Вы здесь

Дайджест образования выпуск № 56 (06.11.2015 - 16.11.2015)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

ЮНЕСКО опубликован доклад по развитию мировой науки

University World News, 14.11.2015

По данным нового доклада ЮНЕСКО о развитии мировой науки (UNESCO Science Report: Towards 2030), общие расходы на научные исследования в мире увеличились на 30,7%, с $1,1 трлн. в 2007 г. до $1,5 трлн. в 2013 г.

Лидером по объему финансирования науки стали Соединенные Штаты Америки. Расходы США на научные исследования и разработки возросли с $359,4 млрд. в 2007 г. до $396,7 млрд. в 2013 г.

Второе место занял Китай. Расходы на научно-исследовательскую деятельность в данной стране за аналогичный период возросли с $116 млрд. до $290,1 млрд. Вклад Китая в общую долю глобальных расходов на научные исследования составляет 20%.

Затраты Японии, занявшей третье место, достигли $141,1 млрд. в 2013 г. или 9,6% от всех расходов на науку в мире. Другие страны, которые интенсивно вкладывают в исследовательскую деятельность, включают Германию (5,7%), Южную Корею (4,4%), Францию (3,1%), Великобританию (2,5%), Бразилию (2,2%) и Россию (1,7%).

Лидером по публикационной активности является Европейский союз. Доля данного региона составляет 34% от всех научных публикаций в мире. Далее следуют США (25%). Несмотря на довольно впечатляющие показатели, общее число публикаций ЕС и США значительно снизилось за последние годы.

Противоположная тенденция наблюдается в Китае. Число научных публикаций возросло почти вдвое с 2008 по 2013 гг., составив 20% от общемирового объема.   

В целом, наблюдается тенденция смещения акцента в науке от фундаментальных исследований к прикладным. Кроме того, наблюдается снижение разрыва в области научно-исследовательской деятельности между странами. Оно связано с перестановкой приоритетов от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях. 

Старшеклассники США будут параллельно обучаться в колледжах на бесплатной основе

Educationnews, 03.11.2015

Администрация Обамы объявила экспериментальную программу Пелл Грант (Pell Grant) для учащихся старших классов. По данной программе старшеклассники из малоимущих семей имеют возможность обучаться по дуальному образованию в колледжах. Пелл Грант стартует в 2016-2017 учебном году и составит общую сумму в 20 миллионов долларов.

Справочно: Пелл Грант (Pell Grant) – гранты федерального правительства США, которые предоставляются студентам из малоимущих семей и тем, кто никогда не обучался в колледжах или университетах. Грант был именован в честь Клейборн Пелла, бывшего сенатора штата Род-Айленд.

Участники программы Пелл Грант имеют возможность получить минимум 12 часов обучения ежегодно, параллельно обучаясь в школе. Таким образом, старшеклассники, желающие поступить в колледжи, будут иметь больше доступа к послесреднему образованию.     

Число международных школ в мире достигло 8 тысяч

Pienews, 12.11.2015

         Число международных школ с английским языком обучения в мире достигло 8 тыс. Всего в данных школах обучается 4,26 млн. учащихся.

Наибольшее число международных школ с английским языком обучения находится в Китае (526). В стране также наблюдается наиболее активный рост открытия международных школ, число которых увеличилось на 218 с сентября 2011 г.

Активный рост школ с английским языком обучения наблюдается также в Объединенных Арабских Эмиратах. В настоящее время в стране работает 513 международных школ, что на 143 школы больше, чем в сентябре 2011 г. В последующие два года только в г. Дубай планируется открыть 21 новую школу.  

После Китая и ОАЭ, третьей страной по числу международных школ является Пакистан (436).

Одним из главных факторов востребованности международных школ является желание состоятельных родителей дать своим детям среднее образование на английском языке. Это поможет им с легкостью поступить в западные вузы.

 

Правительству Кореи поручена разработка единого базового учебника по истории

The Korea Herald, 03.11.2015

Премьер-министр Южной Кореи Хван Кё-Ан объявил, что разработка учебников по истории для среднего образования с 2017 года будет отдана в руки государства. 

