Вы здесь

Дайджест образования Выпуск № 19 (17.10.14-24.10.14)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

 

В Корее растет число безработных среди выпускников гуманитарного направления

Korea Bizwire, 22.10.2014

 

Выпускники гуманитарных специальностей становятся все менее востребованными на рынке труда Южной Кореи. Согласно данным веб-сайта о высшем образовании в Корее, в 8 из 10 государственных вузах страны, уровень занятости выпускников научных и технических специальностей превысил уровень занятости выпускников гуманитарных наук во второй половине 2013.

В оставшихся двух вузах показатель отличается лишь по причине того, что выпускники научных и инженерных дисциплин зачастую получают послевузовское образование. Согласно данным, только 3 из 10 выпускников гуманитарных специальностей находят работу.

Данный тренд может быть связан с индустриальной направленностью экономики Кореи. Кроме того, корейские крупные компании больше преуспели в производстве оборудования, нежели программного обеспечения. Например, филиалы компаний Samsung Group, LG Group и Hyundai Motor Group, планируя нанять в общей сложности 10 тыс. работников во второй половине 2014 г., однако они не планируют нанимать ни одного выпускника гуманитарного направления

Проблема безработицы выпускников гуманитарных наук создала другую проблему. Растущее число выпускников гуманитарного направления вновь поступают в вузы для обучения по другой специальности. Согласно данным Комитета по образованию, культуре, спорта и туризму, более 3,5 тыс. в течение трех лет поступили на такие специальности, которые гарантируют трудоустройство. К ним относятся медицинский уход, дошкольное воспитание, физиотерапия и стоматология. Стоимость переобучения этих студентов оценивается приблизительно в $247 млн. год.

 

В Миссисипи была выявлена низкая эффективность дошкольных организаций

Mississippi News Now, 22.10.2014

 

Результаты первого этапа оценивания подготовки детских садов показали, что две трети детей пойдут в школу неподготовленными к обучению. Более 40,000 детских садов из 144 регионов в штате приняли участие в экзамене по оценке грамотности детей дошкольного возраста - the STAR Early Literacy exam. Экзамен проводился в начале 2014-2015 учебного года. Более 65% детей набрали менее 530 баллов. Таким образом, грамотность детей составила 70%. Средний балл по штату составил 501 балл.

Экзамен был нацелен на оценку знаний алфавита, и навыков чтения. По окончанию экзамена был представлен отчет для родителей и учителей, который содержит данные по грамотности каждого ребенка. Отчеты для учителей также включают информацию по диагностике на каждого ребенка. Согласно исследованиям, 84% детей, набравших баллы от 530 и выше, достигнут хороших навыков чтения только к концу третьего года обучения в школе.

 

Родители играют важную роль в выборе университета в Великобритании

Times Higher Education, 18.10.2014

 

Согласно исследованию OnePoll, проведенного среди 500 учеников в возрасте от 16 до 18 лет, для почти четверти учащихся выпускных классов Великобритании (22%) мнение родителей является важным фактором при выборе специальности. Для каждого седьмого выпускника (14%) выбор родителей гораздо важнее их собственного.

Чаще всего ученики прислушиваются к родителям, т.к. не получают совет по выбору профессии, в котором они нуждаются из их школ. Три четверти студентов (74%) считают, что им не предоставили достаточно информации, на которой можно основывать решение по выбору специальности. Кроме того 34% опрошенных ответили, что им не была предоставлена возможность пообщаться с представителями индустрии для принятия правильного решения по выбору специальности.

По мнению Иэна Маршалла (Ian Marshall), заместителя ректора университета Ковентри (Coventry University), картина высшего образования сильно изменилась за последние 20-30 лет, поэтому родители не владеют достаточным объемом информации для помощи в выборе профессии.

 

Студенты сыграют важную роль на предстоящих выборах в Великобритании

Times Higher Education, 19.10.2014

 

Согласно данным Национального союза студентов (National Union of Students - NUS), учащиеся вузов страны могут серьезным образом повлиять на результаты парламентских выборов 2015 г.

Отношение студентов к выборам сильно поменялось после предыдущих выборов 2010 г., после которых правительство решило в три раза увеличить стоимость обучения в вузах. По словам Тони Пирс (Toni Pearce), президента NUS, их союз сделает все возможное, чтобы студенты воспользовались своими правами на выборах 2015 г.

