Вы здесь

Дайджест образования Выпуск №6 (12.07.14-18.07.14)

Версия для печатиPDF version



МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

 

В школах Гонконга планируется обязательное обучение компьютерному кодированию

South China Morning Post, 11.07.2014

 

В скором времени в Гонконге, к обязательной школьной программе по изучению двух языков, китайского и английского, добавится необходимость знать третий язык – язык компьютерного кодирования. Поскольку компьютерное программирование стало неотъемлемой частью повседневной жизни, важным является понимание процесса написания кода. Поэтому разработчики учебных программ многих развитых стран стараются обеспечить молодежь данными знаниями.

В Гонконге уже предпринимались попытки по внедрению компьютерного кодирования в образовательные программы. Рей Чон Чак-чун (Ray Cheung Chak-chun), профессор Лаборатории приложений городского университета (City University Apps Lab) провел ряд семинаров под названием «Мы можем кодировать» («We can code»). Цель данных семинаров – обучение школьников основам создания мобильных приложений. Кроме того, британский предприниматель Дэвид Гринвуд (David Greenwood) основал Клуб кодирования ГК (Code Club HK) ­­­­­– волонтерскую организацию, целью которой является стимулирование интереса к компьютерному кодированию среди детей 9-11 лет во внеурочное время.

Правительства некоторых стран уже вводят образовательные реформы в рамках развития обучения компьютерному кодированию. Так, например, Министерство образования Великобритании объявило в феврале 2014 года о введении уроков по компьютерному кодированию во всех школах с сентября т.г. На подготовку учителей по данному направлению выделяется около $900 тыс.

В свою очередь, Вьетнам и Эстония ввели раннее обучение компьютерному кодированию в учебную программу в 2012 году. Правительство Сингапура также рассматривает возможность внедрения уроков по программированию в школах.

Ученики, которые изучают информатику в средних школах Гонконга, занимаются компьютерным кодированием только 20 из 165 часов, выделяющихся на данный курс. При этом используются устаревшие языки программирования. По словам профессора Лаборатории приложений городского университета, большую часть времени школьники тратят на изучение таких простых программ, как Microsoft Word и Excel, в то время как детей должны учить создавать собственные компьютерные приложения. В связи с этим, в системе образования Гонконга необходимо провести реформы в сфере обучения информатике.

 

В Великобритании будут усложнены вопросы экзамена для 11-летних школьников

The Telegraph, 14.07.2014

 

В Великобритании Обязательное оценочное тестирование (Statutory Assessments Test - SAT) будут ужесточены в рамках реформы, направленной на обеспечение высокого уровня подготовки учащихся начальных классов для продолжения среднего образования.

Справочно: Обязательное оценочное тестирование (SAT) проводится с целью оценки уровня полученных знаний у школьников Великобритании. Тесты проводятся поэтапно: в конце второго, шестого и девятого года обучения. На каждом из этапов тестируются три основных учебных предмета – английский язык, математика и естественные науки.

Данные изменения совпадают с введением нового государственного учебного плана правительства, который будет действовать для всех учеников с начала следующего учебного года в сентябре.

Справочно: Новый учебный план Великобритании делает упор на базовые знания каждого из этапов обучения, а также определяет обязательные предметы на каждый год. Например, на 5-м году обучения, ученики начнут изучать основы алгебры, проектировать компьютерные программы, а также будут способны поддержать беседу на иностранном языке.

В результате реформирования учебного плана будут также изменены содержание вопросов SAT. Образцы новых вопросов SAT были опубликованы Министерством образования для подготовки учеников к экзаменам, которые будут введены с мая 2016 года.

Реформы будут охватывать тесты по математике, чтению и грамматике, которые ежегодно будут сдавать 600 тыс. учеников в возрасте 11 лет.

В первый раз ученики будут тестироваться по всем темам, охватываемым в новом учебном плане. Самые большие изменения будут внесены в учебный план по математике. Это связано с резким отставанием английских школьников от своих сверстников из Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Нидерланды собираются реформировать систему финансирования высшего образования

New York Times, 13.07.2014

В начале 2000-х гг. одной из ключевых задач Европейского Союза было создание конкурентоспособной экономики знаний. В реализации данной цели важную роль играет высшее образование, так как квалифицированная рабочая сила является одной из главных составляющих экономики знаний. В связи с этим, к 2010 году половина всего населения Европейского Союза должны были иметь высшее образование. Однако данный показатель не был достигнут в запланированные сроки, поэтому европейские лидеры установили новую, более скромную цель: 40% людей в возрасте 30-34 лет должны были иметь высшее образование к 2020 году – по сравнению с 36,8% в 2013 году, по данным Евростата (Eurostat).

