Вы здесь

Дайджест образования выпуск № 53 (06.10.2015 - 16.10.2015)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

В Ирландии три года дошкольного образования станут бесплатными

Irish Examiner, 14.10.2015

В Ирландии дошкольное образование для детей от 3-х лет до поступления в начальную школу будет бесплатным с сентября следующего года. Ранее бесплатным был только один год дошкольного образования.

Инвестиции в бесплатное дошкольное образование будут увеличены на €47 млн. (текущие инвестиции - €172 млн.) Расходы же родителей на услуги дошкольного воспитания и обучения будут снижены на €1500.

Ежегодно программа бесплатного дошкольного образования охватывает около 67 тысяч детей. Благодаря нововведению планируется увеличить охват до 127 тысяч. По мнению Министра по делам детей и молодежи, данная инициатива будет способствовать развитию преемственности между дошкольным образованием и начальной школой.

Кроме этого, предусмотрено вовлечение детей с особыми потребностями в систему дошкольного воспитания и обучения. В рамках реализации данной цели планируется обеспечить педагогов повышением квалификации, необходимым оборудованием и др. На данные цели было выделено €15 млн.

Начало школы в семь лет положительно сказывается на детях

Washington Post, 07.10.2015

Начало школьного обучения с семи лет благоприятно сказывается на психическом здоровье детей. К таким выводам пришли ученые исследования «Подарок времени? Возраст начала школьного обучения и психическое здоровье» (The Gift of Time? School Starting Age and Mental Health).

Ученые использовали данные скринингового исследования ментального здоровья 10 тыс. школьников Дании.

Справочно: В Дании дети обычно идут в школу в шесть лет.

По результатам исследования увеличение школьного возраста на один год в среднем на 73% снижает невнимательность и гиперактивность при достижении школьниками 11-летннего возраста. Соответственно это улучшает успеваемость учащихся.

Во многих развитых странах мира наблюдается тенденция начала обучения в школе в более раннем возрасте, что вызывает широкие дискуссии среди экспертов.

Многие специалисты высказывают мнение о том, что в раннем возрасте дети лучше развиваются и обучаются через структурированную игру, а не академическую работу.

В США, штат Юта, дошкольное образование доступно онлайн

Washington Post, 09.10.2015

В этом году более 6600 детей в штате ЮТА, США, охвачены онлайн программой дошкольного воспитания и обучения UPSTART. С помощью специального программного обеспечения дети имеют возможность получать дошкольное образование дома через серию интерактивных уроков, игр и песен. Онлайн программа финансируется за счет выплат налогоплательщиков.

Данная программа предусматривает участие ребенка в учебной деятельности по чтению, математике и естествознанию в течение 15 минут в день. В рамках программы затраты на одного ребенка достигают $800 ежегодно. Это в два раза ниже расходов на дошкольное образование в штате Аризона, которые являются наименее дорогостоящим в США.

Подобная программа позволяет повысить охват дошкольным образованием среди детей, не имеющих доступа к услугам. В прошлом году администрация президент США выделила грант в размере $11,5 млн. для охвата программой детей в сельской местности и изучения ее влияния на развитие детей.

В рамках дошкольной программы UPSTART также предусмотрено вовлечение родителей. В прошлом году было выпущено 300 обучающих сессий для родителей на английском и испанском языках по использованию дошкольной программы и повышению мотивации детей к обучению.

Массачусетский технологический институт планирует ввести новый вид зачисления на магистерские программы

 The Chronicle of Higher Education, 07.10.2015

Массачусетский технологический институт (MIT) планирует зачислять студентов на магистерские программы при помощи массовых открытых онлайн курсов. 

Эксперимент будет проведен на одной из магистерских программ – «Управление логистикой». Студенты, успешно завершившие курсы по вышеназванной программе от MIT на портале онлайн курсов ЕdX получат степень Мини магистратуры (MicroMaster’s). Получение данной степени будет приравниваться к обучению на первом семестре по программе в MIT. Таким образом, срок обучения непосредственно в вузе для данных студентов будет сокращен на один семестр. Это в свою очередь поможет сократить расходы на образование.

