Вы здесь

Дайджест образования выпуск № 44 (06.06.2015 - 16.06.2015)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Опубликован рейтинг азиатских университетов Times Higher Education

Times Higher Education, 10.06.2015

 

Первое место в рейтинге азиатских университетов Times Higher Education (THE) 2015 г. занял Токийский университет. Общее количество японских вузов в топ-100 составило 19 университетов – на 1 меньше, чем в 2014 г.

Представителями Китая в рейтинге т.г. стал в общей сложности 21 вуз по сравнению с 18 в прошлом году. Таким образом, китайские вузы в этом году обошли Японию по количеству в рейтинге. В 2014 г. японские вузы занимали максимальное количество позиций в рейтинге (20).

По информации Центра исследований образования в Китае Ва Чин Гонконгского университета ухудшение позиций Японии в рейтинге связано с рядом факторов.

Среди них высокий уровень инбридинга (найм преподавателей из числа выпускников того же вуза), выделение финансирования на исследования ограниченному числу топ вузов и низкий уровень продвижения молодых ученых.

 

Приложение 1. Топ-10 вузов рейтинга азиатских университетов THE

Место в азиатском THE

2015

Место в азиатском THE

2014

Место в мировом рейтинге THE 2014-15

Название университета

Страна

1

1

23

Токийский университет

Япония

2

2

25

Национальный университет Сингапура

Сингапур

3

3

43

Гонконгский университет

Гонконг

4

5

48

Пекинский университет

Китай

5

6

49

Университет Цинхуа

Китай

6

4

50

Сеульский национальный университет

Южная Корея

7

9

51

Гонконгский университет науки и технологии

Гонконг

8

8

52

Корейский ведущий научно-технический институт (KAIST)

Южная Корея

9

7

59

Киотский университет

Япония

10

11

61

Наньянский технологический университет

Сингапур

 

Чтение по буквам развивает мозг

Education news, 06.10.2015

 

Исследование Стэндфордского университета показало, что обучение детей чтению по буквам лучше развивает соответствующие отделы мозга, чем запоминание целых слов. Например, обучать детей произносить слово «Д-О-М» по буквам более эффективно, чем запоминать слово как образ.

Участники эксперимента запоминали слова двумя методами. Реакцию на новые слова проверяли с помощью томографии.

Согласно результатам исследования слова, выученные по буквам, задействовали левое полушарие мозга, которое ответственно за визуализацию и язык. Запоминание слов в виде образов приводит к активности правое полушарие мозга.

Таким образом, запоминание слов целиком признано нефизиологичным и низкоэффективным методом.

 

В Латинской Америке студенты платят за обучение из будущей зарплаты

Miami Herald, 06.05.2015

 

В Латинской Америке распространяется новая практика оплаты обучения в вузе уже после поступления на работу за счет зарплаты. Это стало возможным благодаря образовательному фонду Ламни (Lumni), который и заключает подобное соглашение со студентом, а затем финансирует его обучение.

Справочно: Lumni является образовательным фондом, который финансирует обучение студентов. В настоящее время финансирование от данного фонда получают 7 тыс. студентов в Чили, Колумбии, Мексике и Перу. В США запущена пилотная программа с 27 студентами.

В рамках данного соглашения студенты, завершив обучение и поступив на работу, выплачивают фонду от 10 до 15% заработной платы. Срок выплаты не превышает 6 лет.

Новая форма финансирования представляется весьма перспективной. Сегодня в Латинской Америке крайне мало банков, дающих доступные кредиты на обучение. В связи с этим только в Колумбии фондом планируется охватить около 30 тыс. студентов в течение ближайших пяти лет.

Представители фонда называют себя «пионерами инвестирования в человеческий капитал». Фонд не обязывает студента предоставлять залог, поручительство или выплату дополнительных дивидендов. Большинство студентов, воспользовавшихся услугой фонда, стараются найти высокооплачиваемую работу и возместить расходы по соглашению. Во избежание проблем с оплатой фонд предлагает ввести практику распространения информации о размере зарплаты и перспективах работы в различных отраслях.