В Нидерландах данная цель была достигнута еще на начальном этапе, однако сейчас правительство отошло от количественных задач, и перешло к качественным.

В последние годы правительство осознало проблематичность чрезмерного увеличения числа студентов в университетах и организациях профессионального образования. В Нидерландах, где правительство платит большую часть стоимости обучения, министр образования Джет Бусемайкер (Jet Bussemaker) недавно объявила о реформе в модели финансирования высшего образования.

В данный момент, голландские студенты получают ежемесячный платеж, известный как грант за хорошую успеваемость (performance grant) – кредит, который превращается в субсидии, если студент заканчивает учебное заведение в течение 10 лет. Все студенты могут рассчитывать на выплату, независимо от их финансового положения. В 2003 году на финансирование студентов было потрачено $1,8 млрд. В 2013 году расходы на выплаты достигли почти $2,8 млрд.

Предлагаемое изменение позволит заменить грант за успеваемость возможностью взять кредит у государства.

По словам г-жи Бусмейкер, правительство Нидерландов извлекло опыт из реформ, проведенных в таких странах, как Великобритания и Австралия, где растет стоимость обучения и резко увеличивается объем студенческих долгов по займам на обучение. В Нидерландах стоимость обучения остается на довольно низком уровне, около $2,5 тыс. в год, по сравнению с $15 тыс. в Великобритании.

Однако, по словам министра, они не планируют использовать опыт британской системы. Выпускники будут иметь 35 лет для погашения кредита. После окончания университета, размер выплат не будет превышать 4% от заработной платы выпускника.

Доля голландцев в возрасте от 18 до 25, получающих высшее образование, увеличилась примерно с 17% в 1980-х гг. до 42,8% в 2013 году. Однако инвестиции в образование не успевали за ростом числа студентов. Поэтому, по словам министра, данное изменение позволит правительству инвестировать в качество образования.

 

В Германии каждый десятый студент – иностранец

Deutsche Welle, 15.07.2014

 

Число иностранных студентов в Германии в зимнем семестре 2013-14 гг. впервые превысило 300 тыс. из общего числа 2,6 млн. студентов, обучающихся в Германии. Об этом сообщила министр образования ФРГ Йоханна Ванка (Johanna Wanka). Менее чем за 20 лет этот показатель увеличился вдвое, с 140 тыс. в 1995 г. до 300 тыс. в текущем году. По словам министра, чаще всего иностранные студенты выбирают в Германии инженерные и технические специальности, далее следуют филологические, социальные и искусствоведческие науки.

В международном рейтинге популярности среди иностранных студентов Германия занимает третье место в мире после США и Великобритании. Самые большие группы иностранных учащихся в немецких вузах составляют студенты из Китая, России, Австрии и Индии. Германия также заинтересована в привлечении большего количества студентов из Африки, где 50% населения составляет молодежь. На данный момент число студентов из африканских стран не превышает 10% от общего числа иностранных студентов Германии. Для развития отношений в сфере образования и науки с африканскими странами была разработана программа «Стратегия Африки» («Afrika-Strategie»).

Справочно: Программа «Стратегия Африки» (2014-2018 гг.) включает два основных направления – исследования и образование. Программа будет реализовываться за счет средств Министерства образования и науки Германии, а также образовательных и исследовательских организаций.

Программы обучения в немецких вузах представлены как на немецком, так и на английском языках. Так, например, по всей Германии предлагается более 1000 магистерских программ с английским языком обучения.

В свою очередь 30% немецких студентов в рамках обучения проводят один или несколько семестров за границей.

 

Первая виртуальная школа для школьников с 7 по 12 класс откроется в сентябре в США

Education news, 14.07.2014

 

В штате Мэн в сентябре т.г. откроется первая онлайн школа для учеников с 7 по 12 класс. Онлайн школа называется «Академия связей штата Мэн» (Maine Connections Academy), которой будет управлять коммерческая организация Connections Education. В подчинении данной компании находятся чартерные школы в более чем 20 штатах. Connections Education была создана в 2001 году и приобретена британской компанией Pearson в 2011 году.