Справочно: С 2012 года MIT реализует проект EdX, основанный совместно с Гарвардским университетом.  Основатели проекта создали платформу массовых открытых онлайн-курсов (Massive Open Online Courses). Бесплатное обучение данного типа не предусматривает получение степени MIT.

По мнению Президента MIT  Рафаэля Райфа, при успешной реализации пилотного проекта, планируется его применение на другие программы. По его словам, новый вид зачисления поможет значительно расширить пул абитуриентов. Студенты, ранее даже не рассматривавшие поступление в один из лучших вузов мира, смогут стать его выпускниками.

В Венгрии дошкольное образование станет обязательным с 3-х лет

Eurydice, 15.09.2015

В Венгрии с сентября 2015г. все дети с 3-х лет и старше обязаны посещать дошкольные организации. Ранее обязательный возраст был 5 лет. Такая поправка была внесена в Закон об образовании. Данные изменения необходимы для охвата ранним развитием детей из неблагополучных семей и снижения показателей раннего ухода учащихся из школы.

Обеспечение профессиональной поддержки предусмотрено через программу обучения педагогов. Она нацелена на снижения влияния неблагоприятных условий на развитие детей. Бюджет данной программы составил около $5 млн.

В Европе повышают конкурентоспособность профессионально-технического образования

LSM.LV, 22.06.2015

Согласно официальным данным, по всей Европе работы не имеют почти 5 млн. молодых людей. В то же время невостребованными остаются около 2 млн. вакансий. Из них большинство – это профессиональные специальности.

Для решения этой проблемы 22 июня т.г. Министры, ответственные за профессионально-техническое образование и обучение в ЕС в Риге подписали «Рижские выводы».

Данное соглашение направлено на улучшение профессионально-технического образования и обучения в Европе. Особое внимание уделяется улучшению начального и непрерывного профессионального развития учителей и преподавателей в период 2015-2020 гг.

Если, к примеру, в Австрии профессиональное образование выбирают около 80% школьников, то в Латвии их вдвое меньше.

Европейская Комиссия и межотраслевые социальные партнеры на европейском уровне, одобрили «Рижские выводы». Европейский комитет профсоюзов и социального партнерства в сфере образования (ETUCE), представляющий 11 млн. учителей и преподавателей в Европе, приветствует и поддерживает соглашение. 

Все страны подтвердили, что готовы развивать более тесное сотрудничество работодателей и школ. Планируется сфокусироваться на возможностях обучения на рабочем месте. Отмечается, что упор в профессиональном обучении нужно делать на знаниях языка, математики и компьютерных навыков.

Правительство Великобритании призывает вернуть обязательное получение опыта работы для школьников младше 16 лет

TES, 14.10.2015

Британская палата внешней торговли (British Chambers of Commerce) провела соцопрос среди 3,5 тыс.  бизнес-лидеров и руководителей школ, колледжей и университетов. 73% лидеров в образовании и 82% представителей бизнеса считают, что в школе должна проводиться производственная практика для школьников младше 16 лет. По мнению 79% работодателей, такая практика является основным инструментом, который позволяет вооружить учеников практическими навыками.

Согласно результатам опроса, 66% компаний предлагают 1- 2 недельную практику во время учебы, 47% - практику во время школьных каникул, 30% - гибкий график работы, 27% - дни открытых дверей. Только 36% компаний не предлагают прохождение стажировок. При большем информировании и поддержке данные организации также бы проводили стажировки для школьников.

Генеральный директор Британской палаты внешней торговли Джон Лонгворт считает, что отмена обязательной стажировки школьников в 2012г. - неосторожное решение. Рабочая практика школьников является важным шагом в снижении уровня безработицы среди молодежи.

