Вы здесь

Дайджест образования выпуск №7 (21.06.14-27.06.14)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

 

В Европе не обеспечивается достаточный доступ к дошкольному образованию

Europa.eu, 20.06.2014

 

Согласно Отчету по раннему обучению и уходу за детьми (Key Data on Early Childhood Education and Care), опубликованном Европейской комиссией, только в Дании, Германии, Эстонии, Мальте, Словении, Финляндии, Швеции и Норвегии гарантирован доступ к раннему обучению и уходу за детьми.

Справочно: Доклад опубликован европейскими агентствами статистики и данных Eurydice и Eurostat путем объединения статистических и качественных данных для описания структуры, организации и финансирования системы раннего обучения и ухода за детьми. Доклад охватывает 32 стран и 37 систем образования.

По сравнению с другими странами-членами Европейского союза, в вышеуказанных странах-лидерах доступ к дошкольному образованию гарантирован по завершении оплачиваемого декретного отпуска. В остальных странах разрыв между окончанием декретного отпуска и официальным приемом в детский сад составляет более двух лет.

Причиной такого отставания, по результатам отчета, стали недостаточное финансирование, нехватка кадров и низкая квалификация работников.

По результатам доклада, один из четырех детей в возрасте до шести лет в Европе находится в зоне риска бедности и социальной изоляции, а также нуждается в особой образовательной поддержке. Поэтому авторы доклада призывают европейские страны незамедлительно обеспечить доступ к раннему обучению.

Кроме того, основные результаты доклада показывают, что ценовая доступность является ключевым фактором обеспечения доступа детей к раннему обучению. Самые доступные системы раннего обучения и ухода за детьми - в скандинавских странах и Восточной Европе. Самая высокая оплата за детский сад для детей меньше трех лет - в Ирландии, Люксембурге, Великобритании и Швейцарии с преобладанием частных детских садов.

Согласно докладу уровень преподавания и обучения в значительной степени определяет качество раннего обучения и ухода за детьми. Однако во многих европейских странах квалификационные требования к сотрудникам, работающим с детьми до 3 лет, ниже, чем к тем, кто работает с более взрослыми детьми (наличие степени бакалавра).

 

Великобритании не хватает специалистов, владеющих иностранными языками

BBC News, 21.06.2014

 

Согласно результатам исследования, проведенного промышленным союзом Великобритании (Confederation of British Industry), почти две трети из 300 компаний нуждаются в специалистах с языковыми навыками. Высокий спрос имеется на французский, немецкий и испанский языки, но арабский и китайский также приобретают все большее значение.

В отчете также дается ссылка на Британский совет (British Council), которая подтверждает «тревожный дефицит» людей в стране, владеющих иностранными языками. Кроме того, согласно исследованию, важность владения иностранными языками будет приобретать все большую популярность.

Самым популярным языком среди нуждающихся работодателей является французский язык (50%), следом за которым идут немецкий (49%) и испанский (44%). 33% работодателей нуждаются в кадрах, владеющих китайским и 23% компаний необходимы специалисты, владеющие арабским языком. Среди остальных языков, знание которых необходимо работодателям стали польский (19%), русский (18%), кантонский диалект китайского языка (18%) и японский (15%).

В прошлом году в отчете Британского совета говорилось о важности обучения в школах иностранным языкам наряду с изучением науки и математики. По словам спикера департамента образования, доля подростков, которые сдают языковой экзамен при получении аттестата об общем среднем образовании, снизилась с 75% в 2002 году до 43% в 2010 году. Также, по словам спикера начиная с сентября текущего года, иностранные языки станут обязательными для изучения с семи лет. На данный момент этот возраст составляет 11 лет.

 

 

Правительство Новой Зеландии вводит новую программу

по улучшению качества образования

Radio New Zealand, 23.06.2014

 

Правительство Новой Зеландии вводит план по повышению успеваемости учеников и передаче опыта учителей под названием «Инвестирование в успех образования» (Investing in Education Success), в который будет вложено $360 млн.