В Норвегии бесплатное высшее образование не является привлекательным для всех школьных выпускников

Hechingerreport, 10.06.2015

 

Бесплатное высшее образование в Норвегии привлекательно не для всех. Нежелание продолжать обучение в вузе отмечается среди норвежских выпускников школ, чьи родители не получили высшее образование.

По данным Скандинавского института по изучению инноваций, исследованиям и образованию (Nordic Institute for Studies in Innovation, Research and Education), только 14% норвежской молодежи из семей с низким образовательным уровнем поступают в университеты по сравнению с 58% – из высокообразованных семей.

Принцип социального равенства позволил обеспечить высокое качество образования во всех городах страны. Студенты осваивают единые программы и получают одинаковый объем социальной поддержки. Однако на практике это привело к отсутствию академической и социальной поддержки студентов, первыми получающих высшее образование в своей семье. Вузы не учитывают уровня дохода и образования их родителей. Зачастую эти дети не осознают важность высшего образования и более подвержены правонарушениям, нежелательной беременности и др.

Кроме того, молодежь из таких семей не воспринимает высшее образование как ключ к повышению своего социального статуса. Это связано с высоким уровнем зарплат рабочих профессий. В результате молодые люди, чьи родители не обучались в вузах, предпочитают начать трудовую деятельность вместо продолжения обучения.

 

Китай создал Альянс университетов нового Шелкового пути

University World News, 12.06.2015

 

Китай основал новый международный Альянс университетов нового Шелкового пути. Данный Альянс станет платформой в сфере высшего образования для поддержки стратегии Китая «Один пояс, один путь».

Справочно: «Один пояс, один путь» (One Belt, One Roade) – это стратегия правительства КНР, которая направлена на развитие взаимодействия между странами, в первую очередь на евразийском материке. Стратегия состоит из 2-х частей: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь».

Создание Альянса направлено на укрепление связей между университетами стран, по которым проходил Шелковый путь. Основным фокусом взаимодействия будет проведение совместных исследований и обмен студентами. Особое внимание будет уделяться дисциплинам в области инженерии.

Порядка 60 университетов из 22 стран были приглашены на торжественную церемонию начала работы Альянса в Сианьском университете Джао Тонг, который станет хабом нового Альянса. Среди гостей церемонии были представители ряда европейских, азиатских и российских вузов, а также университеты Океании.

Казахстан на церемонии был представлен Казахским национальным университетом им. аль-Фараби.

 

Вьетнамский колледж предоставляет бесплатное международное профессиональное обучение

Vietnam.net, 09.06.2015

 

Колледж The Lilama 2, член Европейской Ассоциации институтов профессиональной подготовки, впервые во Вьетнаме предоставляет бесплатное трехлетнее обучение студентам ТиПО южной провинции Донгнай.

Справочно: Европейская Ассоциация институтов профессиональной подготовки (European Association of Institutes for Vocational Training) координирует работу 53 образовательных учреждений из 21 европейской страны, Китая, Вьетнама, Шри-Ланка и Туниса.

Колледж предлагает международные учебные программы, сертифицированные European Commission (EC).

Финансирование Lilama 2 за счет немецкого и французского правительств составляет $37,6 млн.

В 2014-2015 учебном году в колледже обучаются 175 студентов по специальностям механического изготовления инструментов, промышленной электроники и сварки. К 2016 г. планируется обучить дополнительно 400 студентов.

Колледж также согласовал с Bosch Vietnam проведение пилотной программы дуального обучения в Германии для 46 вьетнамских студентов. После окончания студенты получат квалификацию, подтвержденную Британским Советом по аккредитации, которая принимается в 100 странах мира.

 

В Великобритании выпускники школ будут в обязательном порядке сдавать экзамен GCSE

BBC News, 11.06.15

 

По словам министра образования Великобритании Ника Гибба все школьники будут сдавать экзамен GCSE по основным академическим предметам: английскому языку, математике, иностранному языку, географии либо истории. Это нововведение призвано выполнять функцию социального лифта, так как зачастую малоимущие не сдают экзамены по данным предметам. После окончания школы они, как правило, выбирают профессии, требующие меньших академических усилий.