Справочно: Чартерные школы совмещают в себе элементы частных и общественных школ. Не являясь подотчетными ни одному отделу образования, чартерные школы финансируются из государственных средств, обеспечивая ученикам бесплатное обучение. В чартерных школах предполагается обучение по новым учебным планам, ориентированным на улучшение успеваемости.

Учебная программа онлайн школы соответствует единому комплексу государственных образовательных стандартов США. Для каждого школьника будет создан индивидуальный план обучения. Ученики смогут обучаться в любое удобное для них время, а также выполнять подходящий им объем работы за один раз. Кроме того, один раз в неделю будет проводиться живой онлайн урок, на котором учителя и ученики смогут пообщаться друг с другом.

Хотя школа будет предлагать различные экскурсии и мероприятия, не все ученики смогут воспользоваться данной опцией, так как они будут проходить только в городе Портленд штата Мэн.

Среди потенциальных проблем онлайн обучения, обсуждаемых учителями и родителями: отсутствие личного общения учащихся со сверстниками, а также минимизация роли учителя и уменьшение роли союза учителей. Кроме того, по мнению оппонентов онлайн обучения, школы такого типа создаются только для экономии бюджетных средств и дают возможность заработать частному бизнесу.

 

В школах США начали использовать личностно-ориентированный подход

Desert News, 15.07.2014

 

Группа учителей из штата Юта (США) предложила способ, благодаря которому школы смогут получать дополнительное финансирование. Данный подход заключается в переходе от предметно-ориентированного к личностно-ориентированному подходу в обучении.

Традиционная система образования фокусируется на предмете, а также умениях и навыках, которыми ученики должны обладать на каждом этапе обучения.

По сравнению с традиционной системой, личностно-ориентированный подход фокусируется на учениках, включая их уникальные таланты, способности, интересы, потребности и вопросы.

В начальных школах округа Дейвис (Davis School District) в городе Фармингтон в начале учебного года учителя решили лично опросить родителей о потребностях их ребенка и возможностях совместной с родителями работы по достижению поставленных целей. Это привело к установлению успешного взаимодействия между школой и родителями. Результатом этого взаимодействия стало решение родителей внести денежные взносы для поддержки школы. Вовлечение родителей в образовательный процесс и удовлетворение индивидуальных потребностей их детей изменило отношение родителей к школе.

Каждый ученик отличается от других и имеет различные потребности, поэтому были созданы стратегии для личностного роста учеников. Одна школа использовала на уроках еженедельные шоу талантов, с целью помочь студентам выявить их таланты. В результате данных занятий ученикам предоставили список из более чем 80 различных видов талантов, которые они могли примерить при участии в реальных шоу талантов.

Такого рода мероприятия помогали школам в реализации их приоритета – помочь каждому ученику развивать и использовать свои таланты и способности.

Другая стратегия была изобретена для достижения второго приоритета – развивать интерес к исследованию. Стратегия была названа «Проект Великого Ума» («Great Brain Project»), в котором ученики становились специалистами и экспертами в самостоятельно выбранных темах. Третья стратегия, предложенная учениками четвертого класса – развитие значения взаимодействия между учениками. Согласно результатам различных исследований, при личностно-ориентированном обучении дети овладевают навыками чтения, письма и арифметики лучше, чем в предметно-ориентированном обучении, так как у каждого ученика есть личная мотивация для обучения.

 

Китайским преподавателям запретили принимать подарки от студентов

Wantinews, 14.07.2014

 

Министерство образования КНР в рамках мероприятий по борьбе с коррупцией ввело ряд мер в отношении преподавателей, в числе которых запрет на получение денежных подарков от студентов и членов их семей.

Как сообщается на сайте Минобразования КНР, отныне преподавателям запрещается принимать от студентов денежные подарки, ценные бумаги и платежные документы. Также они не имеют права принимать участие в организованных студентами или членами их семей банкетах и приемах, которые могут повлиять на оценку студента на экзаменах.

В документе отмечается, что преподавательскому составу запрещается участвовать в поездках и досуговых мероприятиях, например, посещать фитнес клубы, оплачиваемые студентами. Также преподаватели не имеют права продавать студентам книги, товары повседневного спроса и страховые полисы. В случае нарушения данных запретов сотруднику учебного заведения может грозить увольнение или даже судебное разбирательство.

