Вы здесь

Дайджест образования выпуск №17 (26.09.14-03.10.14)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Обнародованы результаты рейтинга Times Higher Education

Times Higher Education, 01.10.2014

 

В первой десятке рейтинга вузов Times Higher Education (THE) 2014г. лидируют высшие учебные заведения США. Исключение составляют Оксфордский университет (Oxford University), Кембриджский университет (Cambridge University) и Имперский колледж Лондона (Imperial College London).

Несмотря на преобладание вузов США среди лучших учебных заведений, в новом рейтинге наблюдается тенденция снижения общего числа университетов США, вошедших в THE. В т.г. в топ-200 вошли 74 вуза США по сравнению с 77 в предыдущем году. Около 60% университетов страны заняли места ниже, чем в рейтинге прошлого года. В среднем, университеты США опустились на 5,34 позиции.

Аналогичную тенденцию демонстрирует Канада. Хотя Торонтский университет (University of Toronto) остался на 20 месте, а Университет Виктории занял 173 место, остальные университеты Канады, входящие в топ-200, снизили свои позиции. Число университетов Великобритании в топ-200 THE снизилось с 31 до 29 по сравнению с прошлым годом.

Число азиатских вузов, представленных в рейтинге, напротив, растет. В рейтинге т.г. 24 азиатских университета вошли в топ-200, что на четыре больше, чем в прошлом году. При этом два азиатских вуза входят в топ-25 – Университет Токио (University of Tokyo) и Национальный университет Сингапура (National University of Singapore). Шесть азиатских высших учебных заведений вошли в топ-50.

По мнению редактора рейтинга THE Фила Бэти (Phil Baty), одной из текущих проблем западных университетов в настоящее время является недостаток государственного финансирования. По данным Центра международного высшего образования Бостонского колледжа (Center for International Higher Education at Boston College), снижение показателей финансирования ведущих государственных вузов США имеет негативное влияние на развитие науки и конкурентоспособность учебных заведений.

Приложение 1. Топ-10 вузов в рейтинге THE 2014-2015

Рейтинг 2014-15

Рейтинг 2013-14

Учебное заведение

Страна

1

1

Калифорнийский технологический институт

США

2

=2

Гарвардский университет

США

3

=2

Оксфордский университет

Великобритания

4

4

Стэнфордский университет

США

5

7

Кембриджский университет

Великобритания

6

5

Массачусетский технологический институт

США

7

6

Принстонский университет

США

8

8

Калифорнийский университет в Беркли

США

=9

10

Имперский колледж Лондона

Великобритания

=9

11

Йельский университет

США

 

Курсы колледжей Великобритании не соответствуют национальным требованиям

The Guardian, 28.09.2014

 

По мнению главы британского Управления стандартов образования (Ofsted) Майкла Уилшоу, обучение студентов по программам дальнейшего образования проводится не на соответствующем уровне. Причиной являются устаревшие силлабусы и компетенции, которые не отвечают национальным требованиям.

Справочно: Колледжи Великобритании предлагают широкий спектр академических курсов и программ профессионального образования. Некоторые колледжи специализируются в отдельных дисциплинах, например в искусстве и дизайне, ресторанном деле, машиностроении или садоводстве и флористике.

По словам Майкла Уилшоу, подготовка студентов на должном уровне требует соответствующего финансирования и принятия новой квалификационной рамки.

Безработица среди молодых людей Великобритании составляет 747 тыс. человек. В настоящее время для трудоустройства, помимо грамотности, необходимы навыки логического мышления и самостоятельной работы.

Нежелание педагогов обучаться новым технологиям и отсутствие у них опыта работы на производстве затрудняет передачу качественной информации учащимся во время обучения.

Несовершенство квалификационной системы также является одной из причин низкого уровня обучения студентов по программам дальнейшего образования. В Великобритании профессиональное образование утверждается советами и руководствуется принципами Офиса по квалификациям и экзаменационным правилам (Ofqual).

Обновление квалификационной системы – трудоемкий процесс. Стремительное изменение технологий производства не предоставляет возможности своевременно реагировать на требования рынка труда.