Согласно данному плану будут созданы сообщества школ, в которых директору и ведущим учителям будут вменены новые обязанности – два раза в неделю они должны будут работать в других школах. По словам Грэхама Ступа (Graham Stoop), заместителя секретаря образования Австралии, целью данной инициативы является распространение лучшего опыта и повышение качества образования во всех школах. Кроме того, она поможет профессиональному развитию учителей и администрации школ за счет передачи опыта.

Первые экспертные директора и учителя будут назначены в следующем году, а полностью программа начнет работать с 2017 года. Министерство образования ведет переговоры с профсоюзом учителей по внесению изменений в коллективный трудовой договор для добавления новых обязанностей.

Также объявлено об участии в разработке проекта пяти ученых, которые будут входить в консультативную группу, наряду с экспертами в области образования и будут работать над деталями программы.

Профсоюзы, в свою очередь, и поддерживают, и критикуют данный проект. С одной стороны данная программа будет способствовать улучшению знаний учителей и качества образования в нуждающихся школах. С другой стороны, она может нарушить работу тех школ, директора и учителя которых будут периодически находиться вне своего постоянного рабочего места.

 

В Саудовской Аравии утвержден пятилетний план развития образования

Saudi Gazette, 23.06.2014

 

Король Абдулла утвердил пятилетний план развития образования в Саудовской Аравии, на который будет потрачено более $21 млрд. Данная сумма будет выделена в дополнение к годовому бюджету образования в целях улучшения качества образования. Новый план включает строительство 1500 детских садов, обучение порядка 25 тыс. преподавателей, а также открытие учебных центров и начало других образовательных проектов.

Около 58% населения страны составляют граждане в возрасте меньше 25 лет. Демографическое преобладание молодежи создает определенные трудности, поэтому правительству необходимо было предпринять соответствующие действия. Кроме того, на данный момент существует большой разрыв между требованиями работодателей и знаниями и навыками, предоставляемыми системой образования. Также в Саудовской Аравии не хватает специалистов в таких востребованных областях, как инженерия, наука и медицина.

Международная компания Pearson будет оказывать поддержку реализации данного плана. В частности, Pearson будет тесно сотрудничать с Компанией образовательного развития Татвер в Саудовской Аравии (Tarweer Company for Educational Development) в целях повышения квалификаций учителей математики, физики и английского языка.

Справочно: Pearson является ведущей в мире образовательной компанией, которая занимается программами обучения для профессионального развития, разработкой учебных материалов, мультимедийных учебных пособий и программ тестирования в сфере дошкольного и среднего образования. Pearson генерирует около 60% своих продаж в Северной Америке и работает в более чем 70 странах.

 

Национальный профсоюз учителей Англии выходит на забастовку

BBC News Education, 19.06.2014

 

Члены Национального профсоюза учителей Англии планируют организацию волны забастовок на территории Северо-Западной Англии. Несмотря на требования властей прекратить подобные действия, данная акция пройдет 10 июля и десятки тысяч учителей примут в ней участие.

Действия учителей направлены против новой политики Департамента образования, которую огласил Генеральный секретарь Департамента Майкл Гоув (Michael Gove). В общих чертах Департамент образования намерен продолжать систему оценки деятельности учителей, согласно которой оплачивается их заработная плата. Учителя школ, в свою очередь, возмущены тем, что такая система оценки ведет к увеличению количества рабочих часов до 60 часов в неделю. А в случае уменьшения количества часов уменьшается зарплата. Кроме того, политика Департамента образования направлена на увеличение пенсионного возраста учителей до 68 лет. Все это ставит под угрозу престиж преподавательской профессии, что в свою очередь, несомненно, отразится на качестве преподавания.

Как показывает статистика, упадок престижа профессии педагога уже привел к тому, что отток преподавателей из системы образования Англии заметно увеличился за последние 2 года. Поэтому участники забастовки твердо намерены показать свою активность в борьбе за права на условия работы, пенсии и зарплаты.

