Вы здесь

Дайджест образования выпуск №5 (07.07.14-11.07.14)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Китай и США создают совместный образовательный институт

CCTV, 03.07.2014

 

Университет Сычуаня (Китай) и Университет Питсбурга (США) приступили к созданию совместного института в провинции Сычуань. Университет Сычуаня является престижным образовательным учреждением Китая. Университет Питсбурга был основан в 1787 году и является одним из старейших университетов Америки. Планируемый к созданию совместный институт будет первым китайско-иностранным образовательным учреждением провинции Сычуань.

Справочно: В марте 2003 года правительство КНР разрешило создавать на территории Китая кампусы зарубежных университетов в партнерстве с китайскими образовательными институтами. С 2003 года право создавать свои кампусы на территории Китая получили такие образовательные учреждения Великобритании как Ливерпульский университет (University of Liverpool), университет Ноттингема (University of Nottingham), австралийский Университет Монаш (Monash University).

Министерство образования Китая утвердило создание совместного института 29 февраля т.г. Учебное заведение планирует набрать 100 студентов в следующем году по трем специальностям: промышленная инженерия, механическое проектирование, производство и автоматика. В течение семи лет прием студентов планируется увеличить до 1 600 человек. Первые студенты будут выпущены в 2019 году.

У учащихся совместного института есть возможность учиться в Университете Питсбурга на третьем и четвертом курсе, а также получить дипломы обоих университетов по окончании.

 

В Германии наблюдается нехватка мест в школах продленного дня

Global Post, 03.07.2014

 

Исследование, опубликованное Фондом Бертельсман (Bertelsmann Foundation), показало дефицит 2,8 млн. мест в школах продленного дня. Ранее большинство начальных и средних школ Германии работали до обеда. Однако в 2003 году школы стали предлагать и вечернее обучение. В связи с высокой занятостью женского населения, увеличилось количество школ с обучением на полный рабочий день (школы продленного дня). В 2003 году правительство профинансировало $5,7 млрд. для развития школ продленного дня в 10 тыс. школ (что составляет одну четвертую всех школ Германии) до 2009 года. С тех пор приняли участие только 7 200 школ Германии.

В настоящее время одна треть студентов Германии посещают школы продленного дня. Несмотря на замечания 70% родителей о необходимости увеличения числа школ продленного дня, исследование отмечает низкий рост таких школ. Инвестирование в рамках программы «Будущее образование и забота» (Future Education and Care) позволило ежегодно создавать 175 тыс. мест в школах продленного дня с 2003 по 2009 гг. Однако с окончанием данной программы, ежегодно только 104 тыс. учащихся получали возможность посещать школы продленного дня.

Есть существенные отличия в пропорциональном развитии школ продленного дня среди федеральных штатов. В прошлом году 79,1% учащихся пошли в школу продленного дня в Саксонии и только 12,4% в Баварии. Согласно исследованию, спрос на школы продленного дня не будет удовлетворен в полной мере в течение ближайших 20 лет.

 

 

Япония планирует реформировать систему среднего образования

The Japan Times, 04.07.2014

 

Рабочая группа правительства Японии по реформе образования предложила предоставлять бесплатное дошкольное образование детям с трех лет и снизить школьный возраст до 5 лет.

Справочно: В настоящее время в Японии в начальную школу поступают в возрасте 6-7 лет.

По рекомендации рабочей группы программа расширения дошкольного образования будет вводиться поэтапно. Конечной целью программы является обеспечение доступа к дошкольному образованию детей в возрасте от трех до пяти лет.

Данные рекомендации были разработаны командой во главе с Каору Камата (Kaoru Kamata), президентом Университета Васэда. По словам министра образования Японии Хакубуна Шимомура (Hakubun Shimomura), данное предложение должно способствовать реформированию 70-летней системы образования.

Министерство образования Японии планирует реализовать данную программу до 2020 года. Бюджет программы запланирован на сумму около $8 млрд.

Кроме того, рабочая группа предложила создать новую категорию школы – «Школы обязательного образования» (Compulsory Education Schools). В результате объединения начальной и средней школы дети будут непрерывно учиться в одной школе на протяжении девяти лет. На данный момент школьники обычно проводят шесть лет в начальной школе и три года в средней школе. Муниципалитеты, желающие создать девятилетние школы, должны подавать заявку для получения специального разрешения.