Некоторые колледжи Великобритании в рамках решения данной проблемы пытаются использовать собственные квалификации по высшему образованию. Однако многие образовательные учреждения в Великобритании пользуются силлабусами, утвержденными Ofqual, так как это единственный путь привлечения финансирования.

Финансирование учебных заведений должно быть согласовано с региональными экономическими приоритетами. Сотрудничество местных предприятий должно влиять на распределение финансов, заниматься утверждением стратегий по квалификациям на местном уровне совместно с работодателями и преподавателями.

Каждому колледжу либо кластеру учебных заведений необходимо иметь совет, в составе которого будут представители местного бизнес-сектора, для постоянного обновления учебных планов в соответствии с потребностями промышленных отраслей экономики.

 

В Мичигане наблюдается дефицит финансирования программ дошкольного образования

Bridge Magazine, 30.09.2014

 

В последние годы в Мичигане (США) увеличилось количество программ дошкольного образования. Согласно результатам исследований, качество программ дошкольного образования зависит от качества взаимодействия педагога с детьми. На качество взаимодействия с учащимися, в свою очередь, влияют такие факторы, как размеры классного помещения и квалификация педагогического состава.

За последние два года охват дошкольной программы Мичигана «Успешное Начало» (Great Start Readiness Program) был увеличен с 32 тыс. до 63 тыс. мест. Однако финансирование программы ($3 625 на одного ребенка) в настоящее время меньше требуемого минимума. При этом для обеспечения качественным дошкольным образованием необходимо капиталовложение в размере не менее $4 675 на одного ребенка.

По мере увеличения охвата программы была отмечена недостаточная финансовая поддержка в процессе подготовки педагогов. Следует отметить, что фокус в рамках программы на детях из социально-уязвимых слоев населения усилил сегрегацию доходов семей.

По данным проведенных исследований, дополнительное финансирование на подготовку педагогических кадров и создание более гибкой схемы финансирования позволит избежать сегрегации по доходам в рамках программы.

 

В Гонконге студенты провели акцию протеста

Reuters, 27.09.2014

 

Молодежь Гонконга приняла решение бойкотировать занятия в высших учебных заведениях в течение недели, начиная с 22 сентября. Бойкот организован Гонконгской федерацией студентов совместно с другими организациями. Согласно данным Гонконгской федерации студентов, в митинге приняли участие около 80 тыс. людей.

Причиной протеста стало ограничения числа кандидатов на выборах в руководство специального административного района. Несмотря на новый закон, согласно которому жители Гонконга смогут напрямую выбирать свое руководство, начиная с 2017 г., кандидатуры будет согласовывать Пекин.

27 сентября произошло серьезное столкновение между полицией и студентами-сторонниками движения за демократизацию. Более 60 человек были арестованы. Данная демонстрация, в которой приняли участие тысячи протестующих, является одним из самых бескомпромиссных актов гражданского неповиновения в постколониальном Гонконге.

 

В Сингапуре в 2015 году может подорожать дошкольное образование

The Straits Times, 27.09.2014

 

Три сети организаций дошкольного образования в Сингапуре увеличат цены в 2015 году. Сингапурским организациям требуется повышение цен в среднем на $4-62 из-за высокобюджетного функционирования дошкольных организаций.

В прошлом году стоимость дошкольного образования в Сингапуре подорожала на $80 и достигли $830 в месяц. Такого увеличения цен не наблюдалось за последние восемь лет.

Сеть дошкольных организаций Skool4kidz пока не поднимают цены, поскольку они уже достигли допустимого максимума. Так, программа дошкольного образования на полный день не может стоить более $720 в месяц.

Сеть PCF, в которую входят 361 дошкольных центров и детских садов, планирует увеличить цены в 124 из 131 дошкольных центрах. Увеличение будет варьироваться в пределах $4-62 для детей младенческого возраста и $23-45 для услуг по уходу за детьми старшего возраста.

