Вы здесь

Дайджест образования Выпуск №30-31 (24.01.15-13.02.15)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Эндаумент-фонд Гарварда вновь стал самым крупным в США

Inside Higher Ed, 29.01.2015

 

Согласно результатам ежегодного исследования Национальной ассоциации директоров колледжей и университетов (National Association of College and University Business Officers), в 2014 году значительно увеличился объем эндаумент-фондов университетов и колледжей США.

Справочно: Эндаумент-фонд (endowment fund) – это фонд, учрежденный с целью получения инвестиционного дохода, который используется для финансирования деятельности организации-бенефициара. Фонд составляют пожертвования дарителей (доноров) в виде денежных средств, ценных бумаг, недвижимости и иных активов.

В исследовании проанализированы данные 832 учебных заведений. Эндаумент-фонд Гарвардского университета вновь признан самым крупным. В 2014 г. его размер вырос на 11%, составив почти $36 млрд. В среднем рыночная стоимость эндаумент-фондов колледжей и университетов США в 2014 г. возросла на 15,5% по сравнению с 2013 г.

В последние 10 лет доходы от операций с эндаумент-фондами составляют в среднем 7% в год от их объема. Данный показатель немного ниже долгосрочных намеченных темпов роста большинства университетов. Каждый год вузам необходимо получать порядка 8-9% прибыли для фактического увеличения объемов эндаумент-фонда, т.к. около 5% ежегодно расходуются на финансовую помощь нуждающимся студентам.

 

Приложение 1. Топ-10 университетов по объему эндаумент-фондов

Место

Название университета

2014 г.

1.

Гарвардский университет

$35,9 млрд.

2.

Техасский университет

$25,4 млрд.

3.

Йельский университет

$ 23,9 млрд.

4.

Стэндфордский университет

$ 21,4 млрд.

5.

Принстонский университет

$ 21 млрд.

6.

Массачусетский технологический институт

$ 12,4 млрд.

7.

Техасский университет A&M

$ 11,1 млрд.

8.

Северо-Западный университет

$ 9,8 млрд.

9.

Мичиганский университет

$ 9,7 млрд.

10.

Пенсильванский университет

$ 9,6 млрд.

 

Плохая успеваемость подростков обходится в £800 млн. в год

The Telegraph, 02.02.2015

 

Согласно отчету британского Центра социального-экономического взаимодействия (Centre for Economic & Social Inclusion), подростки с плохой успеваемостью или отчисленные преждевременно обходятся налогоплательщикам в более, чем £800 млн. в год.

Справочно: Centre for Economic & Social Inclusion – британская некоммерческая НПО, проводящая исследования в области взаимодействия социально-демографического сектора и рынка труда.

По данным отчета, 178 тыс. учащихся в возрасте 16-18 лет не смогли завершить квалификацию послесреднего образования, которое они начали получать в 2012-2013 учебном году. Их неоконченное образование обходится бюджету в 12% от общих государственных расходов на послесреднее образование.

Наибольшее количество выбытий происходит по причине неуспеваемости по математике, психологии, биологии и общеобразовательным предметам.

Потери бюджета Великобритании из-за неуспевающих и отчисленных учащихся составляют £316 млн. по послесреднему, £302 млн. – по дополнительному образованию и £196 млн. по профессиональному обучению.

 

США в 2016 году увеличит расходы на образование

Wall Street Journal, 04.02.2015

 

2 февраля 2015 г. президент США Барак Обама обнародовал бюджетные предложения на 2016 финансовый год.

Общая сумма финансирования составила $4 трлн.

Запланировано обеспечение бесплатного технического и профессионального образования для студентов заочников имеющих GPA не ниже 2,5. На решение данного вопроса планируется выделить $1,4 млрд.

Финансирование развития дошкольного образования в 2016 г. вырастет на $500 млн. и составит $750 млн. Дополнительно $1,5 млрд. будут выделены на дошкольную программу «Рывок вперед».

Справочно: Программа «Рывок вперед» (Head Start) направлена на усиление обеспечения детей младшего возраста в семьях с низкими доходами образовательными, медицинскими и другими услугами.