 

В Австралии планируется сокращение финансирования высшего образования

The Guardian, 14.07.2014

 

Новые реформы высшего образования, проводимые министром Кристофером Пайном (Christopher Pyne), содержат наиболее значительные изменения в австралийской системе высшего образования. Пакет новых реформ представляет собой сложное сочетание: это масштабная реконструкция системы, обусловленная различными взглядами на роль государства и общества, а также сочетание государственных и частных вкладов в высшее образование. Кроме того, реформа направлена на экономию бюджета.

В основе пакета реформ лежит предложение о предоставлении университетам, а не государству, права определять размер оплаты за обучение. По мнению Группы восьми (Group of Eigth), данный принцип является основополагающим для управления разносторонней системой высшего образования.

Справочно: Группа восьми – объединение восьми лидирующих университетов Австралии. Объединение было организовано как неформальная группа вице-президентами этих университетов в 1994 году, a в 1999 оформилась официально. «Группа восьми» часто выступает как группа, лоббирующая интересы входящих в неё университетов. Иногда сравнивается с «Лигой плюща», объединением престижных американских университетов.

Планируемые изменения обусловлены также желанием правительства сократить финансирование высшего образования на 20%. Таким образом, даже для тех, кто не является сторонниками предоставления университетам финансовой автономии, дерегулирование стоимости оплаты является единственным вариантом на данный момент. Это обусловлено неизбежным сокращением государственного финансирования высшего образования.

По словам министра образования, в рамках новой реформы в целях создания ценовой конкуренции предельная величина оплаты за обучение ограничиваться не будет. На уровне послевузовского образования Австралии уже введена полная дерегуляция стоимости обучения. Разница в оплате за обучение варьируются от университета к университету до 150%.

Вся концепция дерегулирования стоимости обучения имеет особые трудности в условиях союзного государства Австралии, включающего в себя несколько островов.

Общественность также обеспокоена качеством образования, которое может значительно варьироваться среди университетов в связи с проводимыми реформами и сокращением финансирования вузов. Последствием также может стать ограничение количества университетов, которые будут проводить исследования.

Ввиду всех этих проблем, продвижение новых реформ в сенате Австралии будет очень затруднительным, так как баланс сил в нем находится в руках ищущих популярности независимых членах парламента.

 

Корейское министерство образования планирует обновление положений о плагиате

The Korea Herald, 13.07.2014

 

Министр образования Южной Кореи планирует создать новое положение с целью предотвращения плагиата. Причиной такого решения явилось некорректное академическое поведение кандидата в министры Ким Мен-Су, который был уличён в плагиате и публикации диссертаций своих студентов. Кроме этого, профессор Корейского национального университета образования был обвинен в плагиате, поскольку заставлял своих студентов писать статьи в газеты под его именем. Положения, которые последний раз обновлялись в 2007 году, определяют плагиат как «использование идей и результатов исследований другого человека без ссылки на него». Министерство намеревается предложить более детальное определения плагиата, а также инструкции по его предотвращению.

Однако новое положение будет относиться только к научным исследованиям, финансируемым за счет правительства. Университеты имеют собственные положения по предотвращению плагиата, которыми студенты должны руководствоваться. Так, в 2012 году, 168 университетов страны утвердили собственные положения по академическому поведению.

В новое положение Министерство образования намерено включить правила о многократных публикациях и соавторстве между профессорами и их студентами. Также Министерство образования планирует поощрять университеты придерживаться данных положений по академической честности после их публикации.

 

Лондон увеличивает количество грантов для студентов из Индии

Times Higher Education, 12.07.2014

 

Университеты Лондона предприняли попытку привлечь студентов из Индии в ответ на снижение роста иностранных студентов в стране. Организация по международному сотрудничеству университетов Лондона (The London Universities International Partnership) подсчитала, что 17 ее членов ежегодно утверждают почти $4,3 млн. на гранты для студентов из Индии. По результатам анкетирования студентов из Индии и выпускников, которые учились в столице Великобритании, для 85% студентов образование в Лондоне стало одним из факторов успешной карьеры. Более 70% респондентов отметили, что обучение в Лондоне явилось «хорошим инвестированием».

Однако было отмечено снижение числа иностранных студентов в период с 2012-2013 гг. Сокращение количества студентов первого курса из Индии, начавших обучение в 2012-2013 гг., составило 25%. Годом ранее оно составляло 32%. В качестве одной из причин была упомянута жесткая система выдачи студенческих виз, предложенная коалиционным правительством в 2010 году. Другим фактором стала отмена пост-студенческой рабочей визы в 2012 году, предоставлявшей иностранным студентам право работать в стране в течение двух лет после окончания учебы.

