Вы здесь

Дайджест образования выпуск №10 (8.08.14-15.08.14)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

 

Британские студенты высоко оценили качество преподавания в вузах

Times Higher Education, 12.08.2014

 

Национальный опрос студентов 2014 г. (National Student Survey 2014) показал самый высокий за последние 10 лет уровень удовлетворенности высшим образованием.

Справочно: Национальный опрос студентов проводится крупной исследовательской организацией Ipsos MORI по заказу Совета по финансированию высшего образования Англии (Higher Education Funding Council for England) с 2005 г. В исследовании участвуют студенты выпускных курсов университетов Англии, Уэльса и Северной Ирландии. В рамках опроса студентов просят оценить шесть аспектов деятельности вузов: преподавание, оценка работы студентов и обратная связь, академическая поддержка, организация и менеджмент, образовательные ресурсы, личностное развитие.

Приблизительно 86% студентов из 321 тыс. студентов последнего года обучения, принимавшие участие в данном исследовании, были в целом удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг. Только 5% остались недовольны качеством образования и 2% категорически не удовлетворены, в то время как 7% высказали нейтральное мнение о качестве высшего образования.

Самый высокий показатель по удовлетворенности среди студентов (93%) продемонстрировали три университета – Университет Бат (University of Bath), Кильский университет (Keele University) и Университет Сент-Эндрю (University of St. Andrews).

92% удовлетворенности среди студентов показали Университет Эксетер (University of Exeter), Университет Ист-Англии (University of East Anglia), Университет Букингема (University of Buckingham) и Университет права в г. Лондон (University of Law). В то время как в Кембриджском и Оксфордском университетах данные показатели составили 91%.

В целом, из шести категорий, которые требовались оценить, преподавание получило наиболее высокую оценку среди студентов. Так, 87% студентов удовлетворены качеством преподавания по сравнению с 86% в прошлом году.

Категория по оценке работы студентов и обратной связи снова имеет низкий рейтинг среди учащихся (72%), что соответствует показателю прошлого года.

По мнению Маделин Аткинс (Madeleine Atkins), руководителя Совета по финансированию высшего образования Англии, за 10 лет своего существования рейтинг помог более чем 2 млн. студентов высказать свое мнение о качестве высшего образования.

 

В Японии открыли международную спортивную академию

Japan Times, 12.08.2014

 

26 июля т.г. в целях усиления международного сотрудничества в спорте в г. Цукуба (Япония) была открыта Международная академия спортивных исследований (Tsukuba International Academy for Sport Studies). Цель данной академии – стать международным центром развития менеджмента в сфере спорта. Открытие академии связано с подготовкой к проведению Летних Олимпийских игр в Японии в 2020 г.

По словам Хисаши Санада (Hisashi Sanada), профессора и главы академии, каждый год на обучение будут отбирать лучших студентов – 15 международных и 5 национальных студентов.

Занятия начнутся осенью 2014 г. по программе магистратуры «Международные спортивные исследования» (International Sport Studies). Обучение будет проводиться на английском языке.

В академии будет преподаваться не только менеджмент в сфере спорта, но также японская культура, история Олимпийских игр и спортивная медицина, включая спортивную этику (антидопинговые правила). В конце обучения студенты должны будут написать магистерскую диссертацию.

По окончании Академии выпускники смогут преподавать олимпийское образование в обычных школах.

Справочно: «Олимпийское образование» – термин, который впервые появился в спортивном образовании и олимпийских исследованиях в 1970-е годы. Цель олимпийского образования заключается в приобщении детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. Во многих странах реализуются программы олимпийского образования для школьников, студентов, других групп детей и молодежи.

 

В США Starbucks будет спонсировать обучение своих сотрудников

Chronicles of Higher Education, 13.08.2014

 

Компания Starbucks совместно с Университетом штата Аризоны (Arizona State University) создают программу, которая позволит многим бариста (кофевары), менеджерам по продажам и другим работникам компании получить степень бакалавра через систему онлайн обучения.