Справочно: Японские учащиеся посещают школу 12 лет. Начальная и средняя (неполная средняя) школа являются обязательными. Старшая школа (10-12 классы) не является обязательной, однако ее заканчивают большинство японских школьников.

Данные изменения дадут муниципалитетам больше гибкости для удовлетворения рынка образовательных услуг. Также они снизят психологическое давление на школьников, которым приходится менять школу после 6-го класса и привыкать к новому окружению, одноклассникам и учителям.

В рамках реформ рабочая группа также предложила новую систему подготовки учителей, предоставляющую возможность одновременного преподавания в таких разных категориях школ, как начальные и средние.

Кроме того, рассматривается вопрос об использовании государственного бюджета для автономных или альтернативных школ для детей, не имеющих доступ к обычным школам, а также учреждений вечернего обучения для людей, которые не получили обязательное образование. Касательно системы высшего образования на заседании было предложено создание новых учебных учреждений для предоставления практического профессионально-технического образования. Причиной создания высших учебных заведений профессионально-технической направленности является недостаток специалистов технических профессий в колледжах.

 

В Южно-Африканской Республике внедряется использование информационно-цифровых технологий

BBC News, 07.07.2014

 

В школах ЮАР старые книги будут постепенно заменены на планшеты, компьютеры и мобильные телефоны. Внедрение информационных технологий в образование позволит решить такие проблемы образовательной системы ЮАР, как нехватка учителей, переполненные классы и ограниченный доступ к образованию.

Внедрением цифровых технологий и разработкой серий электронных учебников, соответствующих печатным учебникам, заинтересовалась компания Via Afrika Publishers. Данная компания занимается публикацией учебников более 65 лет. В 2013 году количество продаж электронных книг компании составило 1000 единиц. В 2014 году их количество уже возросло до 64 тыс. электронных книг. Однако, поскольку правительство ЮАР инвестирует больше в опубликование печатных учебников, требуется развитие сотрудничества с частными предприятиями для внедрения такой реформы.

Via Afrika установила сотрудничество с некоммерческой организацией, Breadline Africa, для обеспечения отдаленных районов ЮАР цифровыми образовательными центрами. Цифровые центры были созданы на базе библиотек, каждая из которых оснащена 15 планшетами. Данные планшеты уже содержат образовательные программы, приложения и электронные учебники от компании Via Afrika. Одной из сложностей является обучение учителей и детей работе с цифровыми устройствами. Для решения этой проблемы представители компании будут регулярно посещать центры для обновления и внедрения последних разработок.

Одним из примеров образовательных цифровых разработок является социальная обучающая платформа Obami.com. Цель создания платформы – усиление связи с учениками, преподавателями и родителями. Использование социальной платформы нацелено на обмен содержанием учебных планов, а также проведение мониторинга знаний учащихся.

 

Подростки Шанхая обладают самой высокой финансовой грамотностью в мире

Swissinfo, 09.07.2014

 

Согласно первому международному исследованию по финансовой грамотности учащихся (Students and Money: Financial Literacy Skills for the 21st Century) в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, проведенному Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), лучшие знания и навыки показали 15-летние ученики Шанхая. В своих опросах в 18 странах мира ОЭСР учитывала знания основных финансовых концепций: банковские счета, проценты, нормы сбережения, а также умение управлять личными финансами и налогами.

Подростки из Шанхая набрали в среднем 603 балла из 625. Это на 103 балла выше средней 500-балльной оценки для всех стран мира и на 62 балла лучше показателя фламандских бельгийцев, занявших 2-е место. Российские и французские ученики получили 486 баллов, разделив 10-ю строчку стран с учащимися с высокой финансовой грамотностью (см. Приложение 1). Отметки выше среднего балла получили представители Эстонии, Австралии, Новой Зеландии, Чехии и Польши, тогда как молодежь США, Франции, Испании и Италии оказалась среди отстающих. Худший результат из обследованных стран был зафиксирован в Колумбии – на 121 балл слабее среднемирового.