Генеральный секретарь Национального профсоюза учителей Кристин Блоуэр (Christine Blower) выразила свои сожаления по поводу того, что действия учителей могут сказаться на учебном процессе. Тем не менее, в целях избежания срыва экзаменов забастовки запланированы именно на июль.

 

В последнем рейтинге университетов Азии Times Higher Education увеличилось количество китайских университетов

Asia News Network, 21.06.2014

 

19 июня 2014 года Times Higher Education (THE) опубликовал рейтинг университетов Азии (The Asia University Rankings 2014). Согласно рейтингу университетов, Токийский университет, Национальный университет Сингапура и Университет Гонконга вошли в тройку лучших университетов Азии. В целом в топ-10 лучших вузов превалируют университеты из Республики Кореи (см. Приложение 1).

Ранжирование университетов Азии проводилось по аналогичной методологии мирового рейтинга университетов THE (World University Rankings) на основе 13 показателей в области научно-исследовательской деятельности, обучения, дохода от индустрии и цитирования научно-исследовательских работ вузов. Доход от научно-исследовательской деятельности, репутация и влияние научно-исследовательской деятельности были основаны на количестве цитирования научных работ (импакт-фактор статей).

В новом рейтинге увеличилось количество университетов из Китая. Число университетов Японии стало меньше. Смена равновесия двух сильных держав в сфере высшего образования возникла в связи с увеличением бюджета на научно-исследовательскую деятельность в китайских университетах.

Справочно: доля расхода на научные исследования вузов Китая увеличилась от 1,7% от ВВП в 2009 году до 1,8% от ВВП в 2011 году.

Тем не менее, Япония по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций в рейтинге. 20 вузов Японии вошли в рейтинг топ-100. Однако в сравнении с рейтингом 2013 года два университета не вошли в новый рейтинг. В отличие от Японии, в рейтинге 2014 добавилось три университета из Китая, что увеличило количество китайских университетов до 18. По количеству университетов Южная Корея занимает третье место. В рейтинг вошли 14 корейских университетов, из которых три вошли в топ-10.

 

Приложение 1. ТОП-10 университетов в рейтинге THE

Рейтинг 2014

Рейтинг 2013

Университет

Страна

1

1

Токийский университет

Япония

2

2

Национальный университет Сингапура

Сингапур

3

3

Университет Гонконга

Гонконг

4

8

Национальный Университет Сеула

Республика Корея

5

4

Университет Пекина

Китай

6

6

Университет Цинхуа

Китай

7

7

Университет Киото

Япония

8

10

Корейский ведущий научно-технический институт

Республика Корея

9

9

Университет науки и технологий Гонконга

Гонконг

10

5

Пхоханский университет науки и технологии

Республика Корея

 

В Сенегале открылась интернет-школа, работающая на солнечной энергии

Gadget, 23.06.2014

 

Самсунг открыл в Сенегале интернет-школу, работающую на солнечной энергии (Solar Powered Internet School). Школа была специально создана для условий Африки и может работать при нехватке электричества, сложных погодных условиях и пригодна к перевозке на большие расстояния.

Впервые выпущенные в 2011 году и установленные во многих странах по всей Африке, данные школы являются абсолютно самостоятельными учебными кабинетами, цель которых - увеличить доступ к образованию в отдаленных районах Африки.

Каждая такая школа построена из двенадцатиметрового контейнера для перевозки грузов, поэтому она может быть с легкостью перевезена в отдаленные районы. В учебной комнате могут расположиться 24 ученика. В кабинете есть изоляционный слой и вентиляционная система для обеспечения необходимых условий. В каждой учебной комнате есть интерактивная доска, компьютеры от компании Самсунг, которые работают на энергии, получаемой от солнечных батарей.

Данные школы могут быть также использованы как учебные центры для взрослых по вечерам и выходным.