Справочно: Starbucks — американская компания по продаже кофе и одноимённая сеть кофеен. Она является самой крупной кофейной компанией в мире, с сетью более 19 тыс. кофеен в 60 странах. Ежегодный доход компании составляет почти $3.9 млрд.

Необычная программа будет доступна более 100 тыс. работников компании Starbucks. Стоимость программы превысит сотни миллионов долларов в год. По словам главы компании Говарда Шульца (Howard Schultz), данная программа будет способствовать привлечению работников и станет примером социальной ответственности частных компаний.

Партнерство Starbucks и Университета штата Аризоны может служить примером не только для частного сектора, но и системы высшего образования. По ожиданиям Starbucks, стипендия компании будет дополнена финансовой помощью от государства и Университета штата Аризоны для покрытия почти половины стоимости обучения.

Онлайн система университета предлагает 40 образовательных программ на уровне бакалавриата по цене от $482 до $543 за 1 кредит. Starbucks планирует выделять в среднем $6500 на одного учащегося ежегодно, а также средства на другие расходы, связанные с обучением старшекурсников.

По данным Starbucks, около четверти сотрудников компании в США имеют степень бакалавра, в то время как около 70% не учатся в вузе или не планируют получить высшее образование. В настоящее время около 80% сотрудников смогут воспользоваться стипендией компании при соответствии требованиям для поступления в вузы США.

В этом году в Университет штата Аризоны ожидается поступление 15 тыс. новых студентов на онлайн обучение в результате нового партнерства. По словам экспертов, данное партнерство может стать новой моделью высшего образования.

 

В начальных школах Вьетнама не будут ставить оценки

Pangeatoday, 18.07.2014

 

Во Вьетнаме планируют отменить использование оценок при проверке знаний в начальной школе. Как и во многих других азиатских странах, где особое внимание уделяется академической успеваемости, учащиеся вьетнамских школ испытывают на себе давление из-за необходимости набирать высокие баллы на школьных тестированиях.

С целью смещения акцента учащихся на получение знаний, Министерство образования Вьетнама предложило прекратить использование оценочной системы в начальной школе.

Учащиеся начальной школы будут получать оценки только по двум итоговым тестированиям в конце года. В процессе промежуточных тестирований учителя будут предоставлять учащимся детальные пояснения по результатам. Такая система оценивания будет внедрена в 63 городах и провинциях по всей стране к концу года.

Однако, по мнению учителей, такая система оценивания увеличивает их трудовую нагрузку. Поэтому Министерство образования Вьетнама намерено увеличить количество учителей и их ассистентов для внедрения новых методов оценивания в школах.

 

В Великобритании один из семи студентов работает на полной ставке

Independent, 11.08.2014

 

Согласно проведенным в Великобритании исследованиям, каждый седьмой студент в стране работает на полной ставке во время обучения в университете.

13% из 2128 опрошенных студентов работают на полной ставке во время каникул или учебного семестра, а иногда на постоянной основе. Кроме того, 59% студентов работают неполный рабочий день.

Долгое время в лучших британских университетах существовали строгие правила об ограничении работы во время учебы, поскольку работа может негативно влиять на процесс обучения и образовательный опыт в университете в целом.

Исторически право быть студентом и частью трудовой и социальной жизни университета было привилегией. Однако в связи с высоким ростом стоимости обучения увеличилось количество студентов, работающих ради оплаты обучения.

По мнению большинства опрошенных студентов (58%), заработанные средства помогают не только оплатить обучение, но и получить опыт социализации. В то же время 38% опрошенных студентов работают с целью отложить деньги на будущее. Кроме того, многие студенты (41%) работают во время учебы с целью повысить свои шансы на трудоустройство в будущем.