Справочно: На июнь-август 2015г. в Великобритании 683 тыс. молодых людей в возрасте 16-24 лет не имеют работы. Уровень безработицы данной группы людей составляет 14,8%.

Школьники становятся менее уверенными и счастливыми к моменту окончания школы

BBC, 15.10.15

Аналитическим центром Demos проведено исследование среди 1 тыс. школьников. Согласно результатам исследования, ученики 9-х классов (60%) чувствуют себя более счастливыми, чем 18 - летние школьники (33%).

Большее количество школьников старшего возраста считают, что их учителя не верят в их успех. Так, 13% 18-летних и 5% 14-летних школьников сомневаются в том, что их учителя верят в их успешность. В тоже время около 70% 18-летних учеников считают себя виноватыми за невыполнение школьного задания по сравнению с 46% 14-летних учащихся. 31% старшеклассников считают, что учителя готовят их только к успешной сдаче финальных экзаменов.

Результаты исследования также свидетельствуют о гендерном несоответствии. Только 39% девочек чувствуют себя счастливыми по сравнению с 50% мальчиков.

Эксперты в области образования, учителя согласны с тем, что на успех во всех сферах жизни оказывают большее влияние характер человека, его социальные и эмоциональные навыки, чем оценки. По словам спикера Департамента образования, все школы должны создавать дружелюбную атмосферу в школах, развивать у детей навыки для жизни.

В 11 штатах США затраты на исправительные учреждения превышают расходы на вузы

CNN, 01.10.2015

Американская академия искусств и наук опубликовал отчет за 2015 год о финансировании государственных учебных заведений.     По данным отчета финансирование государственных вузов в некоторых штатах (Мичиган, Орегон, Аризона, Вермонт, Колорадо, Пенсильвания, Новый Хэмпшир, Род Айленд, Массачусетс, Коннектикут) сократилось на 20% с 2008 года. В то же время с 1986 года финансирование исправительных учреждений увеличилось более, чем на 140%.   

Государственные образовательные учреждения в названных штатах имеют несколько источников финансирования. Это оплата за обучение, финансирование штатом и федеральное финансирование. Например, в Калифорнийском университете государственное финансирование покрывает только 9% бюджета университета, тогда как в 2001 году оно составляло 23%. Эксперты объясняют это повышением оплаты за учебу.

В прошлом месяце администрация Обамы предложила увеличить финансирование на образование за счет сокращения расходов на исправительные учреждения. По словам министра образования Арне Дункан, если исключить арест за ненасильственные преступления, государство может сэкономить более чем $15 млрд. в год на образование.

Правительство Великобритании намерено заменить гранты в вузах на образовательные кредиты

BBC News, 24.09.2015

Национальный Союз Студентов (The National Union of Students) Великобритании предложил правительству инициативу по обеспечению равенства в получении высшего образования студентами из малоимущих семей.

Справочно: Национальный союз студентов (НСС) – структура, объединяющая 95% (около 600) студенческих организаций вузов в Великобритании.

На данный момент студенты с годовым доходом семьи ниже £25 тыс. получают право на гранты в сумме £3387. Вдобавок к этому студентам, проживающим за пределами Лондона, предоставляются образовательные кредиты в размере £4047. В итоге студенты могут получить сумму в размере £7434 в год. Молодежи также доступны частичные гранты для выходцев из семей с годовым доходом ниже £60 тыс.

Со следующего года правительство изменит структуру выплат. Грантовая часть будет полностью заменена кредитами.  От необходимости погашать кредиты будут освобождаться выпускники с уровнем зарплаты менее £21 тыс. в год.

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Путин: средняя зарплата учителей на 8% превысила среднюю по экономике

РИА Новости, 08.10.2015

На встрече с лауреатами всероссийского конкурса «Учитель года» Владимир Путин заявил, что необходимо повышать статус учителя. По словам президента, средняя зарплата учителей в России на 8% превысила среднюю по экономике и составляет 35 тыс. рублей. Российский лидер напомнил, что в 2005 году средняя зарплата педагогов была около 6,5 тыс. рублей. Это составляло 77% от среднего заработка по стране.