Согласно ОЭСР, исследование выявило существенный дефицит знаний о финансах среди подростков: больше 15% участников опросов показали результаты ниже базового уровня понимания даже по таким простым темам, как процентная ставка. ОЭСР считает финансовую грамотность «жизненно важным навыком», поскольку финансовые услуги в мире, одновременно с доступностью, имеют тенденцию к постоянному усложнению.

Лишь 10% опрошенных подростков из 13 стран ОЭСР, участвовавших в оценке знаний, показали результаты в верхнем из пяти оценочных диапазонов согласно методологии исследования.

Справочно: Пять оценочных диапазонов соответствуют пяти уровням сложности заданий. Каждый уровень включал два задания для оценки умения работы с финансовыми документами (счета, процентные ставки, квитанций), математической грамотности и критического мышления.

При этом в Шанхае учеников с результатами верхнего оценочного диапазона было 43%, а в Италии – всего 2%. Китайские дети также продемонстрировали отличные математические способности, существенно упрощающие понимание финансовых концепций и работу с ними. Страны, где финансовую грамотность усиленно преподают, не достигли хороших результатов. Примером является США, где оценка составила 492 баллов – ниже среднего по миру.

 

Приложение 1. Топ-10 стран с высокой финансовой грамотностью учащихся в возрасте 15 лет

Рейтинг

Страна

Результаты

1

Шанхай (Китай)

603

2

Бельгия

541

3

Эстония

529

4

Австралия

526

5

Новая Зеландия

520

6

Республика Чехия

513

7

Польша

510

8

Латвия

501

9

США

492

10

Российская Федерация

486

 

 

В Индии школьники показывают низкие знания по владению языками

Time, 08.07.2014

 

Индийские школьники испытывают трудности не только с изучением иностранных языков, но и с освоением национального языка хинди. Об этом свидетельствует исследование «Обучение в Южной Азии» (Student Learning in South Asia), проведенное специалистами Всемирного банка.

Справочно: Доклад «Обучение в Южной Азии» был подготовлен Всемирным Банком с целью анализа эффективности образовательной системы стран Южной Азии и формирования рекомендаций для улучшения успеваемости учащихся.

Более трети учащихся начальной школы не умеют читать на родном языке, а многие пяти- и семиклассники не могут справиться с прочтением текста, предназначенным для младших школьников.

Такой резкий спад качества образовательных стандартов эксперты связывают со стремлением правительства сделать упор на строительство учебных заведений, а не на повышение эффективности их работы. В Индии закон об образовании гарантирует каждому ребенку от 6 до 14 лет бесплатное образование в школах по месту жительства. Образовательная политика была нацелена на сокращение количества детей, оставшихся без образования, с 32 млн. до 1,4 млн. в период 2001-2011 гг. В результате меньше внимания было уделено содержанию учебной программы и качеству обучения. Другой причиной низкого качества знаний учащихся является низкая посещаемость школ.

Помимо этого исследователи делают акцент на низкую квалификацию индийских учителей, а иногда даже на ее отсутствие. Более того, в штате Бихар более 20 тыс. учителей были уличены в подделке дипломов.

Общие затраты на образование были подняты от 3,3% (2004-2005 годы) до 4% (2011-2012 годы). Однако материальная база школ остается по-прежнему недостаточной. Проблемы с грамотностью возникают не только у индийских школьников, но и у людей, окончивших высшие учебные заведения. Далеко не каждый житель Индии, изучавший английский в вузах, впоследствии может вести деловую переписку или свободно общаться с деловыми партнерами на английском языке.

 

В Канаде наблюдается ухудшение качества образования

Cjad news, 06.07.2014

 

Канадский совет исполнительных директоров (The Canadian Council of Chief Executives) опубликовал отчет, в котором говорится об ухудшении качества образования в Канаде. В отчете приводятся также данные Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), свидетельствующие о неуклонном ухудшении качества образования на международном уровне.

Справочно: В Канадский совет входят исполнительные директора около 150 основных корпораций страны и лидирующих предпринимателей. Членами организации, основанной в 1976 году, являются представители всех секторов канадской экономики. Совет разделяет свою деятельность по таким направлениям как экономика, конкурентоспособность и финансы в Канаде, Северной Америке и других странах мира.