 

Правительство Швеции разрешило организацию школьных мероприятий в церквях

The Local, 06.08.2014

 

Правительство Швеции добавило поправки в законодательство, которые разрешают петь религиозные гимны в школах, а также организовывать школьные мероприятия в церквях (к примеру, вручение аттестата).

В ноябре 2012 года Национальным агентством образования Швеции (Swedish National Agency for Education) было запрещено использование религиозной символики в школах. Однако, по мнению министра образования Швеции, запрет приводит к утере культурно-исторического наследия страны, где многие поколения праздновали окончания школ и проводили другие мероприятия в церквях.

Данные поправки были введены в связи с возникшими опасениями об утере национальных ценностей и традиций. В Законе об образовании также отмечено, что организация школьных мероприятий в церквях должна быть проведена с уважением к другим культурам и народам страны.

 

Ежегодно по программе Erasmus обучаются 270 тыс. студентов 

University World News, 11.08.2014

 

По данным Европейской Комиссии, 270 тыс. человек прошли обучение в странах Европейского Союза (ЕС) на основе грантов программы Erasmus в 2012-2013 гг. Наиболее популярными странами среди студентов по обмену являются Испания, Германия и Франция.

К 2020 г. ЕС планирует увеличить долю студентов, обучающихся по программам академической мобильности, до 20%. На данный момент 10% студентов из стран ЕС уже обучаются за рубежом: половина из них учится за счет грантовых средств программ Erasmus, остальные – за счет других государственных или частных фондов финансирования.

С января 2013 г. стартовала программа Erasmus+, сочетающая гранты фонда Erasmus и аналогичные программы академической мобильности для учащихся системы ТиПО и волонтеров. Бюджет программы Erasmus+ на период с 2014 г. по 2020 г. составляет €15 млрд. Ожидается, что программа Erasmus+ предоставит гранты 4 млн. людей, включая 2 млн. студентов вузов и 300 тыс. учащихся системы ТиПО и волонтеров до 2020 г.

Согласно статистике, выплаты по гранту программы Erasmus составляют ежемесячно €272, что на 9% выше 2013г.

Расширенная программа Erasmus+ направлена на языковую поддержку, имеет более гибкие правила предоставления грантов и дополнительной финансовой поддержки для особо уязвимых слоев населения.

 

Отдел по борьбе с коррупцией навел порядок на вступительных экзаменах в Камбодже

University World News, 13.08.2014

 

В Камбодже Отдел по борьбе с коррупцией был привлечен для поддержания порядка на национальном тестировании по окончании школы. Данные меры были приняты для остановки систематических попыток списывания на экзаменах, которые снижали качество отбора студентов при поступлении в вузы.

С отдела были выделены по одному сотруднику в 154 центра национального тестирования по всей стране. Дополнительно были привлечены 2000 волонтеров, предложивших помощь в отслеживании фактов списывания на экзамене или попыток подкупа экзаменатора. Волонтеры, набранные из молодежных организаций, имели право перемещаться из одной экзаменационной комнаты в другую.

В прошлом году были зафиксированы попытки подкупа экзаменационных наблюдателей – две трети учащихся предложили им взятку. Списывающим ученикам аннулировали результаты, а также запретили пересдачу экзамена на год. Кроме этого, из-за систематических фактов коррупции в школе, была введена мера наказания в виде лишения свободы.

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

В России досрочная сдача ЕГЭ будет разрешена в 2015 году

РИА Новости, 11.08.2014

 

Досрочная сдача Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах Российской Федерации в 2015 году будет разрешена всем желающим. Соответствующие изменения внесены в порядок проведения государственной аттестации. К досрочной сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА), которая будет проводиться не ранее 1 апреля, теперь будут допускаться все желающие – обучающиеся и выпускники прошлых лет.