В настоящее время процесс разработки учебников по истории ведется восемью частными издателями. Эта система в Корее действует с 2002 года.  До настоящего времени все учебники проходили экспертизу, тем не менее, государство не имело значительного влияния на корректировку учебников. Книги зачастую имели политически искаженное содержание по историческим отношениям между Южной и Северной Кореей и т.д. В связи с этим, правительство Кореи будет разрабатывать государственный план по разработке единого базового учебника по истории.

  Министр образования Хван Ву-Ие добавил, что новые учебники будут подготовлены без ошибок и не будут иметь идеологического искаженного подтекста. К тому же часть книг будет опубликована онлайн для получения обратной связи от широкой общественности в процессе публикации.    

В США, в штате Джорджия, экономический эффект дошкольного образования достигает $4,7 миллиардов в год

Online Athens, 23.10.2015

В США, в штате Джорджия, дошкольное образование является одной из крупных сфер экономики. По подсчетам специалистов, его ежегодный экономический эффект составляет $4,7 млрд. Это на 13% выше, чем в 2008 г.

В штате дошкольным воспитанием и обучением охвачено 337 тыс. детей, из них 143 тыс. – дети до трех лет. В результате система дошкольного образования стимулирует рост трудовой занятости и дохода среди 552 тыс. родителей.

В дошкольном образовании штата Джорджия работает 67 тыс. человек. Потребность организаций образования в соответствующих товарах и услугах обеспечивает развитие бизнес-сектора. Это способствует созданию дополнительных 17 тыс. рабочих мест.

$1,3 млрд. из общей суммы эффекта образуется в результате расходования заработной платы людей, занятых в сфере дошкольного образования.

 

В Англии подготовка высоквалифицированных учителей математики займет десятилетие

ВВС, 13.11.2015

Согласно докладу Консультативного совета по математическому образованию (the Advisory Council on Mathematics Education), учителя математики начальных и средних школ нуждаются в более качественной квалификации и подготовке.

В 2014 г. Офстэд (Ofsted) оценил 94% курсов по подготовке учителей на «хорошо» или «отлично». В то же время было отмечено, что требуется внести изменения в программу подготовки учителей для того, чтобы стать передовыми в области математического образования. В настоящее время Великобритания занимает 20 место по математике и естествознанию в глобальном рейтинге школ.

Справочно: ОЭСР составляет Глобальный рейтинг школ. За основу рейтинга взяты результаты PISA 15-летних учащихся по математике и естественным наукам. Первое место в списке занимает Сингапур. Далее следуют Гонконг, Южная Корея, Япония и Тайвань. Казахстан занял 49 место, Россия – 34, Украина – 38. Всего в список включено 76 стран мира.

При сравнении системы подготовки учителей математики Сингапура, Шанхая, Германии авторы доклада пришли к выводу, что учителя математики должны иметь квалификацию выше, чем они имеют сейчас. В настоящее время чтобы стать преподавателем начальных классов, достаточно иметь оценку «C» по математике по экзамену GCSE.

Справочно: General Certificate of Secondary Education (GCSE) – основной экзамен, который школьники сдают при окончании первой ступени среднего образования в Великобритании. Экзамен считается сданным, если ученик получил оценку A, B, C, D, E, F или G. A – это наивысшая оценка, G – минимальный проходной балл.

Авторы доклада подсчитали, что подготовка высококвалифицированных учителей математики займет около 10 лет. В текущем году £67 миллионов выделено на повышение квалификации 15 тыс. учителей без математического образования и дополнительный набор 2,5 тыс. преподавателей математики и физики. Выросло количество стипендий для поступления в магистратуру по математическому направлению.

 

В США вышел документальный фильм о дошкольном воспитании и обучении

Education Week, 10.11.2015

         В США вышел документальный фильм «Воспитание Америки» (Raising of America) о важности и значении дошкольного воспитания и обучения в стране. Документальный фильм показывают на телеканалах страны с 9 октября. Его также можно посмотреть онлайн. Фильм состоит из пяти частей.

         В документальном фильме представлены данные о развитии мозга ребенка, социальной политике и о других факторах, влияющих на развитие детей. Приведены основные данные о необходимости дошкольного образования, а также ухода за ребенком в семье.