Справочно: GCSE – двухгодичная программа для обучения школьников в возрасте 14-15 лет. Программа является завершающим этапом среднего образования. Большая часть предметов для изучения и последующей сдачи экзаменов выбираются школьниками самостоятельно. Обязательными предметами являются английский язык и математика. Остальные 4-6 предметов учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами и способностями.

Программа GCSE должна обязательно содержать изучение данных дисциплин. При их отсутствии в программе школа не сможет занять высокую позицию в рейтинге школ Ofsted. Дети с ограниченными возможностями освобождены от экзамена.

Министр считает сложным достижение этой задачи, так как только 39% учащихся изучают названные предметы и лишь 24% учеников успешно сдают экзамены по ним.

Вместе с изменением формата оценивания с целью улучшения стандартов образования вырастет проходной балл по экзамену GCSE. Ученикам необходимо набрать минимальную оценку «5», которая равнозначна оценке «C».

Справочно: По результатам GCSE ученики могут получить оценку «А», «B», «C», «D», «E», «F», «G», где «А» – наивысшая оценка, «G» – минимальный балл. Данное шкалирование оценок в 2017 г. сменится оценками от «1» до «9», где «9» будет максимальным баллом, «1» – минимальным баллом.

Перед внесением данных изменений будут выслушаны мнения директоров школ. Секретарь образования Ники Морган считает, что школы должны иметь достаточно времени для внесения изменений в содержание школьных программ и проведения итоговых экзаменов.

 

В Китае внедрят летательные аппараты для контроля экзаменационного процесса

Education news, 06.10.2015

В Китае планируют предотвращать списывание абитуриентов во время вступительного национального экзамена «гаокао» с помощью дронов.

Справочно: «Гаокао» известен как самый сложный вступительный экзамен в мире. Каждый год из 10 млн. абитуриентов только 6,5 млн. принимаются в ВУЗы.

Дрон – мобильный автономный летательный аппарат, запрограммированный на выполнение каких-либо задач.

Учащиеся прибегают к сложным методам списывания, которые проверяющие не всегда способны предотвращать. Например, некоторые абитуриенты проносят очки со скрытой камерой. Устройство показывает весь контент экзамена другому человеку, находящемуся за пределами экзаменационного кабинета.

Теперь власти Китая намерены контролировать экзаменационный процесс с помощью квадрокоптеров. Дроны будут иметь возможность обнаруживать радиосигналы и передавать их на планшеты наблюдающих.

Справочно: Квадрокоптер – это летающий аппарат, двигающийся посредством регулировании скорости вращения двигателей с пропеллерами.

 

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

TALIS: В РФ учителя стали больше получать, а ученики - меньше прогуливать

Комсомольская правда, 08.06.2015

 

Международные эксперты оценили условия и атмосферу в российских школах. Исследование TALIS-2013 показало: учителя в России любят свою работу, несмотря на большие нагрузки и верно расставляют приоритеты в профессии.

Справочно: Международное исследование систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), проводимое ОЭСР, сфокусировано на оценке условий работы учителей и учебной среды в школах.

В 2008 г. Россия неофициально участвовала в TALIS. После этого в стране удалось решить выявленные проблемы, подняв зарплаты педагогов до уровня средних по экономике региона. В социальном плане это вывело профессию учителя на совершенно новый уровень.

В 2013 г. эксперты отметили как положительный, так и негативный эффекты повышения зарплат учителей.

К положительному эффекту отнесено увеличение числа молодых педагогов с 5% в 2008 г. до 12% в 2013 г. от общего числа. Российские учителя меняют место работы в среднем в течение 15 лет. С одной стороны такая устойчивость – позитивное явление, с другой – определенный консерватизм, отмечает ректор ВШЭ Я. Кузьминов.

В качестве негативного эффекта обозначен рост нагрузки учителей до 46 часов в неделю. В среднем по странам ОЭСР учителя работают 38 часов в неделю. По данным исследования российские учителя перегружены всевозможной отчетностью.