 

В США 1 млн. студентов посещают неэффективные школы

Huffington Post, 12.07.2014

 

Новый доклад Центра американского прогресса (Center for American Progress) приводит анализ эффективности образовательных учреждений среди 7000 районов из 40 американских штатов. Независимо от количества бюджетных затрат среди районов, 1 млн. американских школьников посещает неэффективные школы. Эффективность школ в районе определялась исходя из влияния количества затрат на успеваемость учащихся, учитывая такие факторы как социальный статус учащихся и прожиточный минимум в районе. Согласно собранным данным, была выявлена неспособность сотен школ в стране эффективно использовать бюджет.

Кроме этого, школы в районах с высокими затратами на образование не всегда являются наиболее эффективными. Согласно докладу, только одна треть районов с самыми высокими затратами имеют хорошую успеваемость в школах. В результате исследования была выявлена неэффективность школ по использованию бюджета. Исследование также обнаружило существенные различия в уровне расходов по регионам. Так, в Техасе более 100 районов тратят $500 в месяц на обучение одного учащегося, в то время как в некоторых районах затраты на учащегося достигают $1000.

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Средняя заработная плата учителей Эстонии составляет 966 евро

Rup.ee, 15.07.2014

 

По данным бухгалтерского учета территориально-административных самоуправлений Эстонии, за первые 5 месяцев 2014 года средняя брутто-заработная плата учителей, работавших полный рабочий день, составляла €966, что на 12,5% выше, чем год назад.

Минимальная заработная плата учителей составляет с января этого года €800 в месяц, сообщило Министерство образования и науки Эстонии.

Средняя заработная плата учителей Эстонии превысила €966 в месяц в 56 местных самоуправлениях, в том числе в крупнейших городах — Нарве, Таллинне, Тарту и Пярну.

В конце мая средняя заработная плата учителей превышала тысячу евро в 30 местных самоуправлениях, в основном это были волости. Самая высокая средняя заработная плата была в волостях Коэру, Сангасте и Сауга, где она составляла от €1150 до €1350.

В этом году местные самоуправления получили €166 млн. дотаций на выплату заработных плат учителям – в среднем €978 на каждого учителя. За год к этой сумме прилагаются выделенные государством пособия, которые до сих пор не были полностью отражены в статистике зарплат.

При распределении дотаций предпочтение в этом году отдавалось небольшим местным самоуправлениям, где школы расположены вблизи от густонаселенных пунктов.

Статистика основана на данных бухгалтерского учета местных самоуправлений и самих школ о выделенном на зарплату учителям бюджете и внесенных школами в информационную систему образования Эстонии данных о реальных нагрузках учителей.

 

Выпускники грузинских университетов будут получать американские дипломы

ИА REGNUM, 15.07.2014

 

Выпускники ряда факультетов грузинских университетов будут получать американские дипломы. По информации фонда «Вызовы тысячелетия – Грузия», выдача таких дипломов и обучение по американским программам предусмотрены проектом «Государственный университет Сан-Диего и Грузия 2020». Проект будет осуществлять консорциум, состоящий из американского университета и государственных университетов Грузии. Финансирует проект правительство США через корпорацию «Вызовы тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation).

Справочно: Корпорация «Вызовы тысячелетия» является независимым агентством по иностранной помощи, которая была создана Конгрессом США в 2004 году. Целью корпорации является борьба с бедностью во всем мире. Корпорация заключает партнерские отношения с развивающимися странами для развития эффективного управления, экономической свободы и политики инвестирования.

В рамках этого проекта американские дипломы получат выпускники инженерных, технологических и естественнонаучных специальностей Тбилисского государственного университета, Грузинского технического университета и Государственного университета.

Бюджет проекта составляет $30 млн. Он будет осуществляться в рамках программы Компакт II корпорации «Вызовы тысячелетия», общий бюджет которого составляет $140 млн. и предусматривает финансирование проектов в сфере общего, профессионального и высшего образования.

Справочно: Программа Компакт II стремится улучшить качество образования в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM) и увеличить потенциальные доходы жителей Грузии через стратегические инвестиции в высшее и техническое образование. Компакт II также уделяет внимание расширению участия женщин в профессиях в области STEM.