Интернет-школы, работающие на солнечной энергии, стали частью кампании «Сделано для Африки», проводимой компанией Самсунг. Целью данной кампании является развитие инновационных решений, которые отвечают сложным условиям Африки.

 

В Англии увеличилось количество автономных школ

Gov.UK, 19.06.2014

 

19 июня 2014 года Министр образования Англии утвердил 38 новых автономных школ на 22 тыс. школьных мест по всей Англии. Автономные школы в основном были созданы родителями, учителями и благотворительными фондами в ответ на нужды местной общественности. Одобрено открытие 331 автономной школы со 175 тыс. мест. Создание автономных школ позволило передать управление со стороны политических организаций в руки директоров школ и учителей, а также районов с большим количеством школ.

Справочно: Проект автономных школ был предложен Консервативно-либеральной демократической коалицией в 2010 году. Первые 24 автономные школы были открыты в 2011 году.

Из 38 школ 3 откроют свои двери уже в сентябре следующего года. Некоторые школы уже начали свою работу. Среди новых открытых автономных школ может быть выделена Начальная школа «Хрустальный Дворец» (Crystal Palace Primary School). Идея создания школы была предложена группой родителей из-за отсутствия выбора школ в их районе проживания. Учащиеся данной школы обучаются по государственной учебной программе.

Автономные школы расположены непропорционально по территории страны. Так, большинство автономных школ (84%) расположены в районах, нуждающихся в дополнительных школьных местах, среди них 50% школ будут построены в наиболее неблагополучных районах Англии.

По словам министра образования Майкла Гоува (Michael Gove), новые автономные школы дадут детям из обычных семей получать образование, которое до этого было доступно только для детей из обеспеченных семей. Благодаря программе автономных школ больше родителей и детей имеют доступ к школам, предлагающим высокие стандарты в образовании и хорошую дисциплину.

По утверждению министра, именно школьные учителя, а не чиновники, должны руководить автономными школами, так как они лучше знают нужды своих учеников. Около 24 тыс. учащихся уже посещают автономные школы, открывшиеся 3 года спустя после открытия первой автономной школы.

 

Великобритания и Китай совместно начинают многомиллионные проекты для решения глобальных проблем

The Guardian, 18.06.2014

 

Великобритания и Китай заключили соглашение на $90 млн. для решения таких глобальных научно-исследовательских проблем, как изменение климата, долгосрочные перспективы возобновляемой энергии и лечение заболеваний. Данное соглашение нацелено на установление более тесных исследовательских связей между Великобританией и Китаем. В следующее пятилетие расходы стран будут увеличены до $340 млн.

Проекты, оформленные на саммите Великобритании и Китая, который прошел с участием университетов, министра науки Великобритании и Китайского посла в Великобритании включают в себя научно-исследовательскую программу для формирования основы служб по защите от экстремальных погодных условий, а также по подготовке к изменению климата в Азии ($39 млн.); совместное исследовательское сотрудничество для поддержки достижений в области регенеративной медицины и стволовых клеток, загрязнения атмосферы и здоровья человека, а также поддержание экосистем почвы ($27 млн.); Международную стипендию Ньютона (The Newton International Fellowships) для обеспечения исследователей Китая и Великобритании возможностью развивать сотрудничество между учеными двух стран $24 млн.).

Справочно: Международная программа стипендий Ньютона учреждена Британской академией и Лондонским королевским обществом для отбора наиболее перспективных молодых исследователей из любой страны мира, В рамках данной программы Китай теперь имеет возможность получения частного финансирования исследователей.

Совместная работа Великобритании и Китая поможет достичь более высокого качества исследований и создать возможности для развития и значительного повышения уровня коммерциализации новых инновационных технологий. Сотрудничество исследователей Великобритании и Китая будет осуществляться через Фонд Ньютона.

Справочно: Фонд Ньютона является частью официальной исследовательской поддержкой Великобритании. Его задача заключается в разработке научно-технических партнерств, которые способствуют экономическому развитию и благосостоянию развивающихся стран. Работа совместных исследовательских программ Великобритании и Китая планируется начать с текущего года.

