Вы здесь

Дайджест образования выпуск №2 (14.06.14-20.06.14)

Версия для печатиPDF version
 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

 

Китай объявил о преобразовании 600 университетов в колледжи и технические институты

University World News, 12.06.2014

В Китае около половины государственных университетов намерены преобразовать в технические институты и колледжи. В основе подобной реформы лежат две важные причины. Первая – высокая конкуренция на рынке труда среди недавних выпускников вузов. Вторая – нехватка технически-квалифицированных рабочих, т.е. выпускников колледжей.

Как утверждают эксперты, подобная радикальная реформа изменит общую картину высшего образования страны.

По словам вице-министра образования Китая Лю Ксин (Lu Xin) постепенный переход к дуальной системе в образовании требует фокуса на подготовке инженеров, старших технологов и высококвалифицированных рабочих. Такой подход напоминает существующую систему образования Германии, где исследовательские университеты действуют наряду с зарекомендовавшими себя техническими институтами и колледжами.

Несмотря на поддержку правительством интереса к науке и технологиям в последние годы, студенты мало заинтересованы в изучении науки. Согласно докладу Исследовательского центра китайской молодежи и детей, всего 30% опрошенных старшеклассников заявили о желании заниматься наукой, инжинирингом или медициной в вузе.

В этом году зафиксировано рекордное количество выпускников вузов (7,26 млн.), что повысит уровень безработицы на 15%.

Согласно докладу Исследовательского института образования 21 века в Пекине около 80% прошлогодних выпускников колледжей устроились на работу. Однако только две трети из них нашли работу в течение года после окончания.

Выпускники колледжей, ко всему прочему, получают чуть более высокую стартовую заработную плату по сравнению с выпускниками лучших университетов Китая. Данный факт может стать хорошим стимулом для поступления в учебные заведения ТиПО. Какие именно университеты попадут под реформу, пока не ясно. Но на данный момент с решением согласились уже 150 университетов, которые и станут первыми преобразованными колледжами и техническими институтами.

 

12-й Детский университет вновь откроет свои двери в г. Вена

DiePresse 12.06.2014

 

Шесть австрийских университетов станут площадкой для организации образовательного проекта «Детский университет», или просто Киндеруни (KinderuniWien). Данный проект стартует уже в двенадцатый раз и пройдет с 7 по 19 июля в г.Вена.

Около 4500 детей в возрасте 7-12 лет бесплатно примут участие в 500 учебных занятиях. В этом году проект будет проходить в рамках курсов «Языковое разнообразие», «Человек», «Энергетика и окружающая среда» и «Климат и энергетика».

Запустить Киндеруни в этом году вызвались Венский университет, Венский медицинский университет, Технический университет Вены, Университет сельскохозяйственных наук, Университет ветеринарной медицины и Университет прикладных наук Вены. Основные задачи Венского детского университета – развить в ребенке любознательность в общении с учеными, пробудить и поддержать стремление ребенка к научным занятиям, развеять стереотипы о науке и ученых.

В этом году в проекте примут участие министр здравоохранения Австрии с докладом на тему здорового образа жизни и генеральный директор австрийской нефтяной компании OMV на тему «Можно ли завести машину солнцем?». Университет экономики представит лекцию на тему «Устойчивое развитие».

В рамках курса «Языковое разнообразие» пройдут занятия на одиннадцати языках, среди которых русский, турецкий, греческий и китайский. Некоторые технические и научные курсы Венского детского университета будут предложены исключительно для девочек.

 

Финские университеты отменяют оплату за обучение для иностранных студентов

University World News 13.06.2014

 

Пилотный проект по введению оплаты за обучение для иностранных студентов в высших учебных заведениях Финляндии закрывается в конце этого года.

Справочно: До 2012 года международные студенты обучались в Финляндии бесплатно. В 2012 году был принят закон, позволяющий университетам взимать плату за обучение с иностранных студентов. Тогда же в 10 университетах и 10 политехникумах стартовал пилотный проект по оплате ряда магистерских программ международными студентами (кроме стран, входящих в ЕС и ЕЭП). Вузы могли самостоятельно определять сумму оплаты. Средняя оплата за обучение составляла €8000 ($10 100) в год. Предполагалось, что введение оплаты позволит увеличить финансирование вузов из негосударственных источников.

Сегодня большинство вузов уже объявило об отказе от взимания оплаты за обучение со студентов осеннего приема 2014 года.

По мнению рабочей группы Министерства образования и культуры Финляндии проект не оправдал первоначальных ожиданий. Тем не менее, в целом замечены положительные изменения в развитии интернационализации финского высшего образования.