Вместе с расширением бюджета будет увеличена подотчетность образовательных учреждений. В плане Обамы имеются предложения усиления подотчетности по успеваемости учащихся. Кроме того, имеются предложения по материальному поощрению школ за соответствие высоким стандартам.

На 2016 финансовый год предусмотрено финансирование чартерных школ в размере $375 млн., что на $180 млн. больше, чем в прошлом году. В рамках данного финансирования планируется популяризация успешных моделей образования.

Справочно: Чартерные школы в США являются независимыми государственными школами, созданными и управляемыми работниками образования, родителями, местными руководителями, предпринимателями сферы образования. Программы чартерных школ нацелены на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей и местных нужд. Будучи зависимыми от выбора родителей, школы должны нести ответственность за удовлетворение их запросов.

 

Китайских студентов оградят от «западных ценностей»

BBC, 31.01.2015

 

По мнению главы Министерства образования КНР, национальные университеты должны избегать учебников, пропагандирующих «западные ценности». По словам Юань Гуйжэня, вузы должны поддерживать политическую целостность и воздерживаться от критики лидеров или политической системы Китая.

Официального запрета на учебники, пропагандирующие западные ценности, еще не поступало. Однако, по мнению экспертов, слова министра являются серьезным предупреждением всему академическому сообществу Китая. Высказывание министра также свидетельствует о намерении председателя КНР Си Цзиньпина усилить контроль над традиционными источниками инакомыслия, включая университетские кампусы.

Наиболее уязвимыми в данном плане будут частные учебные заведения и художественные школы. Об этом свидетельствуют последние увольнения и судебные преследования профессоров, не скрывающих свое мнение. Например, профессор Ильхам Тохти, известный призывами к налаживанию диалога между Пекином и уйгурским меньшинством в Синьцзяне, был приговорен к пожизненному заключению по обвинению в сепаратизме. Его студенты также были заключены в тюрьму.

 

Большинство учителей США не заинтересовано в своей работе

Polpred, 29.01.2015

 

Американский Институт Гэллапа (Gallup) (институт общественного мнения) провел опрос, выявляющий степень заинтересованности учителей в работе.

Результаты показали, что лишь 30% американских учителей активно вовлечены в процесс преподавания и с удовольствием занимаются своей работой.

57% учителей работа в школе совершенно не увлекает. Они продолжают работать только по той причине, что у них нет другой профессии.

13% американских учителей настолько недовольны своей работой, что подумывают сменить род занятий.

Еще одна разница между заинтересованным и немотивированным учителем заключается в количестве использованных больничных дней.

Заинтересованные учителя реже пропускают работу, и почти не используют свои больничные дни. В среднем, такой учитель пропускает 10 дней в течение года. Незаинтересованные и раздраженные своей профессией учителя пропускают в два раза больше – в среднем по 20 дней в течение учебного года.

Данное отношение к работе приводит к тому, что в целом по стране незаинтересованные учителя пропускают 1,5 млн. рабочих дней.

Гораздо лучше результаты опроса сотрудников чартерных школ. В них около 70% учителей заинтересованы в процессе обучения, и лишь 30% особой заинтересованности не чувствуют.

 

В Англии снижается успеваемость в средних школах

Guardian, 10.02.2015

 

С сентября 2013 г. в Англии действуют новые правила сдачи школьных экзаменов. Ранее учащиеся могли пересдавать экзамен несколько раз, при этом засчитывалась лучшая оценка. Теперь в сертификат школьника будет вноситься оценка первого экзамена.

Внесенные изменения и низкие оценки при получении Британского сертификата о среднем образовании (The General Certificate of Secondary Education) удвоили количество школ, не соответствующих минимальным стандартам, установленным правительством.

Справочно: Программа The General Certificate of Secondary Education (GCSE) предназначен для обучения школьников в возрасте 14-15 лет и является завершающим этапом среднего образования согласно образовательным стандартам Великобритании и Северной Ирландии. Получение сертификата GCSE является обязательными для поступления в университеты Великобритании. Британские школьники сдают GSCE в конце 11-го года обучения. Экзамен GCSE является единым общенациональным экзаменом, завершающим первую ступень среднего образования.