Государственный университет Сан-Диего с 2014-2015 учебного года будет осуществлять в трех вузах Грузии программы бакалавриата по специальностям: электрическая инженерия (энергетика, микроэлектроника), компьютерные науки и химия (биохимия).

 

В школах Чечни создают благоприятную среду для обучения детей-инвалидов

Эхо Кавказа, 10.07.2014

 

Министерство образования и науки Чечни и Правительство Чеченской Республики заключили соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета на создание сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. будут выделены средства для строительства 60 школ в 2014 году и 34 школ в 2015 году. Министерство образования и науки Чеченской Республики впервые приняло участие в реализации данной программы.

Справочно: Программа «Доступная среда» – это комплекс мероприятий, направленных на создание универсальной безбарьерной среды в обычных образовательных учреждениях, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.

В 2013 году в рамках реализации программы 10 общеобразовательных учреждений были оснащены специальным учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы. Таким образом, организовано обучение инвалидов по зрению, слуху и с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В 2014 году оборудованием (строительство пандусов, специально оборудованных туалетных комнат и лифтов в образовательных учреждениях, разработка специальных образовательных программ) для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, планируется оснастить 60 школ.

С 1 сентября по 10 ноября текущего года планируется проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и базовых образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях.

 

В региональные вузы Кыргызстана абитуриенты не идут даже на бюджетные места

Knews,15.07.2014

 

В региональных вузах Кыргызстана наблюдается низкая заполняемость – студенты отказываются поступать даже на бюджет.

Как сообщил министр образования и науки Канат Садыков, нежелание абитуриентов из областей учиться в местных учебных заведениях продемонстрировал первый тур зачисления в вузы страны. Показательными в этом плане стали Таласский и Нарынский государственные университеты.

По словам министра, студенты из регионов отдают предпочтение вузам, находящимся в Бишкеке, поэтому сначала пробуют свои силы именно в столице и только потом – в высшие учебные заведения по месту проживания. Такая ситуация наблюдается каждый год.

На данный момент на бюджетные места бишкекских вузов поступило меньше 50% абитуриентов. Так, в Бишкекском гуманитарном университете на бюджетные места зачислено 38% абитуриентов, в Кыргызский национальный университет – 40%, в Кыргызский государственный университет имени Арабаева – 35%. Такие результаты наблюдаются лишь по итогам первого тура. Второй тур зачисления в вузы начнется с 14 июля.

 

В вузах Латвии не планируется отмена бюджетных мест

Delfi.lv, 15.07.2014

 

Правительство Латвии не намерено полностью отказываться от бюджетных мест в вузах, хотя такие рекомендации были высказаны Всемирным банком после проведенного исследования по финансированию высшего образования в Латвии, заявила в интервью министр образования и науки Ина Друвиете.

По словам министра, эта рекомендация – лишь один из вариантов, которые предложил Всемирный банк. Она также опровергла опасения об отказе от государственного финансирования обучения в вузах, заявив об отсутствии таких планов у правительства Латвии.

По словам г-жи Друвиете, вузовское образование, напротив, необходимо переводить на полное государственное финансирование. Места в вузах должны быть обеспечены для 40% выпускников средних школ. Так как в настоящее время численность школьников сокращается, бюджетных мест в вузах потребуется меньше.

Согласно результатам исследования Всемирного банка, недостаточное государственное финансирование снижает качество и доступность высшего образования и исследовательской деятельности в Латвии. Нехватка средств для высшего образования компенсируется за счет платного обучения и средств из структурных фондов ЕС, но они не используются для развития и инноваций. Принцип «всем понемногу», согласно которому выделяется государственное финансирование, не способствует эффективности и росту конкуренции в системе образования.

 

В Беларуси высшее образование продолжает дорожать

ИА REGNUM, 11.07.2014

 

Высшие учебные заведения Беларуси анонсировали очередное повышение стоимости своих услуг. За период январь-июнь 2014 г. стоимость на образовательные услуги возросла на 17,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Государственные вузы давно и последовательно сокращают количество бюджетных мест, наращивая численность обучающихся на платной основе. В итоге подавляющее большинство студентов платят за своё обучение, а заочные отделения почти полностью стали платными.