По словам некоторых финских студенческих организаций введение платы за обучение не поможет вузам страны привлечь студентов или улучшить их финансовое положение. По их мнению, об этом свидетельствует не только проведенный пилотный проект, но и опыт других скандинавских стран. Так, например, в Швеции число претендентов сократилось более чем на 90% за первый год после введения оплаты за обучение.

 

В Великобритании призывают наказывать недисциплинированных родителей

The Guardian, 17.06.2014

 

Сэр Майкл Уилшоу (Sir Michael Wilshaw), старший инспектор школ Великобритании, призывает директоров школ налагать штрафы на родителей, которые не контролируют выполнение домашних заданий своими детьми и пропускают родительские собрания.

По его мнению, если родитель не выполняет своих обязанностей, то стоит сказать ему прямо, что он – плохой родитель. Право налагать штрафы на них напомнит отцам и матерям учеников об ответственности за детей независимо от социального положения. Одним из видов таких санкций могут быть вычеты из пособий.

По словам главы службы надзора над образовательными учреждениями Офстэд (Ofsted) порой родители прикрывают свою занятость финансовым положением семьи. Однако бедность - лишь отговорка, но не основная причина низкой успеваемости детей из рабочих семей.

Сэр Уилшоу приводит Лондон в качестве примера, где практически все дети учатся хорошо, включая детей из бедных семей. Значит проблема не в финансах, а в отношении родителей к образованию. В тех семьях, где есть вера в образование, дети показывают наилучшие результаты в обучении.

 

Губернатор штата Иллинойс увеличивает расходы на дошкольное образование

Education News, 13.06.2014

 

Губернатор штата Иллинойс подписал законопроект об увеличении до $300 млн. финансирования программ обучения раннего развития детей (в возрасте до 3 лет) (Early Education Block Grant Program). Это составляет 14% от общих расходов штата на образование.

Справочно: В настоящее время на программы раннего развития затрачивается 11% от общей суммы расходов штата на образование.

Закон вступает в силу с 1 июля т.г. Согласно ему до 2016 года планируется увеличить эту долю до 20%.

Дополнительно подписан законопроект, который устанавливает требования к учителям, претендующим на получение сертификата «Лучший учитель штата Иллинойс» (the Illinois Master Teacher certification) и получение годового бонуса в размере $1500. Предпочтение будет отдано учителям, работающим в районах с высоким уровнем бедности и малоэффективных школах.

 

В Таиланде планируются реформы в образовании для «национального примирения» и развития патриотизма

Asian Correspondent, 10.06.2014

 

Национальный совет по вопросам мира и порядка в Таиланде (National Council for Peace and Order) пересматривает школьную программу в целях развития патриотизма и любви к родине среди учащихся. Основное внимание будет уделено таким предметам, как социология, история и гражданская ответственность. Новая образовательная реформа будет направлена на укрепление национального достоинства и ценностей. Цель состоит в формировании дисциплины, усилении физического и психического здоровья и укреплении социальной ответственности граждан.

Планируется также в рамках реформы развивать системное и рациональное мышление. В связи с этим школьные учебники будут пересмотрены на предмет развития чувства патриотизма среди учащихся. Образовательная реформа будет введена по трем направлениям. Во-первых, изменение школьного расписания для обеспечения наибольшего влияния новых дисциплин. Во-вторых, пересмотр содержания дисциплин, обеспечение педагогов учебными справочниками. В-третьих, приглашение известных ученых для разработки учебного плана согласно целям программы.

Реализация образовательной реформы подвергалась угрозе в связи с уличными протестами и вспышками насилия в течение последних шести месяцев. Согласно приказу Управления базового образования Таиланда (the Office of Basic Education of Thailand), критика образовательной реформы запрещена в школах. Новый образовательный указ запрещает работникам государственных школ, а также учащимся и их родителям участвовать в протестах и организовывать какие-либо демонстрации в школах. Это одна из мер военной политической фракции Таиланда по достижению национального примирения. В целом политика национального примирения нацелена на урегулирование конфликтов и беспорядков в обществе, которые участились в стране, а также на установление мира среди местного населения.

Реформа школ в Мексике затянулись 

BBC News, 07.06.2014

 

Согласно данным ОЭСР в школах Мексики распространены насилие, издевательства и низкое качество преподавания. Как результат Мексика является страной с самыми низкими результатами в образовании. Коррупция является одной из самых распространённых проблем образовательной системы Мексики, особенно школ. Учителя могут не только покупать-продавать свои должности, но также и оставлять их «в наследство» своим детям.