Согласно отчету, федеральное правительство должно создать национальную стратегию образования и профессионального обучения. Кроме того, в провинциях также должны быть созданы ответственные органы, которые будут следить за выполнением образовательных задач.

Одной из причин ухудшения качества образования является недостаточный уровень взаимодействия между различными уровнями управления. Так, федеральные органы и министры труда провинций встретились всего лишь один раз за последние четыре года для обсуждения предложенной федеральным министром труда Джейсоном Кинней (Jason Kenney) Программы предоставления грантов для рабочих (Canada Job Grant).

Справочно: Канадский грант для рабочих нацелен на повышение квалификаций работников в различных сферах экономики. Бюджет программы составляет $300 млн. в год. Работодатели и власти провинций должны финансировать часть средств на обучение. В рамках проекта работодателям будет выделяться до $10 тыс. на обучение каждого работника. По программе планируется обучить порядка 130 тыс. рабочих до 2018 года.

В отчете также говорится о необходимости вложений со стороны частного сектора в различные программы обучения рабочих крупных компаний. В качестве примера приводится Германия, где работодатели работают совместно с министерствами и преподавателями для улучшения качества знаний выпускников.

По словам спикера Совета Росс Лейвера (Ross Laver), взаимодействие работодателей и работников компаний на национальном и региональном уровне увеличивает уровень ответственности компаний, которая проявляется в готовности улучшать квалификаций своих работников.

 

Исследование Европейского Союза показало недостаточный уровень взаимодействия университетов и бизнеса

University World News, 03.07.2014

 

Бизнес-сектор должен быть более вовлечен в разработку учебных программ, а университеты должны налаживать более тесные связи с индустриальным сектором в целях увеличения предпринимательского потенциала, мобильности между бизнесом и научным обществом, а также развития обучения в течение всей жизни. Кроме того, должен вестись более строгий мониторинг взаимодействия между университетами и бизнесом.

Это были одни из основных выводов исследования, измерявшего влияние взаимодействия бизнеса и индустрии на образование. Исследование проводилось британским Университетом Кардифа (University of Cardiff), при поддержке Университета Ньюкасла (University of Newcastle) и Империал Кансалтантс (Imperial Consultants) по заказу Европейского Союза.

На повестке дня Европейского пространства высшего образования – продвижение и развитие взаимодействия между высшим образованием и бизнесом. Это делается с целью продвижения инноваций и улучшения знаний и навыков рабочих.

Тем не менее, несмотря на увеличение значимости, которая дается университетам в социально-экономическом развитии, научные доклады и научные исследования неизменно показывают несогласованность и фрагментированный характер взаимодействия университетов и бизнеса, особенно в отношении развития человеческого капитала.

Университеты и работодатели взаимодействуют по разным направлениям. В то же время, по мнению авторов, применяемые методики измерения или оценки результатов сотрудничества бизнес-университет в области образования, а также его влияние на качество образования, относительно ограничены. В основном, оценка взаимодействия проводится в сфере научных исследований и разработки.

Авторы исследования рекомендовали два связанных подхода, которые могут быть использованы для оценки взаимодействия университетов и бизнеса в области образования: система показателей и система оценки. Система показателей включает четыре элемента:

1) Выгода от взаимодействия (кратко-, средне- или долгосрочная): финансовые показатели и удовлетворенность сотрудничеством в целом;

2) Действия: организационная структура, посредством которой идет взаимодействие, а также качество и уместность принимаемых действий;

3) Кадры: соответствие требованиям квалификации вовлеченных во взаимодействие людей, а также уровень их вовлеченности;

4) Ресурсы: количество и качество доступных ресурсов.

Мониторинг и оценка взаимодействия университет-бизнес в сфере образования имеют ряд потенциальных преимуществ. Так, это позволит оценить реализацию проектов или программ по взаимодействию университетов и бизнеса в соответствии с ожидаемыми результатами. Это также позволит руководителям проектов определить, какие цели были достигнуты, а какие – не были. Кроме того, мониторинг и оценка представляют собой полезный механизм получения отзывов и предложений с обеих сторон.