В настоящее время стоимость услуг в данных центрах варьируется в размере $420-697 в месяц. В 170 из 230 детских садов PCF цена предоставляемых услуг подорожает в пределах $10-20 в 2015 году.

My First Skool, которую посещают 11 тыс. детей в 111 центрах, поднимет цены в среднем на $32 в месяц. Цены для детей младенческого возраста в центрах My First Skool составят $1342, для детей раннего возраста – $707. В детских садах цены достигнут $646 в месяц.

Metropolitan YMCA повысит оплату на $20-30 в восьми из 14 центров. Цены будут варьироваться от $610 (уход за детьми раннего и старшего возраста на полный день) до $1,250 (уход за детьми младенческого возраста).

Среди причин повышения цен были отмечены увеличение затрат, связанных с выплатой заработной платы педагогам и с оптимизацией дошкольных программ.

 

Первокурсникам одного из вузов Лондона бесплатно выдали планшеты

BBC News, 27.09.2014

 

Университет Восточного Лондона (University of East London) бесплатно выдал планшеты всем первокурсникам. На предоставляемые планшеты будет загружена информация об университете и его сервисах, а также онлайн-ресурсы библиотеки. Кроме того, планшет будет содержать основные учебники, за счет чего снизятся расходы на покупку учебной литературы.

Покупка мобильных устройств обошлась университету в £2 млн. ($3,2 млн.). Планшеты будут выдаваться всем первокурсникам, включая иностранных студентов. Данное нововведение проводится в целях повышения привлекательности вуза в связи с высокой конкуренцией среди учебных заведений.

Ежегодное исследование, проводимое в Великобритании, показало высокий уровень использования мобильных приборов среди молодежи. Согласно данным исследования, 90% студентов пользуются ноутбуком и смартфоном, а 40% используют планшет.

 

ОЭСР: Стоит ли расширять доступ к высшему образованию?

Education Today, 16.09.2014

 

Согласно данным отчета ОЭСР «Взгляд на образование-2014» (Education at a Glance 2014), во всем мире растет число людей, получающих высшее образование. В странах ОЭСР более 220 млн. граждан (32%) зрелого возраста (25-64 года) имеют высшее образование. Среди молодых людей (18-24 лет) эта доля еще выше – 40%.

В 2000 г. только 22% взрослого населения имели высшее образование. Количество людей в возрасте от 25 до 34 лет, получающих высшее образование, увеличивалось в среднем на 3,4% в год между 2000 и 2012 гг.

Стремительное увеличение численности граждан с высшим образованием оказывает давление на системы образования и возможность государственного субсидирования вузов.

Согласно данным отчета, между 2000 и 2011 гг. расходы на высшее образование в странах ОЭСР возросли с 1,3% до 1,6% от ВВП. Вместе с тем государственные расходы на высшее образование в 11 странах-членах ОЭСР в указанный период снизились в среднем на 69,2%.

Эксперты предлагают рассмотреть необходимость расширения доступа высшего образования путем соотношения наличия высшего образования и заработной платы квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Однако данный метод также не является точным индикатором, т.к. в некоторых странах разница между заработными платами невелика независимо от уровня образования. Например, разница в заработной плате относительно высокая в странах с открытой рыночной экономикой, таких как США или Великобритания. В эгалитарных Скандинавских странах, напротив, разрыв в уровне заработных плат квалифицированного и неквалифицированного персонала незначителен (См. Приложение 1).

В целом, большое число взрослых образованных специалистов на рынке труда снижает шансы получения более высокооплачиваемой работы для выпускников, недавно окончивших вуз. Кроме того, различие в уровне заработных плат людей с разным уровнем образования во многом зависит от условий на рынках труда.

 

Приложение 1. Соотношение уровня образования и заработной платы

 

В PISA планируют включать больше учеников из Китая

BBC, 26.08.2014

 

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA – Programme for International Student Assessment) стала одним из ориентиров для образовательных стандартов.

PISA проводится раз в три года. Последние результаты PISA показали, что азиатские системы среднего образования являются самыми сильными в мире. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) планирует включить в выборку участников PISA наряду с Шанхаем и самой КНР школьников Пекина, провинции Цзянсу и Гуандун.