Для борьбы с коррупцией правительство инициировало реформы. Они включают в себя регулярные проверки работы учителей, совершенствование стандартов и улучшение дисциплины по всем направлениям. Несмотря на заверения правительства существенных изменений не произошло. Реформы затягиваются из-за споров с профсоюзом работников образования и продолжающимися протестами учителей в стране.

Неравенство в образовательной системе Австралии явилось причиной отставания страны

The Sydney Morning Herald, 15.06.2014

 

Австралия уделяет большое внимание Национальной программе оценки грамотности в области чтения и математической грамотности (National Assessment Program – Literacy and Numeracy). Национальная оценка проводится ежегодно среди детей 3, 5, 7 и 9 лет. Тестовые задания в рамках программы направлены на оценку навыков чтения, письменных, грамматических и математических навыков.

Однако многие эксперты Австралии критикуют данную программу оценки за использование стандартизированных тестов. Именно они стали одной из главных причин отставания Австралии от других стран в программе международной оценки учащихся (PISA). Правительство, в свою очередь, ссылается на детей из малоимущих семей, которые показывают худшие результаты.

Справочно: Позиции Австралии в PISA снизились с 13, 7 и 8 мест по математике, чтению и научной грамотности в 2006 году до 19, 14 и 16 мест соответственно в 2012.

Как утверждает бывший генеральный директор образования Финляндии Пази Салберг (Pasi Sahlberg), главной причиной отставания Австралии в сфере образования является неравенство в системе образования. В этой связи эксперт считает нецелесообразным прекращение Программы по финансированию малоимущих слоев населения Гонски. Сокращение финансирования программы в течение двух лет стало шагом назад для образования.

Справочно: Программа финансирования малоимущих слоев населения Гонски предложена в 2010 году. Она предполагает общее регулярное финансирование всех учеников школ, подушевое финансирование учащихся начальной и средней школы, нуждающихся детей, инвалидов, представителей коренного населения. Модель предусматривает периодическую оценку школ раз в четыре года в целях сравнения результатов финансирования и успеваемости.

Данная программа на самом деле предоставила Австралии уникальную возможность решить проблему неравенства в образовании и стать мировым лидером в этой области. Программа была создана для распределения денежных средств в соответствии с нуждами обучающихся.

Кроме того, программа Гонски получила оценку как одна из самых справедливых моделей финансирования на международном уровне. Согласно данной программе все дети имеют право на финансирование их образования от правительства независимо от их семейного положения. Объем финансирования для учащихся частных школ зависит от условий, в которых проживает ребенок. Нужды каждого ребенка удовлетворяются путем дополнительных выплат из государственного бюджета как для государственного, так и для частного сектора. Таким образом, программа Гонски была нацелена на индивидуальные потребности ребенка.

 

Меню школьных столовых в Англии претерпевают изменения

BBC News, 17.06.2014

 

В Англии были оглашены правила школьного питания в государственных школах, которые вступят в силу в январе 2015 года. Новые правила поощряют наличие питьевой воды в столовых, но предлагают сократить порцию фруктовых соков до 150 мл.

Вице-премьер Ник Клегг (Nick Klegg) сообщил о продолжении политики постепенного сокращения нездоровой еды. Новые правила, призванные поддерживать здоровое питание, станут обязательными для школ местных органов управления, бесплатных школ и школ, преобразованных в академии.

Как сообщил Департамент образования Англии, предыдущие правила были эффективны для улучшения школьного питания, но слишком сложными и затратными для их выполнения.

Новые требования к школьному меню предписывают ежедневную порцию нескольких видов овощей и фруктов, цельнозерновые продукты, а также сокращение порции фруктовых соков до 150 мл. Ко всему прочему количество еды, жареной во фритюре и в панировке, ограничено до двух порций.

Как сообщает секретарь образования Майкл Гоув (Michael Gove), новый стандарт питания в школьных столовых несложен для приготовления и одновременно является малозатратным. По его мнению, важным является соответствие новым стандартам питания без ущерба для качества питания.

 

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

В Латвии не хватает студентов инженерных специальностей

Bestvuz.info 17.06.2014

 

Выпускники средних школ Латвии имеют слишком низкий уровень знаний для обучения по техническим специальностям в вузах страны. По словам Президента Латвийской ассоциации предприятий машиностроения и металлообработки Вилнис Рантиньш, дефицит инженеров в стране может привести к прекращению выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Он сделал акцент на внедрении в производство интеллектуальных машин, которые будут работать на заводах без посредничества человека. Это облегчает работу, но одновременно исключает множество людей, поэтому возрастает роль инженерно-технического персонала, который будет ответственным за технический прогресс предприятия.