Представители Минобразования пытались обосновать рост стоимости услуг повышением зарплат преподавателей, однако сами преподаватели опровергают данную информацию. Минобразования Беларуси разъяснило: учреждения высшего и среднего специального образования вправе самостоятельно устанавливать стоимость обучения на 2014-2015 учебный год для студентов-первокурсников, а также повышать стоимость обучения для студентов старших курсов. По мнению представителей Минобразования, с июля 2013 года увеличилась зарплата работников бюджетных организаций, а также выросли тарифы на коммунальные услуги, услуги связи, транспорта, поэтому повышение стоимости обучения в государственных вузах вполне оправдано.

Негосударственные вузы Беларуси зачастую предлагают свои услуги дешевле, чем государственные учреждения. Зарплаты профессорско-преподавательского состава в частных вузах ниже, чем в государственных.

 

В Латвии разрабатывают учебные планы для укрепления знаний латышского языка

Polpred, 12.07.2014

 

В Министерстве образования и науки Латвии приступили к разработке учебных программ для дошкольных учреждений нацменьшинств. По словам сотрудников министерства, цель новых программ заключается в обеспечении освоения латышского языка с раннего возраста, а также улучшении дошкольного образования.

В соответствии с ранее принятой декларацией правительства «Единство», для укрепления латышского языка во всех сферах общественной жизни предполагается принять Документ о планировании политики государственного языка на 2015-2020 гг.

Через четыре года в латвийских русских школах на государственном языке будут преподаваться лишь несколько предметов. Начиная с 2018 года, на русском языке будут преподаваться предметы, связанные с национальной идентичностью. Это история, литература, история культуры и география. В то время как физика, химия, биология, математика будут преподаваться на латышском языке. При этом первичным является содержание образования, а язык – лишь средство доведения этого содержания до учеников. Кроме того, даже если предмет будет преподаваться на латышском языке, школьники должны будут знать важнейшие его термины и на других языках: на русском, английском и т.д. Для этого создаются специальные многоязычные учебные пособия.

 

В России ожидаются изменения в реформе высшего образования

Газета.Ru, 10.07.2014

 

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов раскритиковал ректоров российских вузов. Вузы ждут реорганизации и сокращения персонала. Бюджет поддержки высшего образования в этом году свыше 470 млрд. рублей. Это в 20 раз выше, чем было в 2000 году. Однако при таком стремительном росте финансирования не происходит улучшения качества образования.

В ближайшие годы продолжится снижение количества студентов вузов в силу демографической ситуации. В 2003 году было 1,4 млн. выпускников, в этом году – всего 650 тыс. В ближайшие пять-шесть лет ситуация не изменится. Количество студентов тоже будет снижаться. Если в 2008 году было 7,5 млн. студентов, то в этом году — 5,7 млн.

Следствием станет серьезное сокращение количества преподавателей и существенная реструктуризация сети высших учебных заведений. Дефицит российских студентов будет восполняться за счет иностранных. Однако необходимо повышать качество образования для привлечения иностранных студентов, готовых обучаться в России.

Увеличится доля практико-ориентированных образовательных программ, в частности обучение по прикладному бакалавриату. В прошлом году было всего 4000 мест, в этом году — уже 25 тыс. С каждым годом доля этого вида подготовки будет расти.

Кроме того, помимо мониторинга эффективности вузов будут вводиться новые системы контроля качества образования. В частности, изменится система аккредитации вузов и лицензирования образовательных программ. Большинство некачественных вузов сосредоточено в секторе негосударственного высшего образования и в многочисленных филиалах государственных вузов.

По результатам мониторинга эффективности вузов были направлены рекомендации 70 государственным вузам в отношении 180 филиалов, которые не показывают высоких результатов. Это, прежде всего, относится к филиалам, которые готовят студентов по социально-гуманитарным программам, и филиалам технических вузов в части социально-гуманитарных программ.

По новым стандартам также начнет работать Рособрнадзор. Ведомство будет обращать особое внимание на аккредитацию всех вузов, в особенности негосударственных вузов. Кроме того, негосударственные вузы в ближайшем будущем перестанут выдавать дипломы государственного образца. С сентября 2013 года Рособрнадзор прекратил лицензии 300 негосударственных вузов.

В этом году по плану зарплата учителей должна составить 125% от средней по региону. К 2018 году зарплата должна достигнуть 200% от средней по региону.

В высшем образовании стоит несколько задач – повышение качества математического образования, реализация программы поддержки педагогического образования, повышение практико-ориентированности инженерных программ и подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса. Ожидается сокращение вузов, предлагающих послевузовское образование.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: М. Алпысбаева,

К. Манакова, Н. Черкашина и E. Коротких