         Так, среди 29 стран в высоким достатком США занимают 26 место по благополучию детей. При этом каждый четвертый ребенок в США рожден в бедности. США являются единственной страной в индустриальном мире, где матерям не предоставляется оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. В результате 40% матерей выходят на работу уже в течение первых трех месяцев после рождения ребенка.

В документальном фильме рассмотрено, каким образом вышеуказанные факторы влияют на развитие ребенка, его успехи в школе и высшем образовании.

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В Азербайджане обучающиеся на платной основе студенты будут получать стипендию

АМИ Тренд, 11.11.2015

Студенты, получающие образование на платной основе, смогут получать стипендию наравне со студентами, обучающимися за счет государства.

Студенты первого курса, поступившие в вузы на платной основе, не будут получать стипендию в первом семестре. Во втором семестре им будет выдаваться стипендия в соответствии с результатами первого семестра.

Изменения не распространяются на докторантов и учащихся учебных заведений начального специального профессионального образования. Им стипендия будет выдаваться в прежнем порядке.

Новые правила распространяются на студентов государственных и частных учебных заведений, поступивших в текущем году.

Справочно: С 1 февраля 2016 г. месячная стипендия студентов бакалавриата с академическими показателями не менее 91 баллов будет составлять 95 манатов ($90), с академическими показателями не менее 71 баллов - 80 манатов ($76), с академическими показателями не менее 51 баллов – 50 манатов ($48).

Данное нововведение направлено на стимулирование интереса к образованию и продвижение здоровой конкуренции между студентами.

 

В России все еще остаются проблемы обеспечения дошкольным образованием

Московский Комсомолец, 08.11.2015

         Несмотря на усилия властей, многие проблемы в системе дошкольного образования России все еще имеют место. Дошкольное образование по-прежнему недоступно для существенной части российского населения.

         Ликвидация очередей в дошкольные учреждения к концу учебного года практически возвращается к прежним показателям в начале следующего учебного года, то есть уже через два-три месяца.

         Это обусловлено ростом желающих получить дошкольное образование.

         Стремясь ликвидировать очереди, многие муниципалитеты решают вопрос за счет наполняемости групп. Из-за стремления отчитаться по показателям увеличения охвата в некоторых регионах количество детей на одного воспитателя доходит до 50 человек. В результате условия работы педагогов стали крайне тяжелыми. В нескольких регионах зафиксирован отток педагогических кадров из детских садов.

         При этом если дети в возрасте от 2,5 года все-таки имеют возможность находиться в дошкольных учреждениях, то дети ясельного возраста (от двух месяцев и старше) такой возможности почти лишены. Малышей до 1 года в системе дошкольного образования в 2012 г. было всего 1,3 тыс., а в 2013 г. ситуация ухудшилась. Практика сокращения ясельных групп ради дополнительных мест для дошкольников 3-7 лет получила развитие во многих регионах России.

         Кроме того, в системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе.

Сегодня учебный процесс ограничен обучением чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации и возникновению школьной дезадаптации и неврозов.

«ВКонтакте» открыла университет для программистов

Lenta.ru, 11.11.2015

Социальная сеть «ВКонтакте» открыла свой университет для обучения программированию — VK University.  Инициатива рассчитана на старшеклассников и студентов профильных вузов.

Проект будет бесплатным, но количество слушателей каждой программы ограничено. Первым курсом VK University станут трехмесячные занятия по программированию под iOS (операционная система для смартфонов компании Apple).

Позднее планируются аналогичные мастер-классы для работающих с операционной системой Android и по другим темам. Занятия будут проходить раз в неделю в коворкинге Freedom в Санкт-Петербурге.

Занятия будут проводиться ведущими разработчиками социальной сети. Одна из главных задач работы университета – поиск молодых талантов. В частности, в ближайшее время будет проводиться конкурс по разработке мобильных приложений.

В России профстандарт учителя внедрят в 2017 году

Российская газета, 10.11.2015

         В настоящее время апробация профстандарта учителя проводится в 43 регионах РФ. По словам министра образования Дмитрия Ливанова, в текущем году обязательное применение профессионального стандарта учителя должно было начаться в текущем году. Однако учителя еще не готовы к данным нововведениям. В этой связи внедрение в России профстандарта учителя отложено на 1 января 2017 г.