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В Беларуси для трудных подростков открыли оздоровительный лагерь

Soyuz.by, 08.07.2014

 

В Гомеле на базе военно-транспортного факультета Белорусского университета транспорта открыт круглосуточный оздоровительный лагерь под названием «Курсант-ТЫ!».

В лагере с 7 по 15 июля проживают 25 подростков в возрасте 14-16 лет. Некоторые из них относятся к категории трудных и состоят на различных видах профилактического учета. Учитывая месторасположение лагеря, основным направлением его деятельности станет военно-патриотическое воспитание. Все это время с ребятами будут заниматься опытные педагоги и психологи, а также представители силовых ведомств: правоохранительных органов, прокуратуры и Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Отдыхающие примут участие в различных спортивных состязаниях, в том числе в преодолении настоящей полосы препятствий на учебно-полевом центре, на которой также тренируются и курсанты военно-транспортного факультета. Ребят ждет конкурс «Снайпер», уроки мужества, знакомство с военно-транспортным факультетом и работой силовых ведомств области.

Планируется также культурная программа, включающая экскурсии в музеи, а также знакомство с местными достопримечательностями. В комплексе все запланированные мероприятия должны помочь подросткам открыть новые формы досуга, нацелить на позитивный образ жизни и даже, возможно, сориентировать в выборе будущей профессии.

Создание оздоровительного лагеря с подобным профилем является коллективным проектом Белорусского государственного университета транспорта, местных органов власти, силовых структур, профсоюзных организаций и учреждений образования.

 

Украинское образование будет признаваться в России без специальных процедур

ТВЦ, 08.07.2014

 

В России может быть признано образование, полученное в Украине в период с 1992 по 2000 годы, согласно Рособрнадзору. Признание документов может быть осуществлено без прохождения дополнительной процедуры признания. Иностранное образование, подтверждаемое соответствующим документом, подпадающим под действие международных договоров, может быть признано на территории Российской Федерации без прохождения процедуры признания. Выдача свидетельства о признании иностранного образования на территории России не предусмотрена на основании части 3 статьи 107 Закона «Об образовании» Российской Федерации.

В Рособрнадзоре отметили, что в случае, если иностранное образование или иностранная квалификация не отвечают условиям международных договоров, то признание образования осуществляется через соответствующую процедуру, которая проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Между Россией и Украиной на сегодняшний день действует ряд международных договоров о взаимном признании тех или иных документов и стандартов. В этот перечень входят документы государственного образца об образовании, учёных степенях и учёных званиях, выдаваемых в этих странах. Под действие этих соглашений не подпадают лишь документы о полученном образовании, выданные в Украине с 16.05.1992 по 26.05.2000 годы.

 

Четыре вуза Кыргызстана вошли в топ-200 лучших вузов мира

Время Востока, 08.07.2014

 

По результатам специально проведенных исследований, в ходе которых изучалось качество высших учебных заведений различных стран мира, Европейская научно-промышленная палата включила четыре университета Кыргызстана в список, относящийся к уровню ВВВ. Другими словами, эти высшие учебные заведения вошли в ТОП-200 самых лучших вузов мира. При этом первым из кыргызских вузов в рейтинге располагается Кыргызско-турецкий университет «Манас», далее следует Кыргызско-российский Славянский университет, затем идет Международный университет Кыргызстана, и замыкает список Американский университет Центральной Азии. Всего в рейтинге 2013 года участвовали 2678 университетов со всего мира.

Справочно: «Рейтинг высших учебных заведений: Европейский стандарт» составляется Европейской научно-промышленной палатой (European Forum for Science and Industry). Рейтинг осуществляется по девятибалльной международной системе: 3 высших уровня А (ААА, АА, А), 3 достаточных уровня B (ВВВ, ВВ, В) и 3 удовлетворительных уровня С (ССС, СС, С). В рейтинге также участвовали 23 казахстанских вуза. Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Карагандинский государственный технический университет и Инновационный евразийский университет попали в группу «BBB+», что означает «достаточно высокий рейтинг» (sufficient high ranking) университетов.