Кроме того, впервые участникам ЕГЭ будет предоставлена возможность пересдать любой из учебных предметов. Такая возможность будет предоставлена на каждый предмет один раз на любом этапе проведения экзаменов. В Рособрнадзоре пояснили, что изменения, касающиеся досрочной сдачи и пересдачи предметов, касаются только ЕГЭ.

Также впервые обучающимся будет предоставлена возможность сдать ЕГЭ по отдельным учебным предметам по завершении их изучения. Например, географию теперь можно будет сдать по окончании 10 класса. При проведении ЕГЭ по иностранным языкам по желанию участника с 2015 года в экзамен включается раздел, предполагающий устные ответы на задания, которые планируется записывать на аудионосители.

 

Латвийских школьников хотят отучить от зубрежки

Delfi, 14.08.2014

 

Новые стандарты общего образования, которые на этой неделе утвердило правительство Латвии, направлены в первую очередь на развитие способности школьников думать и анализировать.

По данным Латвийской ассоциации руководителей образовательных учреждений (LIVA), согласно новому стандарту, школьники должны не заучивать формулы и факты, а учиться анализировать и применять полученные знания и навыки в жизни.

В прошлом основным источником обучения для детей являлся учебник. В настоящее время интернет и другие медиа ресурсы играют значимую роль в получении информации, что требует умения анализировать большой объем данных.

Первые результаты применения новых стандартов будут получены к 2023 году. По результатам будет сделан вывод о целесообразности данных стандартов, а также необходимости дополнений и изменений к программе.

 

В Китае создадут университет на базе МГУ

РИА Новости, 11.08.2014

 

11 августа т.г. подписан договор о создании в Китае Международного университета на базе Московского государственного университета (МГУ). Подписание состоялось в г. Шэньчжэнь (особая экономическая зона в КНР рядом с Гонконгом), в котором построят университет.

С инициативой создания университета выступила китайская сторона. В сентябре 2013 года был подписан соответствующий меморандум между МГУ и Пекинским политехническим институтом, являющимся партнером МГУ в этом проекте. Проект получил поддержку высшего руководства России и КНР.

Ключевая задача проекта – на основе лучших образовательных программ и стандартов МГУ подготовить высококвалифицированных специалистов в Китае, которые будут востребованы во всем мире.

Университет будет принимать абитуриентов не только из КНР, но и с Дальнего Востока России, из стран Средней Азии и др. стран. Для преподавания в университете будут привлечены лучшие российские и зарубежные профессора.

Строительство будет осуществлено за счет средств г.Шэньчжэнь. Вкладом МГУ в создание университета станут образовательные программы, лучшие практики и научные разработки университета.

Обучение в совместном университете будет проводиться на русском, китайском и английском языках. Для студентов, в недостаточной степени владеющих русским или китайским языками, будут предусмотрены дополнительные языковые курсы.

Выпускники Международного университета будут получать два диплома – диплом МГУ и диплом совместного университета. Студенты университета в обязательном порядке будут проходить практику в крупнейших корпорациях России и Китая.

Новый университет сможет принять в 2015 году первых студентов в количестве 5 тыс. человек. До начала основного обучения будут открыты подготовительные курсы по русскому языку.

 

В Кыргызстане открывают детские сады в юртах

Chalkboard, 6.08.2014

 

Юрты были превращены в детское дошкольное учреждение для полукочевников-кыргызов, проводящих теплое время года на высокогорных пастбищах Акташ (джайлау).

Детский сад в юрте «Ананайка» (приблизительный перевод с кыргызского – лапочка) посещают 26 детей из пятнадцати семей с пастбища, расположенного в горах к югу от озера Иссык-Куль. Дети в возрасте от трех до шести лет проводят в этом детском саду по три часа в день.

Аналогичные детские сады открылись в Кыргызстане в июне т.г. За лето дети научились считать до десяти, называть цвета, геометрические фигуры и буквы.

Некоторые кыргызские семьи на сегодняшний день по-прежнему ведут полукочевую жизнь и не имеют возможности отправлять детей в детский сад.