В связи с этим NUS выпустил манифест под названием «Новый курс следующего поколения» (New Deal for the Next Generation), в котором говорится о требованиях, которые союз предъявит победившей партии. Они поделены на три категории, представляющие особый интерес для студентов: образование, трудоустройство и общество.

Союзом студентов был также разработан специальный портал, позволяющий определит как их голос сможет повлиять на результаты выборов если они будут голосовать в университетском или домашнем избирательном округе.

Согласно опросу NUS, проведенному в августе, 73% студентов зарегистрировались на участие в выборах 2015 г., по сравнению с 60% на выборах 2010 г. Однако лишь 4% относят себя к какой-либо политической партии. Три четверти (77%) студентов считают, что политики не сдерживают свои предвыборные обещания, а две трети (65%) убеждены, что партии ставят свои интересы выше, чем интересы общества.

Самым важным фактором, определяющим выбор студентов, является прожиточный минимум (80% выделили его важность), после которого следует здравоохранение (72%) и занятость (72%).

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

В России планируют ликвидировать 150 рабочих специальностей

Московский Комсомолец, 21.10.2014

 

Минобрнауки планирует ликвидировать государственную подготовку по ряду рабочих специальностей.

По проекту, рабочие кадры в России будут готовить не три года, как раньше, а 10 месяцев. При этом могут закрыть от 97 до 150 специальностей, среди которых сварщики на лазерных установках, бортпроводники, вышкомонтажники и другие профессии, требующие определенных навыков и знаний.

Специальности поделили на группы. В первой - морально устаревшие, вроде сборщика приборов вакуумной электроники. Профессии из второй группы переведут из начального на средний уровень профтехобразования (такие, как механик протезно-ортопедических изделий). В третью группу попали профессии, которые на протяжении многих лет реализуются через программы подготовки на предприятиях, а не в системе профтехобразования. Например, как машинист проходческого комплекса.

Авторы законопроекта ссылаются на то, что число студентов профтехучилищ в России падает из года в год. Так, в 1993 году в стране было 1,7 миллионов учащихся ПТУ и техникумов, а сейчас их осталось лишь 770 тысяч.

Критики проекта подчеркивают, что раньше на многих специальностях из списка в ПТУ бесплатно учились дети-сироты. Теперь все курсы учащимся придется оплачивать.

Однако решение по двум профессиям из запланированных на закрытие - парикмахера и фотографа, были изменены в связи с негативной реакцией общества. Будут оставлены и многие другие отраслевые специальности, в том числе в области горного дела. Обсуждение перечня с необходимых специальностей обсуждается с представителями различных отраслей экономики.

 

Литва намерена ввести в стране обязательное дошкольное образование

Обзор, 17.10.2014

 

Министерство просвещения и науки Литвы планирует ввести с сентября 2015 года обязательное дошкольное образование для шестилетних детей. В проекте бюджета 2015 года на это заложено 1,5 млн. евро. В данный момент закон об обязательном дошкольном образовании находится в стадии разработки.

Соответствующие планы представила в парламентском Комитете по просвещению, науке и культуре в среду, заведующая Отделом дошкольного и начального воспитания Министерства просвещения и науки Гражина Шейбокене. Литва входит в число трех государств - членов Евросоюза (ЕС), в которых обязательное образование детей начинается позже, чем в других странах. В Латвии является обязательным образование детей до пяти лет, в Польше узаконено обязательное дошкольное воспитание.

 

МГУ и СПбГУ могут дать право учреждать вузы с партнерами за рубежом

РИА Новости, 23.10.2014

 

Группа депутатов во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным внесла на рассмотрение парламента законопроект, согласно которому Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский университет (СПбГУ) смогут выступать совместно с иностранными партнерами учредителями вузов, в том числе за рубежом. Согласно документу, выпускники таких вузов будут получать дипломы МГУ и СПбГУ.

Как отмечается в пояснительных документах, лица, завершившие обучение в совместных образовательных организациях высшего образования и прошедшие итоговую аттестацию, получают те же документы об образовании и (или) о квалификации, что выдаются лицам, завершившим обучение, соответственно, в МГУ и СПбГУ.

В документе отмечается, что деятельность совместных образовательных организаций высшего образования должна базироваться на разработанных МГУ и СПбГУ образовательных стандартах и образовательных программах. Таким образом, законопроект позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования отношений, связанных с участием ведущих российских вузов в международном рынке образовательных услуг.