Минимальные стандарты – ожидаемый уровень успеваемости учащихся общеобразовательных учреждений. В 2014 г. минимальным требованием к общеобразовательным учреждениям было достижение доли 40% учащихся с оценками не ниже С по пяти предметам при получении сертификата о неполном среднем образовании.

В 2013 г. 154 английских школ не соответствовали минимальным требованиям. В 2014 г. их число составляло уже 330. В среднем в 2014 г. 53% учащихся сдали экзамены на получение Британского сертификата о среднем образовании успешно. Это ниже на 6% по сравнению с показателями сдачи экзаменов 2013 г.

Сдача экзаменов предусматривает посещение подготовительных курсов по экзаменационным предметам. Одной из причин низкой успеваемости среди учащихся является неэффективная подготовка к экзаменам.

 

Оценка «превосходно» создает ложное впечатление о качестве школы

Tesconnect, 10.02.2015

 

По данным Образовательного форума Вестминстера по инспекции школ (Westminster Education Forum on school inspection), оценка «превосходно», используемая Ofsted в оценке школ, создает ложное впечатление о качестве школы и оказывает большое влияние на систему образования.

Справочно: Ofsted (Office for Standards in Education, Children’s Services and Skills) – управление по контролю за стандартами образования Великобритании.

Участники форума считают, что оценка инспекции «превосходно» весьма ответственна и требует регулярного пересмотра. Школа может один раз получить оценку «превосходно», при этом у родителей создается впечатление, что данная школа – лучшая во всех отношениях.

Справочно: Оценки инспекции ставятся по 4-балльной шкале от «не соответствующей» до «превосходной». 1 – превосходная, 2 – хорошая, 3 – удовлетворительная, 4 –не соответствующая.

С сентября 2009 г. более 1200 начальных школ и 150 средних школ получили «превосходные» оценки. Данные школы не проверялись с тех пор и все еще считаются лучшими. Осенью 
2014 г. руководитель Ofsted Майкл Уилшоу проинформировал, что школы, отмеченные хорошей оценкой, будут проверяться инспекцией каждые 3 года. Ранее данный срок составлял 7 лет.

Сотрудники Ofsted считают, что следует исключить оценку «не соответствующая» из-за ее негативного влияния на имидж школы. Школам требуется длительное время для восстановления доброго имени. Поэтому целесообразно вместо оценки «не соответствующая» присваивать подобным школам оценку «недостаточно хорошая».

 

Народное собрание Болгарии рассматривает законопроект о школьном образовании, предусматривающий начало обучения в школе с 5 лет

Sofia News Agency, 05.02.2015

 

Народное собрание Болгарии рассматривает законопроект об изменениях в системе дошкольного и школьного образования. Проект документа разработан Социалистической партией Болгарии, которая в настоящее время находится в оппозиции.

Школьное образование является особенно спорным вопросом в болгарской политике, так как практически каждый министр за последние 25 лет вносил существенные поправки в систему.

Основные изменения касаются профилизации среднего образования. Это позволит учащимся делать выбор в отношении академической направленности (подготовка к университету) либо профессиональной подготовки.

В малых городах и деревнях будут созданы школы нового образца, которые будут оказывать помощь учащимся 1-10 классов в успешном завершении образования. Дети из малообеспеченных семей по заявке родителей также смогут обучаться в этих школах.

В каждой школе будут созданы школьные советы. На регулярной основе Национальный инспекторат по образованию будет проводить внешнюю оценку преподавания.

В случае одобрения законопроекта обязательное образование будет начинаться с 5 лет (в настоящее время – с 7 лет).

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

В Эстонии зафиксирован максимальный рост зарплаты учителей среди стран ОЭСР

Postimees, 24.01.2015

 

ОЭСР представила аналитический сборник реформ в сфере образования «Education Policy Outlook 2015. Making Reforms Happen».

За период 2000-2012 гг. заработные платы учителей из всех стран ОЭСР больше всего (на 130%) выросли в Эстонии. Рост зарплаты учителей является одной из стратегических целей Эстонии.

В период 2012–2015 гг. государство поднимало минимальную зарплату учителей в среднем на 11-12% в год. В 2012 г. минимальная зарплата учителей составляла €644, на 1 января 2015 г. – €900.