Справочно: В исследовании PISA Китай, помимо выборки по республике, представлен такими регионами, как Шанхай, Макао и Гонконг.

Причиной для увеличения выборки стала нерепрезентативность Китая в целом, а также включение из регионов только Шанхая. Кроме того, результаты одного города не должны сравниваться с результатами стран с единой системой образования как США и Германия. Например, Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия участвуют по отдельности, но есть общий рейтинг Великобритании.

 

Английский язык – самый популярный в школах Европейского Союза

Euobserver, 25.09.2014

 

По данным статистической службы Евростат (Eurostat), английский является самым популярным среди изучаемых языков в старших классах школ Европейского Союза (ЕС). Тем не менее, около 35% взрослого населения ЕС используют только родной язык. Например, в Венгрии 75% взрослых не владеют иностранными языками.

В Чехии, Люксембурге, Нидерландах и Финляндии в старших классах преподаются два иностранных языка, когда как в Греции, Италии, Ирландии, Испании, Мальте и Венгрии обязательным является только один иностранный язык.

По информации Евростата, преподавание иностранных языков в школах не является гарантией владения языковыми навыками у взрослого поколения. Данный факт особо заметен в Венгрии, Португалии, Испании, Болгарии и Греции, в то время как в Словении более 70% взрослого населения владеет двумя или более языками. Словакия и Финляндия по количеству людей, владеющих иностранными языками, следуют за Словенией.

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В России опубликован рейтинг детсадов

РИА Новости, 29.09.2014

 

«Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования (РАО) подготовили новый «Рейтинг муниципальных детских садов России —2014».

В список вошли 3969 дошкольных образовательных организаций, представляющих 21 регион Российской Федерации (РФ).

Лидером рейтинга 2014 г. стал детский сад компенсирующего вида №77 «Эрудит» г. Нижневартовск, Тюменской области. На второй строчке ­­- детский сад №307 в г.Волгоград. Тройку лидеров замыкает детский сад №72 «Дельфиненок» г. Железногорск, Красноярского края, впервые принявший участие в рейтинге.

С каждым годом все больше регионов становятся участниками рейтинга. В первом исследовании, которое проводилось в 2012 г., приняли участие 8 регионов, в 2013 – 15, а в 2014 — уже 21.

Рейтинг сформирован на основе методики, разработанной Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО и согласованной Экспертным советом по образованию «РИА Новости».

Детские сады оценивались с точки зрения условий, созданных для ребенка, педагогического состава и дополнительных услуг детсада.

 

В Беларуси предложили сократить платные места в педвузах

Udf.by, 26.09.2014

 

Заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик предлагает сократить прием на платную форму обучения по педагогическим специальностям. Ежегодно из числа обучавшихся по программам подготовки учителей на платной основе менее 1% идут работать в учреждения образования.

Вице-премьер считает необходимым разработать и внедрить профориентационные программы, направленные на привлечение лучших учащихся выпускных классов школ в педагогические вузы, а также ввести в практику открытие педагогических классов в школах.

По мнению вице-премьера, следует принять ряд мер по созданию условий для карьерных перспектив для педагогической профессии. Так, можно предусмотреть возможность получения учителя 1-й категории после двух лет отработки молодыми специалистами, которые проявили и зарекомендовали себя в педагогической профессии, а также установить доплаты для педагогов, закончивших магистратуру.

Кроме того, предлагается предусмотреть значительные разовые выплаты для специалистов, отработавших по распределению два года, в случае продления трудового контракта в учреждении образования. Причем размер этих выплат предлагается установить в зависимости от срока действия контракта. По словам вице-премьера, необходимо также увеличить размер стипендий студентам педагогических вузов.

 

В Армении стартовала программа ЕС по усилению сферы высшего образования

Арка, 01.10.2014

 

Программа по укреплению системы высшего образования Армении началась в рамках проекта «Twinning» Европейского Союза (ЕС).