Выявлена проблема соотношения числа учителей к ученикам, которое составляет 1:7, тогда как в таких странах как Финляндия, Сингапур, данное соотношение - 1:9 и 1:12 соответственно. По мнению экспертов меньшее количество учеников в классе не является гарантией качества образования. Кроме того, данную проблему может решить объединение школ.

В качестве преимущества развития профессии была названа возможность российских учителей бесплатно повышать квалификацию с последующей надбавкой к зарплате.

Эксперты также отметили снижение правонарушений в школах по сравнению с 2008 г. Опозданий и прогулов в России значительно меньше, чем в других странах. Однако по части списывания российские школы все еще лидируют.

 

В Беларуси стартовала образовательная кампания «Четыре правила успешных родителей»

Аргументы и факты в Беларуси, 12.06.2015

 

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси и Министерство образования начали образовательную кампанию «Четыре правила успешных родителей».

Программа основана на достижениях современной науки, которые касаются развития мозга ребенка в первые годы жизни, и на понимании важности образования детей раннего и дошкольного возраста.

Главная цель проекта – обратить внимание родителей на проблему воспитания детей. Разработчиками кампании были предложены четыре основных правила, которыми родители могут руководствоваться во время воспитания детей: играть, разговаривать, обнимать и читать.

Помимо этого, как сообщила региональный советник ЮНИСЕФ из Швейцарии по раннему развитию Дипа Гровер, ученые выделяют четыре основных компонента, которые влияют на становление мозга. Среди них - сбалансированное питание, коммуникация, любовь и защита ребенка от насилия и ненадлежащего обращения с ним.

По словам начальника отдела дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь Альбины Давидович, материалы программы рассчитаны не только на родителей, но и на всех значимых для ребенка взрослых людей. Поэтому пособием могут пользоваться бабушки, дедушки, старшие сестры, братья, а также те родители, которые взяли ребенка на попечение.

 

В России второе высшее образование в области искусства станет бесплатным

Российская Газета, 08.06.2015

 

Правительство РФ в рамках Государственной программы развития образования на 2013-2020 гг. подготовило проект приказа, который разрешает давать особо одаренным людям право получать второе высшее образование в области искусства за счет грантов. В проекте документа речь идет о 9 специальностях: драматургия, искусство, режиссура театра, режиссура кино и телевидения, кинооператорство и другие.

Вторая профессия довольно часто становится основной. По этой причине ректоры ведущих творческих вузов предложили дать право некоторым абитуриентам учиться бесплатно на бюджете второй раз. В дополнение предложено на некоторые вузовские специальности набирать не вчерашних школьников, а людей с опытом и знаниями.

Для получения гранта кандидат должен быть гражданином России, иметь одно высшее образование и доказать конкурсной комиссии, что он достоин такой привилегии. Необходимо наличие доказательств творческих успехов – премий, званий и наград. Абитуриент может выбрать любую программу – бакалавриат, специалитет или магистратуру.

Уже в т.г. вузы смогут принять 20 человек. На их обучение будет выделено 4,5 млн. рублей ($81 тыс.) на год. Учеба в творческих вузах стоит в среднем 220 тыс. рублей ($3 967) в год. При нарушении условий контракта на обучение студентам придется вернуть грант и заплатить штраф в двойном размере.

Минобрнауки РФ хочет развивать три направления исследований

РИА Новости, 09.06.2015

 

Минобрнауки РФ предлагает в рамках реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) сформировать три направления исследований – в области нейротехнологий, передовых производственных технологий, а также квантовых технологий и фотоники.

Справочно: Национальная технологическая инициатива – программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России в 2035 г.

По словам министра образования и науки РФ Д. Ливанова ключевая цель НТИ – преодоление разрыва между фундаментальными результатами и сферой коммерциализированных результатов. При этом важная роль будет отведена ведущим научно-образовательным центрам и университетам, которые уже активно вовлечены в работу.