Справочно: По данным КС МНЭ РК на 2 квартал 2015г. в Казахстане зарплата работника среднего образования равна 79094 тенге, что составляет 63,6% от среднемесячной оплаты труда по стране.

По сравнению с 2010г. в РФ в 4 раза выросли расходы на общеобразовательные программы. В 2014г. в консолидированном бюджете их сумма составила 1,4 триллиона рублей. Почти все российские школы подключены к интернету. 10 лет назад данный показатель составлял только 3,7%. В сельских школах не было понятия школьный автобус. Сейчас 98% сельских школ имеют возможность пользоваться данной услугой.

В Латвии у 58% молодых безработных нет среднего образования

The Baltic Course, 13.10.2015

В Латвии 58% зарегистрированных молодых безработных в возрасте от 15 до 29 лет не имеют достаточного уровня образования для устройства на работу, а именно, они не получили среднего образования. Среди молодых безработных в возрасте от 15 до 24 лет этот показатель еще выше — 64%.

Недостаточный уровень образования является одной из главных причин высокой безработицы среди молодежи. По данным Eurostat за 2013 год, безработных среди молодежи со средним или основным образованием в два раза больше, чем среди молодых людей с высшим образованием.

В свою очередь молодым безработным, которые получили образование или профессиональную квалификацию, часто не хватает опыта работы, необходимого на рынке труда, навыков коммуникации, знания компьютерных технологий и языков.

Не у всех молодых людей есть навыки поиска работы и не всем доступна информация о востребованных на рынке труда профессиях и вакансиях. Так как в основной школе молодые люди получают теоретические знания, они часто не имеют ясного представления о работе, трудовых отношениях, трудовом праве и др. вопросах.

В 2014г. в Латвии была начата программа «Молодежная гарантия». Финансирование программы в 2014-2018гг. составляет €63,4 млн. Программа нацелена на привлечение на рынок труда и повышение уровня образования молодежи в возрасте от 15 до 29 лет. Из всех участвовавших в 2014г. в программе молодых людей 23% имели основное или неоконченное основное образование, 66% - общее среднее или профессионально-техническое образование, 10% - высшее образование.

В России решили приравнять онлайн-образование к очной форме обучения

Lenta.ru, 13.10.2015

Министерство образования и науки РФ намерено разрешить вузам засчитывать студентам результаты их дистанционного обучения по какому-либо курсу или предмету. Сертификаты студентов, изучавших отдельные предметы в рамках онлайн-образования, должны быть подтверждены учебными учреждениями. В настоящее время готовится необходимая нормативная база, которая позволит любому российскому вузу учитывать этот сертификат, засчитывая его как оценку освоения соответствующего предмета.

Ведущие мировые университеты уже давно используют технологии электронного обучения. Такой подход позволит российским вузам конкурировать на мировом рынке образовательных услуг. При этом в Минобрнауки подчеркнули, что онлайн-образование призвано дополнить и расширить классический формат обучения, но не подменить его целиком.

В 2013г. замминистр Минобрнауки заявил, что в высших учебных учреждениях должно стать нормой наличие как минимум 20% курсов, реализуемых онлайн. Он добавил, что ведомство уже утвердило программу развития электронного дистанционного образования. На развитие дистанционного обучения Минобрнауки в 2013-2018 годах планировало потратить 5 млрд. рублей.

Около 70% школьников России имеют расстройства и аномалии развития

ТАСС, 06.09.2015

В России около 70% школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. Об этом рассказал директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураб Кекелидзе.

По его словам, на сегодняшний день среди воспитанников дошкольных организаций психические расстройства и аномалии развития составляют 60% от общей численности. Среди школьников данная цифра составляет 70-80%.