         Стандарт требует, чтобы все учителя имели высшее образование, могли работать с детьми с особыми потребностями, имели индивидуальный подход к каждому ученику. Они также должны вести воспитательную работу в классе, привлекать родителей к взаимодействию со школой, а также постоянно развиваться. Работа учителя будет оцениваться более объективно на основе выполнения требований стандарта. В настоящее время учителей оценивают по результатам ЕГЭ.

         Проблемой является то, что подготовка учителей не соответствует новым профстандартам. Ливанов отмечает, что для решения данного вопроса будут запущены проекты по изменению системы подготовки учителей и повышению их квалификации.

Всероссийские проверочные работы по русскому языку и математике напишут 4-классники

Комсомольская правда, 10.11.2015

Всероссийские проверочные работы для четвероклассников пройдут в первую неделю декабря. В первой части проверочной по русскому языку дети будут писать диктант для оценки грамотности. Во второй части будет проверяться умение работать с текстом и понимание системы языка. Всего по русскому языку будет 16 заданий.

По математике ученикам нужно будет решить 12 задач. На каждую проверочную работу отводится по 45 минут. Для каждого часового пояса будут составлены свои комплекты заданий.

Работы будут обрабатываться в течение двух недель. Результаты этих проверочных могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Они могут быть также использованы для оценки уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в школах, для развития региональных систем образования.

Аналогичные срезы проводятся и в других странах. Например, в Финляндии такие проверочные регулярно пишут все школьники. По результатам не ставятся оценки, зато каждая школа может посмотреть, насколько она лучше или хуже остальных. И по итогам министерство образования принимает решение - нужно ли корректировать учебные программы или дети и так умные.

В России такие проверочные срезы планируется проводить по итогам каждого учебного года. В 2016 году под проверку попадут 4 классы, в 2017 - 4-е и 5-е классы.

В России для создания новой системы профтехобразования предложили использовать лучший мировой опыт

РИА Новости, 03.11.2015

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что прежняя система профессионально-технического образования (ПТО) России в значительной степени себя исчерпала.

По словам премьер-министра, одним из направлений развития рабочей профессии может стать увеличение выпуска для импортозамещения продукции.

Другим эффективным направлением развития станет подготовка и проведение международного конкурса рабочих профессий Worldskills в России («Ворлдскиллс Россия») в 2019 году. Напомним, что Международный чемпионат WorldSkills Championship пройдёт в Казани.

Кроме того, с начала 2015 года в России начало работу Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». Деятельность агентства направлена на развитие профессионального образования в соответствии со стандартами международной организации WorldSkills International.

 

В России свыше 3 трлн. рублей потратят на строительство и ремонт школ

Газета, 12.11.2015

По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, в следующие 10 лет на строительство и ремонт школ будет потрачено более 3 трлн. рублей. Из них 2/3 будут выделены из федерального бюджета. В 2016 г. начнется реализация программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы».

5-7 лет назад в стране наблюдался рост рождаемости детей, повлиявший на улучшение демографической ситуации. Соответственно в ближайшее время потребуются дополнительные ученические места. В 2015-2016 учебном году первоклассников на 145 тыс. больше, чем в прошлом. Через 10 лет количество школьников вырастет на 3,5 млн.

По данным на 2015 г. в РФ в третью смену обучается более 13 тыс. детей. В стране 9 тыс. школ с уровнем взноса 50-70%, а 6 тыс. – с уровнем 70%. В рамках проекта уже осуществляется модернизация существующих школ: ремонт, расширение школьных пристроек, выкуп зданий бывших школ. 

Губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко предложено увеличить число этажей школ до 5-6. По мнению Губернатора Кировской области Никиты Белых, необходимо уплотнить классы с 25 до 30 человек. 

Согласно новой программе будет создано 13 тыс. школ по 500 мест. На первом этапе в первую смену переведут начальные и старшие классы. К 2025 г. в одну смену будут учиться школьники 5-9 классов. Улучшение условий в школах позволит детям совмещать урочную и внеурочную деятельности.

 

Над дайджестом работали: Н. Черкашина, Е. Коротких,

Д. Ташибаева, Г. Кусиденова, Д. Алимханова