В целом же, мнения экспертов о качестве образования в вузах Кыргызстана крайне неоднозначные. К примеру, в последнее время высказывается много критики в плане значительного снижения образовательного уровня.

В ходе упомянутого исследования оценка высших учебных заведений производилась по шести критериям (стратегия, мониторинг, оценка работы студента, оценка работы преподавателя, ресурсы и информационные системы). Как сказал в интервью журналистам первый проректор Кыргызско-турецкого университета «Манас» Асылбек Кулмырзаев, для исследователей Европейского союза главным стало качество выпускников, а также оценка и характеристика, данная их работодателями.

 

«Лагерь будущего» открылся на черноморском побережье Грузии

Новости Грузия, 07.07.2014

 

«Лагерь будущего», который открылся в курортном городе Анаклия, на черноморском побережье Грузии, принял первый поток школьников в возрасте от 14 до 18 лет из разных регионов страны.

Всего в рамках программы на море смогут отдохнуть 1 728 подростков, которые будут распределены по 6 потокам. Отбирало школьников Министерство образования и науки Грузии.

Предпочтение в ходе отбора было отдано учащимся с высокой академической успеваемостью, среди которых представители социально необеспеченных, вынужденно переселенных и многодетных семей.

Как сообщает министерство, школьники примут участие в специально разработанных ролевых играх, дискуссиях и практических занятиях по вопросам прав человека, прав детей, экологии, гигиены и истории Грузии. Кроме того, состоится информационная встреча на тему борьбы с наркотиками.

Главной целью проекта является обеспечение молодежи активным отдыхом путем различных культурно-образовательных и развлекательно-познавательных мероприятий. Это даст возможность получить неформальное образование, повысить их физический, духовный и интеллектуальный потенциал, будет способствовать социальной интеграции, популяризации здорового образа жизни и интеграции проживающих в Грузии этнических меньшинств.

Участники проекта будут разделены на группы из 24 человек, которые возглавят так называемые лидеры – по два человека. Они будут следить за дисциплиной и включенностью школьников в разработанные дня них программы. Лидеры отбирались на основании тренинга.

Осуществляет программу Национальный центр детей и молодежи при поддержке Министерства образования и науки Грузии.

 

Профильный педагогический класс появится в минской гимназии

Белорусские новости, 07.07.2014

 

Белорусский Государственный педагогический университет им. Танка в ближайшее время планирует подписать договор с гимназией № 20 г. Минск о создании первого профильного педагогического класса.

В будущем планируется также открытие специального учреждения дошкольного образования, где педагогами, воспитателями и психологами смогут поработать студенты вуза. Это позволит реализовать на практике систему непрерывного образования.

Кроме того, при проведении вступительной кампании в вузе решено сделать упор на профильную, профессиональную подготовку абитуриентов, на отбор тех, кто четко осознает выбор своей специальности. Данная мера позволит выполнить поручение главы государства о повышении требований к отбору абитуриентов в учреждения высшего образования на педагогические специальности. По словам ректора вуза Александра Жук, самой важной задачей является найти тех студентов, кто действительно хочет стать педагогом.

 

Правительство России планирует создание новых учебников по гуманитарным предметам

Правда.Ру, 08.07.2014

 

Правительство РФ планирует начать работу по созданию единых учебников по русскому языку и литературе из-за неудовлетворительных результатов Единого Национального Тестирования (ЕГЭ) по указанным предметам. По некоторым данным, в ряде регионов до трети выпускников не смогли сдать экзамен по русскому языку в рамках ЕГЭ даже на «тройку». В связи с неудовлетворительными результатами экзамена Рособрнадзор снизил проходной балл по русскому языку с 36 до 24 баллов. Средний балл по русскому языку снизился в этом году на 1,5% по сравнению с прошлым.

Школьники не могут получить качественное образование, а государство, возможно, теряет многих потенциальных специалистов. Исходя из этого, было принято решение о создании единых учебников русского языка и литературы по примеру изучения истории. В настоящее время над проблемой работает Министерство образования и науки совместно с администрацией президента. При этом к возможной разработке единого учебника по литературе также подключено Минкультуры.

