах было увеличено на 95% – до 63 тыс. Одно место соответствует половине дня посещения программы. Дети, посещающие программу полный день, будут получать два места. Дополнительное финансирование позволит подготовить к детскому саду большее количество детей.

Программа Great Start сочетает академическую, социальную и игровую деятельность. Программа рассчитана для детей в возрасте 4 лет.

Штат Мичиган был отмечен как один из лидеров среди других штатов по инвестированию в программы дошкольного образования. В декабре штат Мичиган выиграл грант в размере $52 млн. для усиления инвестирования в дошкольные программы.

Справочно: Грант был выигран штатом Мичиган в рамках федеральной программы «Гонка за первенство – вызовы раннего обучения» (Race to the Top -- Early Learning Challenge). Цель программы – улучшение системы обучения в раннем возрасте и программ развития для детей путем увеличения охвата детей из малообеспеченных и обездоленных семей, а также разработки и реализации комплексной системы высококачественных дошкольных программ. Общий бюджет программы составил $280 млн., который был распределен в декабре 2013 года среди 6 штатов, продемонстрировавших лучшие показатели в области дошкольного образования.

В 2012-2013 учебном году только 8% общественных учреждений штата Мичиган реализовали программу Great Start. Процент был увеличен до 23% в течение 2013-2014 учебного года.

 

Сообщества инноваций набирает популярность в профессиональных колледжах Китая

Xinhuanet, 15.08.2014

 

Недавнее исследование Фонда молодежи Китая выявило, что большое количество студентов профессиональных колледжей Китая в целях выработки свежих идей присоединяются к сообществам, занимающимся вопросами инноваций.

По данным исследования, около 82% опрошенных студентов профессиональных колледжей подтвердили существование в их школах сообществ по вопросам инноваций.

Более 86% респондентов отметили, что участвовали в научно-исследовательской либо инновационно-ориентированной деятельности в колледжах

Справочно: Инновационные сообщества являются студенческими организациями, которые финансируются за счет колледжа, для поощрения их участия в научно-исследовательской и инновационной деятельности.

По мнению Кси Чансонга, заместителя генерального секретаря Китайского сообщества в области микробилогии, студенты профессиональных колледжей зачастую имеют большое количество нереализованных идей.

По его словам, по сравнению со студентами университетов, получающими в вузе навыки творческого подхода и логического мышления, студенты профессиональных колледжей более уязвимы, так как профессиональные школы обычно не включают проработку данных вопросов в учебные планы.

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Беларусь перенимает опыт Эстонии в сфере среднего образования

Baltic Course, 18.08.2014

 

Министерство образования Беларуси заинтересовано в изучении опыта Эстонии в сфере школьного образования. В настоящее время Минобразование Беларуси осуществляет разработку программы профессиональной мобильности по теме «IT в компетентно ориентированных образовательных практиках стран Балтии и Скандинавии».

Министерству образования Беларуси интересен опыт и инновации Эстонии в области реализации компетентностного подхода и IT в учреждениях среднего образования.

Опыт Эстонии также интересует Беларусь как за счет высоких результатов эстонских школьников в тестах PISA, так и благодаря конкурсу «Дигитальный переворот».

Справочно: Конкурс «Дигитальный переворот» – это проект, целью которого является обучение школ эффективному использованию современных технологий в учебном процессе. Проект разработан компанией Samsung Electronics Baltics и проводится в сотрудничестве с Таллиннским университетом. В рамках проекта преподаватели Таллиннского университета будут обучать представителей системы среднего образования развитию цифровой инфраструктуры, учебных материалов и методов обучения согласно выбранной каждой школой модели.

 

В России запустят проект в области оценки качества образования

РИА Новости, 19.08.2014

 

Спецпроект «Социальный навигатор», проводимый МИА «Россия сегодня», и Евразийская ассоциация оценки качества образования (ЕАОКО) заключили соглашение о сотрудничестве.

Благодаря проекту читатели всех площадок МИА «Россия сегодня» будут получать эксклюзивную и качественную информацию о развитии образования стран СНГ.

Справочно: «Социальный навигатор» – это мультимедийный информационный ресурс, в рамках которого представляются и продвигаются результаты эксклюзивных социальных исследований (международных и российских) на русском, английском, арабском, испанском и китайском языках на площадках различных федеральных и региональных СМИ.

Задачи «Социального навигатора» – проведение и продвижение результатов совместных исследований, мероприятий и проектов в области оценки качества дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

По мнению президента ЕАОКО Виктора Болотова, данный проект демонстрирует значимость общего информационного поля для всех, кто занимается оценкой качества образования. Соглашение о сотрудничестве — важный шаг в сторону интеграции профессионального сообщества в Евразии.

Заключению соглашения предшествовала работа по формированию единого подхода к предоставлению качественной информации в области образования.

 

Латвийские ученые встревожены возможным прекращением финансирования науки

Baltic Course, 20.08.2014

 

По словам директора Латвийского института органического синтеза Иварcа Калвиньша, научную деятельность в Латвии придется свернуть во втором полугодии 2015г. при отсутствии дополнительных средств на науку, выделенных правительством Латвии.

Из-за отсутствия ясности по освоению фондов ЕС запрашиваемые Министерством образования и науки Латвии средства могут быть не выделены.