По мнению авторов, поправки усилят позиции ведущих университетов России в борьбе за иностранных студентов. Сейчас первенство принадлежит США, Великобритании, Австралии и Канаде и является для данных стран существенным источником инвестиций.

Депутаты подчеркивают, что принятие законопроекта создаст благоприятные условия для распространения лучших отечественных образовательных стандартов и образовательных программ за рубежом, будет способствовать дальнейшему повышению мирового авторитета российской системы высшего образования в целом и ведущих российских вузов в частности.

 

У школьников и студентов Кыргызстана будут длинные зимние каникулы

Газета.kg, 23.10.2014

 

Министерство образования и науки Кыргызстана подготовило новый график каникул в школах и учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.

Как отметили в пресс-службе ведомства, такие изменения вводятся для предупреждения обострения сезонных заболеваний учеников в зимний период.

Так, в школах продлят сроки зимних каникул - с 29 декабря 2014 года по 18 января 2015 года (20 дней) за счет дней весенних каникул (3 дня) и продолжения обучение по 29 мая (4 дня). Продолжительность весенних каникул составляет 7 дней с 23 по 29 марта. Учебный год завершится 29 мая.

Во всех учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования каникулы будут в период с 1 по 31 января.

 

В Ростове ликвидировали очереди в детские сады

ИА REGNUM, 22.10.2014

 

Очередей в детские сады Ленинского района Ростова нет. Такое заявление сделал на очередном заседании гордумы депутат Станислав Затонский. Издавна существующую проблему позволило решить внедрение так называемых мобильных детских садов и строительство новых объектов в молодых микрорайонах. По оценкам специалистов, мобильные дошкольные учреждения оснащены всеми необходимыми функциями и в то же время менее затратные. А введение в эксплуатацию новых детских садов в молодых жилых районах города снизили очередность в детские сады Ростова.

В 2013 году в Ростове-на-Дону был открыт первый мобильный детский сад. Мобильный детский сад представляет собой легкое сооружение площадью 140 квадратных метров. Первый такой модуль появился при детском саде №123 на улице Лермонтовской. Для монтажа дома понадобилось всего два с половиной месяца. Пищеблок и спальня отсутствуют. Две раздевалки, два санузла и две игровые комнаты, в которых имеется вся необходимая мебель, игрушки и интерактивные игровые комплексы. В отличие от привычных детских садов, мобильный детский сад работает в две смены, поскольку нередко родителям удобно оставлять ребенка лишь на полдня.

В каждой смене организованы две группы кратковременного пребывания, по 20 человек в каждой. Таким образом, ежедневно садик могут посещать 80 маленьких ростовчан. Конструкция детского сада позволяет к зданию детсада без труда пристроить новые модули, а при желании конструкцию можно быстро разобрать и установить в другом месте.

 

В Эстонии будут готовить нужных специалистов

Baltic Course, 22.10.2014

 

Парламентская комиссия по культуре поддержала внесение в Закон о профессиях поправок, призванных прогнозировать потребности в рабочей силе на рынке труда и способствовать подготовке кадров в соответствующих сферах.

По мнению работодателей и иностранных инвесторов, нехватка рабочей силы с соответствующим уровнем подготовки является одним из основных препятствий роста экономики. Сбор информации о профессиях и навыках, требующихся на рынке труда, позволит оценивать потребности рынка. Это, в свою очередь, поможет студентам при планировании их карьеры и определении, какие квалификации требуются на рынке труда.

По словам представлявшего законопроект министра образования и науки Евгения Осиновского, работодатели также будут вовлечены в процесс создания новой системы, равно как и в процесс формирования системы пожизненного образования.

Система работы нововведения будет создана Министерством образования и науки в сотрудничестве с Министерством экономики и коммуникаций и Министерством социальных дел. На реализацию проекта запланировано €4,4 млн. из средств Евросоюза, которые будут выделяться в период с 2014 по 2020 гг.

Оценку потребностей рынка труда возьмут на себя координационный совет и экспертные организации соответствующих специальностей. Организацией их работы, согласно переданным министром образования и науки полномочиям, займется целевое учреждение "Kutsekoda".

Результаты анализа будут использоваться, например, при оказании услуг профориентации, а также при составлении образовательных программ учебных заведений.

___________________________________

Над дайджестом работали: К. Манакова,

Н. Черкашина, Е. Коротких, А. Суюндиков