 

В Грузии 78 студентов смогут пройти обучение в ведущих университетах мира

Новости Грузия, 09.07.2014

 

Продолжить обучение в ведущих университетах мира смогут 78 студентов из Грузии, которые были отобраны на основе конкурса Международного центра образования. Магистерскую программу за рубежом бесплатно смогут пройти 49 студентов из 435 желающих, в бакалавриат попадут 16 из 20 абитуриентов, а докторскую программу смогут пройти 13 студентов из 44.

Большинство абитуриентов изъявили желание пройти обучение по специальностям бизнес-администрирования, социальные науки и право. Наибольшей популярностью среди молодых людей пользуются университеты Великобритании, США, Голландии, Германии и Швеции. По словам премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили, конкурс продолжится. На это уже выделены средства из бюджета.

Международный центр образования был создан в рамках инновационных проектов премьер-министра. Целью центра является подготовка квалифицированных по международным стандартам профессионалов. Центр финансирует магистерские и докторские программы в ведущих университетах мира, программы по приглашению в Грузию проживающих за границей ученых и практиков, а также программу по повышению квалификации и профессиональной переподготовки госслужащих.

 

В Латвийских школах введут новый предмет

ИА РЕГНУМ, 03.07.2014

 

Правительство Латвии собираются ввести в школах новый предмет, который будет учить школьников жизни. В программе средних школ должен появиться новый предмет – Dzīvesziņa («знания о жизни»). Даже в латышской части общества эта задумка оценивается неоднозначно, но новый предмет обещают ввести и в школах национальных меньшинств.

По мнению инициаторов, сейчас в школах недостаточно учат лояльности к государству, уважению и любви к семье и почитанию родной культуры. Введение нового предмета способствует заполнению данного пробела.

Тем не менее, в Центре содержания образования допускают внедрение материала «о жизни» в уже имеющиеся предметы, или в классные часы. Возможно, создавать для этого отдельный предмет не будет необходимости.

Целый ряд общественных организаций обращают внимание на отсутствие выбора разработчиков новой учебной программы. Объявленный конкурс отменили, так как парламент решил выделить 27 тыс. евро из статьи на непредвиденные расходы одной конкретной организации – дневному центру Ābeļzieds («Цветок яблони»).

По словам представителя Общества родителей Яны Симановской, новый предмет во многом будет дублировать уже имеющийся предмет – «Социальные знания».

 

В России выделено 1,5 тыс. бюджетных мест для абитуриентов из Украины

ИТАР-ТАСС, 10.08.2014

 

Министерство образования и науки определило перечень российских вузов, в которых выделены дополнительные бюджетные места для абитуриентов с юго-востока Украины. Об этом сообщила замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Ирина Апыхтина.

Всего в списке 12 вузов, где для граждан Украины выделено 1 575 бюджетных мест, рассказала Апыхтина, выступая на заседании комитета общественной поддержки жителей юго-востока Украины. Также в перечне значится 176 средних специальных образовательных организаций в четырех регионах: Белгородской, Воронежской, Ростовской областях и республике Крым.

В список (копия имеется в распоряжении ИТАР-ТАСС) включен один столичный вуз – Российский университет дружбы народов, а также два крымских вуза – Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского (Симферополь) и Севастопольский национальный технический университет. Помимо них в перечне значатся Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Воронежский государственный технический университет и ряд других региональных вузов.

Апыхтина подчеркнула, что бюджетные места в вузах для абитуриентов с Украины – не специально отобранные у граждан РФ в рамках общего приема, а дополнительно выделенные.

Замдиректора департамента заверила, что единственным изменением стало продление сроков приема: по программам среднего специального образования до 1 октября (при творческих испытаниях до 15 сентября); при поступлении в вузы до 10 августа (при творческих испытаниях до 5 августа).

При этом количество вступительных испытаний для абитуриентов с Украины будет ограничено – не более двух, в том числе и творческих. По словам Апыхтиной, вузы будут использовать тот же набор испытаний, что и для поступления жителей Крыма. Также представитель ведомства заверила, что все поступившие в российские вузы граждане Украины будут обеспечены местами в общежитиях.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: М. Алпысбаева, Н. Черкашина и E. Коротких