Научных работников Латвии могут ожидать неоплачиваемые отпуска, вплоть до увольнения с работы с 1 июля 2015 года – когда будет исчерпаны средства бюджета. Соглашения о финансировании на новый период еще не заключены.

По мнению директора Латвийского института органического синтеза, бюджетное финансирование на науку в стране составляет лишь 25% от необходимого базового объема.

 

Депутаты вернут в Тбилиси детсады

Эхо Кавказа, 20.08.2014

 

Председатель комиссии по образованию и культуре городского собрания Тбилиси Тамар Татиашвили призвала депутатов начать благоустройство старых и строительство новых детских садов.

В период с 2010 по 2012 годы в столице Грузии закрылось около 50 заведений дошкольного образования. В результате тысячи детей не могут поступить в детские сады.

Согласно нескольким исследованиям, проведенным международными и местными неправительственными организациями, в детских садах в группе должно быть не более 25 детей. В большинстве же тбилисских дошкольных образовательных учреждений в группе насчитывается по 40-60 детей. К столь тяжелому положению привели действия бывших властей, при которых в Тбилиси было закрыто около 50 детских садов.

Сегодня в Тбилиси необходимо открыть не менее 100 детских садов, чтобы удовлетворить спрос всех нуждающихся. Количество детей в группах необходимо сокращать.

Детские сады принимают в 2-3 раза больше нормы, однако тысячи детей остаются за их пределами. Дошкольные образовательные учреждения перестают справляться со своими функциями.

В данный момент проводится создание дополнительных групп в детских садах Тбилиси.

Однако в любом случае потребуется строительство новых детских садов в Тбилиси. На данный момент уже разработаны несколько проектов по строительству новых учреждений, которые в ближайшем будущем будут переданы на рассмотрение городским властям.

 

В рамках программы Всемирного банка лицеи Армении приведут в порядок

News.am, 21.08.2014

 

Армения получит от Всемирного банка $14,9 млн. по Программе усовершенствования образования.

Проект кредитного соглашения был одобрен на заседании Правительства Армении 21 августа. Сумма будет предоставлена Международной ассоциацией развития (IDA) – подразделением Всемирного банка по выдаче льготных кредитов. Ставка кредита составит 1,25% годовых.

Цель программы – повысить дошкольную подготовку детей, а также улучшить состояние лицеев и вузов (по оснащению лицеи все еще уступают средним 9-классным школам).

В вузах на средства программы планируется поддерживать фонды инноваций.

 

Колледжи и техникумы России перестанут выдавать дипломы фотографам и водолазам

Газета.Ru, 18.08.2014

 

Согласно поправкам в закон Российской Федерации «Об образовании», колледжи и техникумы перестанут выдавать дипломы парикмахеров, фотографов и водолазов, сообщается в документе, опубликованном на Едином портале раскрытия информации РФ.

Из перечня наименований профессий среднего специального образования будет исключено 97 позиций. Так, «пивоваров» и «проходчиков» будут готовить исключительно в учебных центрах.

В представленном на сайте документе есть и очень редкие профессии. Например, «оператор линии производства маргарина» и «оленевод-механизатор».

Причиной сокращения перечня специализаций стала низкая популярность некоторых учебных программ. Однако отмечается, что работодатели готовы сами обучать нужных специалистов, поэтому проблем в нехватке кадров возникнуть не должно.

Проект приказа Министерства образования и науки РФ будет находиться на стадии общественного обсуждения до 30 августа.

 

С 2016 года дошкольное образование будет доступно для всех нижегородских детей старше трех лет

ИА REGNUM, 20.08.2014

 

По данным Минобразования Нижегородской области, с 1 января 2016 года дошкольное образование будет доступным для всех детей в регионе старше 3 лет.

Правительством области разработана государственная программа с объёмом финансирования 6,19 млрд. рублей с созданием дополнительных 14 208 мест. Участниками программы являются 42 муниципалитета и городских округа. В т.г. будут введены в эксплуатацию 17 объектов нового строительства.

В настоящее время охват детей от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования в Нижегородской области составляет 90,2 % при среднероссийском показателе 86%. Таким образом, к 1 января 2016 года будут не только введены федеральные образовательные стандарты дошкольного образования, но и достигнута доступность дошкольного образования для каждого ребёнка достигшего трех лет.

В настоящее время на территории региона функционируют 1359 дошкольных образовательных организаций.

 

Омские школы и колледжи стали доступнее для инвалидов

Общественное телевидение России, 20.08.2014

 

В рамках программы «Доступная среда» в Омске школы и колледжи стали доступнее для инвалидов. В 26 образовательных учреждениях появились пандусы, подъемники, распашные калитки и другое спецоборудование.

Финансирование проекта (около 5 млн. рублей) осуществляется из средств федерального и регионального бюджетов.

 

На сегодняшний день все работы по переустройству завершены.

Далее в планах чиновников по программе «Доступная среда» – переоборудовать для инвалидов еще 19 учреждений образования: четыре колледжа, пять коррекционных и 10 общеобразовательных школ.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: М.Алпысбаева, К.Манакова, Н.Черкашина, Е.Коротких и М. Кенжетаева