Стратегическая цель Эстонии – к 2020 г. поднять минимальную зарплату учителей до среднего уровня по стране, а реальную – на 20% выше средней зарплаты в стране.

Местные самоуправления в 2014 году получили €167,9 млн. в качестве дотации зарплат учителей. В т.г. дотация выросла на 8,8% – до €182,7 млн.

 

В Украине резко сократилось количество вузов

РИА Новости Украина, 28.01.2015

 

Согласно сообщению главы Министерства образования и науки Украины Сергея Квита, к концу учебного года количество вузов страны сократится и будет меньше 300. Новый закон «О высшем образовании» уже сократил количество украинских вузов с 802 до 317.

Справочно: Новый закон Украины «О высшем образовании» вступил в силу 6 сентября 2014 г. Основным новшеством стало предоставление украинским вузам финансовой автономии. Функции формирования требований к системе обучения переданы отдельному органу – Национальному агентству по обеспечению качества образования.

Кроме того, будет снижена учебная нагрузка преподавателей с 900 до 600 часов в год. Ставки зарплат при этом не уменьшатся.

Также Министр сообщил о предоставлении академической автономии вузам. В частности, будет отменен перечень из 16 обязательных учебных дисциплин, таких, как политология, социология, физическое воспитание, украинский язык, история Украины, философия, иностранный язык и безопасность жизнедеятельности. Это позволит университету совместно с преподавателями и студентами самостоятельно определять список дисциплин.

 

Латвия мотивирует молодежь возвращаться на родину

Газета СНГ, 24.01.2015

 

В Латвии стартовала кампания, направленная на возвращение латышской молодежи из-за рубежа. В ходе кампании молодые люди, получившие высшее образование за рубежом, могут устроиться на практику в государственные учреждения и получать стипендию в размере $1125.

По данным Государственной канцелярии Латвии, в программе могут участвовать специалисты, которые получили образование в сфере логистики, информационных технологий, экономики, финансов, международного права и международных отношений. Ждут также специалистов по привлечению инвестиций и инженеров.

Успешно прошедшим отбор кандидатам будет предложена работа с апреля до конца 2015 г. В случае успешного прохождения практики практикантам будет предложена постоянная работа.

 

В России по итогам прохождения онлайн-курсов студенты смогут получать зачёты

Навигатор образования, 02.02.2015

 

Российские студенты, прошедшие онлайн-курсы на таких платформах, как Coursera, EDX, Udacity, или окончившие обучение по дистанционным программам университетов, смогут получить зачёт. Соответствующее предложение подготовлено в Минобрнауки РФ.

По мнению авторов проекта, имеет смысл закрепить права на проведение онлайн-обучения вузами на законодательном уровне.

Для реализации инициативы потребуется общая система по взаимному зачёту результатов пройденных курсов, модулей или отдельных дисциплин, а также система взаиморасчётов между вузами касательно тех студентов, которые проходят обучение за счёт финансирования из федерального бюджета.

Также необходимо будет внести соответствующие изменения в законодательство страны относительно сферы аккредитации и лицензирования вузов для устранения имеющихся противоречий.

В Минобрнауки был создан Совет по открытому онлайн-образованию, в состав которого вошли ректоры ведущих вузов, представители самого ведомства и Рособрнадзора.

 

Школьникам Латвии разрешат сдавать TOEFL и IELTS вместо госэкзамена по английскому

DElfi, 31.01.2015

 

Парламент Латвии одобрил во втором чтении поправки к закону, которые позволят выпускникам средних школ вместо централизованного экзамена по английскому языку сдавать один из международно признанных тестов.

Выпускники школ смогут сдавать такие экзамены, как TOEFL (Test of English as a Foreign Language) и IELTS (The International English Language Testing System).

В настоящее время большинство иностранных вузов не признает результаты латвийских централизованных экзаменов и требует международные сертификаты.

Данные поправки были предложены с целью снижения нагрузки на учащихся, которые будут получать высшее образование за границей. Ранее выпускникам приходилось дважды сдавать иностранный язык по окончании школы.