С 2006 года Фонд Ага-Хана (Турция) открыл 20 детсадов на джайлау на территории Кыргызстана. Эту идею сегодня подхватил местный фонд, возглавляемый экс-президентом республики Розой Отунбаевой. В т.г. силами этого фонда были открыты 35 детских дошкольных учреждений на джайлау. Каждый из них посещают по 20-25 детей, так что этим летом фонд надеется охватить более 700 детей дошкольного возраста.

По данным Министерства образования и науки республики, менее одной пятой детей Кыргызстана посещают детские сады. При этом большая часть детских садов расположена в городах. Уровень образования в республике после распада СССР в начале 1990-х годов упал, но даже тогда детские сады посещали лишь 35% детей дошкольного возраста.

 

В школах Узбекистана пройдут школьные ярмарки

UzReport, 11.08.2014

 

В Республиканской детской библиотеке Узбекистана состоялась выставка школьных товаров, которые будут представлены на школьных ярмарках.

В мероприятии приняли участие отечественные производители школьной продукции, специалисты соответствующих организаций и учреждений, школьники и их родители, представители СМИ.

На выставке была представлена школьная продукция, произведенная узбекскими компаниями. Выставка является своеобразным образцом предстоящих ярмарок, которые будут организованы Министерством народного образования Республики Узбекистан в целях подготовки учеников к новому 2014-2015 учебному году.

Как было отмечено на мероприятии, в т.г. на территории общеобразовательных школ будет проведено 979 школьных ярмарок, в которых запланировано участие около 2,8 млн. учеников. По ожиданиям министерства, 1,7 млн. учеников посетят данные выставки. Планируется также отправить 130 передвижных автомагазинов в горные и пустынные местности, которые обеспечат школьников необходимыми школьными принадлежностями.

 

В Кыргызстане стартует проект по раннему развитию детей

Knews, 12.08.2014

 

В рамках программы «Усиление питания и раннего развития детей в чрезвычайных ситуациях, обращаясь к основным причинам ухудшения развития детей и их матерей» инициируемой ЮНИСЕФ, Республиканский центр укрепления здоровья при финансовой поддержке фонда Сороса в Кыргызстане реализует компонент «Волшебный сундучок».

«Волшебный сундучок» – это проект по повышению осведомленности родителей о важности раннего детского чтения с использованием комплекта игрушек, развивающих материалов и детских книг. В компонент также входят разработанные группой экспертов пособие «Волшебный сундучок» и обучающие ролики: «развиваем малыша», «игрушки вокруг нас», «чтение с рождения».

Пробные обучающие сессии будут проводиться в пилотных сообществах Баткенского района 42 сельскими комитетами здоровья (СКЗ).

В связи с этим с 11 по 15 августа т.г. проводились тренинги для пилотных СКЗ в городе Баткене при участии представителей органов здравоохранения, образования, социальной защиты и местного самоуправления.

В ходе тренинга члены СКЗ были обучены оказанию поддержки родителям в воспитании детей раннего возраста и эффективном общении между родителями и детьми.

 

Герои мультфильмов научат московских школьников экономить электричество

Дети сети, 08.08.2014

 

Московским школьникам с сентября т.г. будут показывать на уроках интерактивные мультфильмы про энергосбережение. Эксперимент охватит 90 школ. На уроках дети смогут провести опыты по экономии воды и света и поучаствовать в викторине.

Главными героями мультфильма будут девочка Маша и ее друг – робот Экотоша. Они расскажут о важности экономии света, воды, тепла и ее путях. Вести урок будет специалист в области энергосбережения.

Урок будет длиться 45 минут и состоять из четырех частей. В процессе показа мультфильма дети смогут узнать о видах энергоресурсов, способах их экономии, а также поучаствовать в интерактивной викторине.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: М.Алпысбаева,

К.Манакова, Н.Черкашина и E.Коротких