По словам министра, только в 2014 г. объем средств на проведение исследований по этим трем направлениям превысил 5 млрд. рублей ($92,5 млн.), при этом средства федерального бюджета составили меньше половины. В этой связи важным аспектом становится использование существующих заделов ведущих университетов и научных организаций в «дорожных картах» НТИ. Необходимо развитие данных институтов в формате центров технологических компетенций и передачи знаний. Этим целям послужит созданная инфраструктура инжиниринговых центров или центров передовых производственных технологий.

 

Дополнительное образование в Латвии обходится в среднем в €130 в месяц

Рейтинги, 09.06.2015

 

Согласно результатам опроса «Частный учитель», прошедшего в Латвии, в Риге семьи в среднем расходуют €130 в месяц на оплату репетиторов для школьников и посещение внешкольных кружков. В городах поменьше расходы в среднем составляют €90. На остальной территории страны они составляют чуть более €76 в месяц.

В списке причин найма репетиторов чаще других упоминается недостаточное качество обучения в школах, проблемы с освоением учебного материала, желание получить дополнительные знания и улучшить успеваемость, а также подготовиться к централизованным экзаменам.

Чаще всего родители нанимают частных учителей по математике. За их уроки платят 55% опрошенных. Далее идут иностранные языки (23%), латышский, физика и химия.

Самыми дорогостоящими оказались занятия по химии и физике. За час частного урока родители в Риге платят в среднем €11 и €10 соответственно, и €7 и €7,25 в крупных городах.

В провинциальной Латвии ситуация иная: там самыми дорогими предметами являются химия и математика — €9 и €6,40 за час соответственно.

Среди родителей, приглашающих репетиторов, подавляющее большинство сами хорошо образованы: дипломы вузов есть у 88%. Остальные имеют среднее образование. Только основную школу закончил лишь 1% опрошенных родителей.

 

Минобрнауки РФ включило зарплату выпускников в мониторинг эффективности вузов

Учительская газета, 10.06.2015

 

Министерство образования и науки РФ включило информацию о зарплатах выпускников в мониторинг эффективности вузов.

В настоящее время завершена обработка данных вузов, на основе которых ведомство провело оценку средней заработной платы выпускников, сравнение средней заработной платы в региональном разрезе, а также в разрезе специальностей и направлений подготовки.

В т.г. абитуриенты при выборе образовательной организации смогут оценить востребованность выпускников по специальностям и направлениям подготовки на рынке труда.

 

В Татарстане будет создано 9 ресурсных центров по подготовке рабочих кадров

Татар-Информ, 02.06.2015

 

В Татарстане будет создано 9 ресурсных центров по подготовке рабочих кадров. Они будут работать на базе профессиональных ссузов.

В настоящее время в Татарстане действует 11 ресурсных центров.

Елабужский политехнический колледж сотрудничает с 20 предприятиями города и особой экономической зоной (ОЭЗ) «Алабуга», участвует в 18 программах по подготовке кадров. В колледже действует профориентационная программа. В течение года для школьников организовываются экскурсии на промышленные предприятия и заводы ОЭЗ «Алабуга», проходят встречи с работодателями.

Потребность в рабочих кадрах в республике в 3 раза превышает потребность в специалистах, получивших высшее образование. По прогнозам Министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана, в ближайшие 2 года потребуется около 107 тыс. рабочих.

Наряду с дополнительными стипендиями и практикой в систему ссузов необходимо привлекать с помощью жилья, высокой заработной платы и привлекательного соцпакета. Для привлечения кадров на одном из предприятий организовали бесплатный санаторно-курортный отдых. Многие предприятия участвуют в программе социальной ипотеки. Действует программа «Жилье молодым семьям».

В Татарстане отмечаются положительные тенденции в вопросе повышения привлекательности ТиПО. В частности, в прошлом году впервые за несколько последних лет 51,3% выпускников 9-х классов пошли в систему профобразования, сознательно выбрав профессионально-техническое образование.

___________________________________

Над дайджестом работали: К. Манакова, Н. Черкашина, Д. Ташибаева, Е. Коротких и Г. Кусиденова