 

В России чиновников с 2017 года обяжут иметь высшее профильное образование

РБК, 05.02.2015

 

Для государственных служащих России с 2017 г. будут введены квалификационные требования. В частности, чиновники будут обязаны иметь высшее профильное образование.

По данным Минтруда, до 31 декабря 2017 г. будет проведена внеочередная аттестация в государственных органах. Чиновники будут оцениваться в соответствии с критериями занимаемой должности.

Для занятия должности госслужбы категорий «руководители», «помощники» и «специалисты» соискатели должны будут иметь образование не ниже уровня специалиста или магистратуры по профильному направлению.

Летом 2014 г. в Госдуму был внесен законопроект о применении профстандартов. В сентябре он был принят в первом чтении. Согласно ему, в Трудовом кодексе появится статья о применении работодателями профессиональных стандарты.

Профстандарты будут обязательными для государственных и муниципальных учреждений и организаций и для государственных внебюджетных фондов с 1 января 2016 г. С 1 января 2020 г. профстандарты должны будут применять все работодатели.

 

Бизнес проверил эффективность системы электронной очереди в детские сады

ИА REGNUM, 11.02.2015

 

В 2014 г. на всей территории России была введена федеральная система электронной очереди для записи детей в дошкольные образовательные организации. По данным системы на сегодняшний день очередь детей в возрасте от 0 до 7 лет на получение дошкольного образования превышает 
1 млн. человек.

С целью оценки эффективности и прозрачности работы системы электронной очереди всероссийское предпринимательское объединение «Клуб лидеров» провело «контрольные закупки» и опрос граждан в 41 регионе РФ. В процессе проверок в регионах была выявлена неоднородность требований регистрации в системе, а также недостаточная информационная поддержка родителей, в том числе в случае изменения места их ребенка в очереди.

Только 31% опрошенных в полной мере удовлетворены качеством подачи онлайн-заявки на постановку ребенка в очередь в детский сад. Параметры записи в детский сад существенно разнятся в зависимости от выбранного региона. Например, в графе об указании льготы выпадает перечень от 1 наименования соответствующих льгот в Санкт-Петербурге до 110 наименований в Северной Осетии.

Кроме того, 61% респондентов пришлось дополнительно предоставлять документы в бумажном виде для постановки ребенка в очередь. Такая неоднородность требований в различных регионах затрудняет унификацию и упрощение процедуры на федеральном уровне. Почти половина (47%) участников опроса считают, что действующая система электронной очереди не обеспечивает прозрачность процедуры приема детей в детские сады.

Основной причиной недоверия к системе электронной очереди является постоянное изменение места в очереди зачастую в сторону ее увеличения. Поскольку родителям не понятны причины таких изменений, они связывают это с манипуляцией электронной очередью со стороны органов власти и элементами коррупции.

 

В вузах Узбекистана ограничено обучение экстерном

ИА Жахон, 12.02.2015

 

Кабинет министров Узбекистана с целью обеспечения высокого качества подготовки специалистов ввел ограничения на возможность обучения экстерном в государственных вузах.

Согласно законодательству высшее образование в государственных вузах страны обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов и имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру. Обучение в бакалавриате имеет продолжительность не менее четырех лет, в магистратуре – не менее двух лет.

Ранее студенты могли воспользоваться правом на обучение экстерном. Это позволяло им сокращать установленные сроки обучения. Теперь же введены ограничения данной нормы.

Для магистратуры экстернат отменен, а для бакалавриата утвержден перечень направлений образования, по которым обучение экстерном невозможно. Под ограничения попали все направления образования, учебный процесс по которым предполагает занятия в специально оборудованных лабораториях и сопровождается обязательным прохождением квалификационной практики на производстве.

 

В России в первом классе будут проводить не более 4 уроков в день

Навигатор образования, 12.02.2015

 

В СанПиН РФ подготовлен ряд изменений для учебных общеобразовательных учреждений, в том числе школ. Новый документ Роспотребнадзора создавался с учётом опыта таких передовых государств, как Швейцария и Австрия.

Документ регламентирует уровень ежедневной нагрузки для учащихся первых классов – он не должен превышать 4 урока. 5 занятий для первоклассников допускаются только 1 раз в неделю.