При этом у 40% учащихся начальных классов наблюдается «школьная дезадаптация» - нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых снижается способность к обучению.

Главный психиатр уточнил, что школьные врачи должны изучать программы по психиатрическому образованию, быть в курсе особенностей развития детей и подростков.

По мнению Кекелидзе такие высокие цифры связаны с тем, что родители не знают и не понимают, как правильно воспитывать своих детей. Он считает, что родителей нужно обучать основам воспитания, а в школе преподавать психологию.

Составлен рейтинг 500 лучших школ России

РИА Новости, 12.10.2015

Московский центр непрерывного математического образования при поддержке Министерства образования и науки РФ подготовил рейтинг 500 лучших школ России 2015г.

«Лучшие школы России» — это ежегодный перечень лучших образовательных организаций России. Составляется с 2013г. до 2014г. включительно для формирования рейтинга использовался критерий «Результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ)». Начиная с 2015г. оценка вклада общеобразовательной организации в качественное образование определяется по результатам основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9 класса. В рейтинге также учитываются результаты заключительного и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников.

Тройку лидеров представляют Президентский физико-математический лицей №239 (г.Санкт-Петербург), Республиканский лицей для одаренных детей (г.Саранск, Республика Мордовия) и школа №57 (г.Москва).

В разрезе регионов по количеству школ в рейтинге ТОП-500 лидируют Москва и Санкт-Петербург, Татарстан, Челябинская и Московская области. В рейтинге также фигурируют школы Крыма и Севастополя.

В украинских школах хотят полностью отменить учебники

Сегодня, 02.10.2015

Премьер-министр Украины во время встречи с директорами школ Киева предложил закупить для школьников электронные планшеты вместо учебников. Набор учебников стоит $50. Электронные планшеты могут проработать минимум 5 лет. Это позволит сэкономить государственные деньги. Директора школ поддержали данную идею. По их словам, ученикам приходится носить с собой много учебников.

В Украине уже действует онлайн-библиотека mta.ua. В данной библиотеке можно скачать все школьные учебники с первого по 11 класс на бесплатной основе. Предоставленные материалы на сайте соответствуют программе 2015г.

В России выросло качество абитуриентов платных отделений

                                      РИА Новости, 13.10.2015

Проект «Социальный навигатор», международная медиагруппа «Россия сегодня» и национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» при поддержке Министерства образования и науки РФ представили результаты ежегодного мониторинга «Качество платного приема в российские государственные вузы —2015».

Изучено 412 государственных вузов России.

Мониторинг показал, что качество платного приема в вузы в 2015 году выросло и уровень подготовки «платников» во многом совпадает с «бюджетными» абитуриентами 10 лучших вузов. Расширилась так называемая «зеленая зона» - количество вузов со средним баллом ЕГЭ выше 70. В 14 университетах из 412 изученных больше половины   платных студентов - отличники (2014 – 11).

Справочно: В «зеленой» зоне находятся три технических университета (МФТИ, МИФИ и МИЭМ ВШЭ), три классических (СПбГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова и Новосибирский НИУ), два медицинских (Первый СПГМУ им. И.П.Павлова и РНИМУ им.Н.И.Пирогова), один архитектурный (Московский архитектурный институт) и шесть социально-экономических вузов (МГИМО, НИУ ВШЭ, ВШЭ-Санкт-Петербург, Всероссийская академия внешней торговли, Российский экономический университет им. Плеханова и Московский государственный юридический университет).

Отмечается, что тройка университетов, показавших в этом году наиболее высокое качество бюджетного приема, в точности образовала и тройку победителей по качеству приема платных студентов. При этом МФТИ и МГИМО впервые в истории перешагнули рубеж ЕГЭ в 80 баллов.


Над дайджестом работали: Н. Черкашина, Е. Коротких,

Д. Ташибаева, Д. Алимханова, А. Ахметжанова