В Латвии сложилась непростая ситуация с низким числом желающих обучаться в вузах. Количество молодежи сокращается, а уровень знаний выпускников очень низкий. Так, например, в 2013-14 учебном году на специальность «Мехатроника» принят 31 человек, но ко второму семестру их осталось только 17, остальные не смогли справиться с первой сессией.

Справочно: Объектами профессиональной деятельности выпускников специальности «Мехатроника» являются технические системы, агрегаты, машины и комплексы машин различного назначения; роботы, роботехнические системы.

В связи с этим детям с раннего возраста нужно прививать интерес к техническим наукам, к чему должны быть привлечены дошкольные учреждения. Предприятиям необходимы молодые специалисты, готовые пробивать дорогу своими идеями и создавать новые продукты, а для этого требуется мышление инженера.

 

В России предлагают вернуть систему госраспределения выпускников вузов

Общество 15.06.2014

 

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) предложило возродить систему госраспределения выпускников бюджетных отделений вузов. Предложение получило одобрение и самих студентов.

Однако, по мнению ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, В.Садовничего, подобная практика является пережитком советских времен. Намного эффективней, как он считает, заключать трехсторонний договор между студентом, вузом и компанией - работодателем.

При заключении трехстороннего соглашения возможно обсуждение всех вопросов учебы и работы. Этот подход имеет важное значение, так как корпорация может ориентировать студента на будущую специфику работы. Студент будет к ней готов, вуз получит дополнительную поддержку, а корпорация - грамотного специалиста.

 

Министр образования и науки Армении принял делегацию «Education First»

Armenia Today 14.06.2014

 

Министр образования и науки Армении Армен Ашотян принял делегацию шведской компании «Education First», находящуюся в Армении с рабочим визитом. Представитель шведской стороны Майкл Тимоне представил министру деятельность компании, которая занимается совершенствованием процесса обучения английскому языку.

Как сообщили в пресс-службе министерства, шведская сторона предлагает всеобъемлющую программу улучшения знания английского языка для студентов и учителей и готова реализовать программу переподготовки учителей в школах Армении.

Министр Ашотян отметил интерес армянской стороны к предложению. Возможности же финансирования и реализации будут обсуждены после рассмотрения предложения со стороны министерства.

Программу обучения языку указанной компании используют многочисленные страны, в том числе Украина, Россия и Казахстан.

Справочно: Education First реализует в Казахстане проект создания онлайн-школы по изучению казахского языка и стипендиальную программу курсов повышения квалификации для учителей.

 

14 ведущим вузам России выделят 10 млрд. рублей

РИА Новости 16.06.2014

 

Правительство России поставило задачу по вхождению не менее пяти российских вузов в Топ 100 ведущих мировых университетов к 2020 году. На поддержку ведущих вузов планируется направить порядка 40 млрд. рублей до 2016 года. В 2013 году на эти же цели было выделено 9 млрд. рублей.

Правительство РФ приняло решение выделить в 2014 году более 10 млрд. рублей на повышение конкурентоспособности 14 ведущих вузов страны. Эти финансовые средства направлены на содействие увеличению количества российских университетов, занимающих лидирующие позиции в мировых рейтингах университетов, повышению качества российского образования и его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Для данных целей был создан совет по повышению конкурентоспособности российских вузов.

 

Более 80% выпускников минских школ говорят о готовности к учебе в вузах

ИА Интерфакс Беларусь 16.06.2014

 

83% минских выпускников 11-х классов будут принимать участие во вступительной кампании в высшие учебные заведения.

По данным председателя комитета по образованию Мингорисполкома Михаила Мирончика, лишь 12% молодых людей, окончивших в нынешнем году обучение в средней школе, намерены поступать в учреждения среднего специального образования. В учреждения профессионально-технического образования – 4,5 %. Всего лишь 0,5% выпускников нацелены на поиск работы.

Почти две трети учеников, закончивших 9 класс, намерены учиться в 10 и 11 классах. Лишь 15% планируют поступать в учреждения профессионально-технического образования. 20% предполагают получить среднее специальное образование.