Справочно: Проект «Twinning» служит в качестве инструмента для сотрудничества между органами государственного управления стран-членов ЕС и стран-кандидатов. Цель проекта – предоставление поддержки для принятия, внедрения и практического осуществления законодательства ЕС. В рамках проекта также осуществляется обмен передовым опытом ЕС со странами-кандидатами для установления долгосрочных отношений.

По словам руководителя делегации ЕС в Армении Траяна Христеа, реформа системы высшего образования Армении способствует укреплению ее связей со странами Евросоюза. Она позволит не только улучшить систему образования, но и обеспечит ее соответствие к требованиям рынка труда.

Программа рассчитана на два года и будет осуществляться двумя координаторами проекта из Германии и Финляндии, а также постоянным консультантом, находящимся в Армении. Министерство образования и науки Армении является партнером программы.

Программа направлена на реформирование законодательства высшего образования Армении, развитие системы обеспечения качества образования, в частности соответствие процедуры аккредитации армянских вузов европейским стандартам. Кроме этого, планируется переподготовка преподавателей вузов с учетом внедрения студенто-ориентированного подхода обучения.

Необходимо отметить, что Армения присоединилась к Болонскому процессу с 2005 года. В этой связи данная программа является важным шагом в интеграции системы высшего образования Армении в Европейское пространство высшего образования.

 

В Азербайджане создали электронный портал учебников

Trend.az, 01.10.2014

 

1 октября 2014г. Министерство образования Азербайджана запустило новый электронный портал учебников по адресу www.e-derslik.edu.az.

Цель создания подобного портала - улучшение образования учащихся и усиление роли использования ИКТ в обучении. В этой связи созданы условия для чтения учебников в электронной форме.

По мнению представителей министерства, данная система увеличит мобильность школьников в использовании учебников. Школьники смогут пользоваться учебниками, независимо от места и времени.

Кроме того, пользователи смогут читать учебники онлайн, или же загрузив их в свои планшеты. В режиме онлайн учащиеся смогут делать необходимые электронные записи на любой странице учебника. Это, в свою очередь, создаст условия для индивидуализации процесса обучения учащихся.

На данный момент на портале размещены 10 учебников шестого класса. К концу 2014 г. планируется разместить десять учебников седьмого, пять учебников второго и третьего классов.

 

В России провели рейтинг школ

ИА РИА НОВОСТИ, 22.09.2014

 

В РФ провели общероссийский рейтинг школ для определения лучших организаций образования страны. В данный рейтинг вошли 500 лучших школ из 79 регионов России.

Рейтинг проведен Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты», а также при содействии Министерства образования и науки РФ.

При формировании рейтинга учитывались результаты школьников обязательной Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также их участие в олимпиадах.

Для каждой из школ формировались рейтинговые баллы, причем при учете баллов за олимпиады обязательным требованием стало наличие в школе хотя бы одного призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников за последние три года.

По словам заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, в 2014г. добавлены дополнительные индикаторы для оценки отдельных направлений деятельности школ. Так школы ранжировались по предметным областям и по олимпиадам.

По ее мнению, рейтинги — важный ориентир для всей системы общего образования. Успехи конкретной школы важны как для педагогов, так учеников и их родителей.

 

Болгария нуждается в специалистах в области естественных наук

Black Sea News, 30.09.2014

 

По словам премьер-министра технического правительства Болгарии Георгия Близнашки, в настоящий момент 40% болгарских студентов обучаются по специальностям: право, публичная администрация и экономика. В то же время страна нуждается в специалистах в области физических, химических и медицинских наук.

По его мнению, требуемые специальности должны финансироваться по приоритетам страны и необходимо достичь национального консенсуса в вопросах науки и образования.

В настоящее время Правительство ведет работу по актуализации программ в сфере науки и образования. Более того, до 2020 года на систему образования и науки Болгарии будет инвестировано $668,6 млн. из европейских и национальных фондов.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: М.Алпысбаева, К.Манакова, Н.Черкашина, Е.Коротких, М. Кенжетаева и А.Суюндиков