Учащиеся 2-4 классов будут заниматься по 6 уроков в день. При этом непрерывный процесс работы с интерактивной доской для учеников начальных классов не должен превышать 5 минут.

Площадь раздевалки в школьном спортзале будет составлять, по меньшей мере, 6 квадратных метров и располагаться рядом с душевой.

Ещё одним нововведением станет наличие изолятора в школе. В изолятор будет помещаться заболевший ученик в ожидании приезда родителей или врачей.

Новшеством станет обустройство парковки рядом со школами. В случае недостаточного числа мест для машин парковка должна в первую очередь предназначаться для автомобилей, доставляющих в школу детей с ограниченными возможностями.

 

В Латвии почти 10% молодежи по окончании основной школы не продолжает образование

Focus, 10.02.2015

 

По данным доклада Еврокомиссии молодежь, рано бросающая учебу, меньше участвует в общественной и культурной жизни, больше сталкивается с проблемами физического и психологического здоровья и подвержена высокому риску безработицы.

В Латвии среди имеющих только основное образование молодых людей в возрасте 18-24 лет мальчики составляют 13,6%, девочки – 5,8%.

Раннее выбывание из системы образования оказывает отрицательное социально-экономическое влияние на дальнейшую жизнь школьника. В Латвии лишь 10% имеющих только основное образование молодых людей нашли работу.

Между тем 43% латвийской молодежи со средним и 67% – с высшим образованием успешно интегрировались в рынок труда. По сравнению со средним показателем в Европе в Латвии молодежь с основным образованием вдвое реже находит работу.

Одним из основных инструментов, который может предотвратить раннее выбывание из получения образования, в докладе названы меры поддержки карьеры. Например, обеспечение индивидуального подхода к обучению учащихся профучилищ и продвижению их карьеры.

 

Дипломы выпускников вузов в Азербайджане будут переведены в электронный формат

Вести, 10.02.2015

 

Министерство образования Азербайджана переведет процедуру выдачи дипломов выпускникам вузов в электронную форму.

Основная цель данной меры заключается в создании базы данных по выпускникам на период до обретения Азербайджаном независимости. Это упростит работу работодателей и сотрудников Министерства образования при обработке обращений и полностью решит проблему поддельных дипломов.

В настоящее время на портале «Электронное правительство» размещена информация о дипломированных выпускниках вузов 2012-2013 гг. Информация охватывает как бакалавриат, магистратуру, так и выпускников средних общеобразовательных учебных заведений Азербайджана. В информационную базу внесены данные о 32 тыс. бакалавров, 3 тыс. выпускниках магистратуры и 15 тыс. выпускниках средних школ.

Работы по подготовке информационной базы по выпускникам 2014 г. находятся на завершающей стадии.

Параллельно ведутся работы по формированию информационной базы за прошлые годы.

 

В России готовится список 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей и 100 самых невостребованных специальностей

Независимая газета, 10.02.2015

 

В России приступили к подготовке списка 50 самых востребованных и перспективных специальностей. По этому списку почти половина средних учебных заведений страны (бывшие ПТУ и техникумы, а ныне – колледжи и лицеи) будут готовить специалистов. Параллельно к нему готовят топ-100 невостребованных специальностей, планируемых к закрытию.

По информации Министерства образования и науки РФ закрытие рабочих специальностей будет проводиться посогласованию с регионами. Прежде всего это касается морально устаревших профессий. При этом некоторые рабочие профессии, изменившие свое качество ввиду технического прогресса, переведут на средний уровень.

Список формируется на основе уже существующего в стране перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования. В него войдут также самые популярные и перспективные профессии в мире согласно результатам WorldSkills International.

Справочно: WorldSkills – это международное движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире.

Аналогичная реформа начального профессионального образования проводится в других странах. Например, в Китае проводят политику сокращения количества вузов и увеличения училищ среднего образования. Из 7 млн. выпускников китайских вузов в прошлом году только половине удалось найти работу.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: К. Манакова, М. Алпысбаева, 
Н. Черкашина, Е. Коротких, А. Ескендирова, Ж. Мусина и 
М. Кенжетаева