Между тем, по словам руководителя столичного образования, в последние годы 11-х классов в школах становится меньше. В каждом учебном заведении лишь один-два класса на потоке. Кроме того, в 13 школах выпускных 11-х классов в 2013/2014 учебном году не было вообще. Всего аттестаты в Минске получили более 22 500 выпускников: 8478 – об окончании курса средней школы, почти 14 000 – о завершении обучения 9-го класса.

Золотой медалью могут похвастаться 286 молодых людей, 35 – серебряными. Медалистов в нынешнем году на 0,7% больше, чем год назад.

 

Минобрнауки РФ приостановило деятельность 650 диссертационных советов

Polpred 16.06.2014

 

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) приостановило деятельность 650 диссертационных советов в целях борьбы с псевдоучеными и модернизации системы аттестации научных кадров. В конце 2013 года Минобрнауки приостановило работу 602 из 2,5 тыс. диссертационных советов, работающих в России. Данные советы не прошли перерегистрацию с учетом новых требований Минобрнауки, принятых в декабре 2011 года.

Из 650 только 48 диссоветов подали ходатайство о возобновлении работы. Цель модернизации заключается в обеспечении соответствия аттестационного процесса современному уровню развития науки, образования и технологий. Существующая система аттестации научных и научно-педагогических кадров не обеспечивает подготовку кадров по приоритетным направлениям науки. В министерстве разработана новая модель, в рамках которой выдача дипломов о присвоении высшей ученой степени будет предоставлена только ведущим вузам и НИИ.

 

В Якутии открылся Инновационный учебно-производственный комплекс

РИА Новости 16.06.2014

 

Инновационный учебно-производственный комплекс «Стройкомпозит» был открыт в Якутии на базе Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Инновационный учебно-производственный комплекс позволит студентам и ученым испытывать изобретения в сфере строительства.

Комплекс создан для подготовки высококвалифицированных специалистов в области строительства и производства стройматериалов, а также для апробации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок студентов и сотрудников института.

«Стройкомпозит» призван восполнить разрыв, который существует между наукой и реальным производством. Активная работа студентов, ученых, инженеров позволит создавать такие материалы, которые отвечали бы всем требованиям и сложнейшим природно-климатическим условиям Якутии. В будущем комплекс станет основой, двигателем для местных строителей в развитии изобретений в сфере строительства.

 

Впервые проводимый обязательный экзамен по математике провалила половина выпускников школ Эстонии

ИА REGNUM 17.06.2014

 

В Эстонии обязательный экзамен по математике в выпускном классе основной школы (1-9 классы) может стать для десятков детей неодолимым препятствием для окончания школы. Первая попытка сдать экзамен стала неудачной почти для половины учеников девятых классов. Об этом сообщили в крупнейшей оппозиционной левой Центристской партии Эстонии, со ссылкой на министра образования и науки страны Евгения Осиновского.

Депутаты партии попросили министра дать разъяснения по провальным итогам выпускного экзамена в основной школе страны. По словам депутатов задания на экзамене не были непосредственно связаны с изученными темами по программе обучения. Кроме того, была отмечена сложность задач, представленных на экзамене.

Данный результат стал неожиданным, так как согласно международной оценочной программе PISA учащиеся Эстонии обычно показывают хороший уровень знаний.

Справочно: По результатам PISA 2012 года Эстония заняла 11, 11 и 6 места по математике, чтению и научной грамотности соответственно.

 

Педагоги Крымского Федерального округа повысили свою квалификацию

Министерство образования и науки РФ 16. 06. 2014

 

В Республике Крым 2 июня стартовала программа курсов повышения квалификации. Проект реализуется при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Управления образования и науки г. Севастополя совместно с Федеральным институтом развития образования, Крымским республиканским институтом последипломного педагогического образования (КРИППО) и Севастопольским городским гуманитарным университетом (СГГУ).

7 июня завершилась первая часть программы, предназначенная для всех категорий работников системы среднего образования. За несколько дней обучения курс прослушали 20 303 человека. Обучение проходило на 24 площадках, учебный процесс обеспечивали 36 преподавателей, работало 49 учебных групп на 17 потоках.

В городе федерального значения Севастополе слушатели освоили помимо инвариантной части предметные программы. За неделю прошли обучение 355 человек.

Вторая вариативная часть программы разработана по категориям работников сферы среднего образования и проходит с 9 июня по 15 июля 2014 года.

Общее количество преподавателей, которые обеспечивают процесс повышения квалификации – более 350 лекторов из ведущих университетов и образовательных организаций Российской Федерации.

 

___________________________________

 

Над дайджестом работали: М. Алпысбаева, Г. Маликова, Н.Черкашина и E. Коротких