Кроме того, Правительства Казахстана и Великобритании уже объявили о запуске партнерской программы «Ньютон – Аль-Фараби» с общим бюджетом в £20 млн. для поддержки научно-исследовательского сотрудничества между двумя странами.

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

РФ выделит гранты 1,5 тыс. россиянам на обучение в ведущих вузах мира

РИА Новости, 24.06.2014

Правительство утвердило Программу образования на 2014-2016 годы, рассчитанную на более 1,5 тысячи россиян. Данная программа предназначена для российских граждан, самостоятельно поступивших на очные программы магистратуры, аспирантуры или ординатуры зарубежных вузов. Программа позволит покрыть расходы учащихся на обучение, проезд до места учебы и обратно, медицинскую страховку, проживание, питание, учебную и научную литературу.

Согласно условиям программы, участник должен подписать соглашение о предоставлении мер социальной поддержки с некоммерческой организацией. Более того, он обязуется принять на себя обязательства по дальнейшему трудоустройству в России, заключив договор с работодателем. Если участник программы не выполнит своих обязательств, он обязан вернуть все средства, полученные в качестве поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере. Размер гранта на один год обучения составит не более 1,4 млн. рублей.

Правительство убеждено в том, что данное решение ускорит процесс модернизации системы образования и повысит эффективность деятельности организаций-работодателей.

 

В Латвии заявки в вузы можно подать в электронном виде

The Baltic Course, 25.06.2014

По данным Государственного агентства регионального развития 25 июня 2014 года на портале Latvija.lv начался прием заявок на поступление в высшие учебные заведения Латвии.

В электронной системе абитуриенты могут быстро и удобно подать заявку на поступление в 11 вузов страны - Рижский технический университет, Латвийский университет, Латвийский сельскохозяйственный университет, Банковскую высшую школу, Даугавпилсский университет и другие вузы.

Первый этап приема заявок продлится до 8 июля.

На портале размещена информация о порядке регистрации и оплаты заявок, разъясняются условия конкурса, а также предоставляются адреса и контактные телефоны вузов.

На портале Latvija.lv заявку на неограниченное число программ можно подать за 30 евро, который оплачивается единовременно в качестве регистрационного взноса. После подачи электронной заявки абитуриентам необходимо лично явиться в приемную комиссию вуза и предъявить необходимые документы.

 

Санкт-Петербургский политех объявил конкурс по повышению мирового статуса отечественных вузов

РИА Новости 24.06.2014

 

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет объявил тендер на разработку системы управления проектом. Проект направлен на повышение конкурентоспособности ведущих университетов России. Начальная (максимальная) цена госконтракта составляет почти 20 млн. рублей, соответствующая заявка размещена на портале госзакупок.

Исполнитель госконтракта должен, в частности, проанализировать отечественную и международную практику управления масштабными долгосрочными проектами. Помимо этого, необходимо проанализировать потенциал вузов-участников проекта по возможности достижения показателей международной конкурентоспособности.

Также требуется разработать концепцию системы управления, разработать рекомендации для министерства образования и науки РФ по совершенствованию системы управления проектом и рекомендации для вузов-участников по направлениям совершенствования проектного управления.

Работа должна быть выполнена не позднее 10 ноября 2014 года. Заявки на участие в тендере принимаются до 15 июля, подведение итогов конкурса назначено на 21 июля.

 

Профсоюзы работников образования Литвы вышли на митинг

Обзор, 23.06.2014

 

На прошлой неделе в Вильнюсе прошла акция протеста работников системы образования. Участвовавшие в митинге педагоги потребовали увеличить долю ВВП, которая выделяется на систему образования, для достижения 6% к 2020 году, рекомендуемого международными организациями.

Справочно: средний показатель доли ВВВ на образование по странам ОЭСР составлял 6,2% в 2009 году.

Учителя также добиваются от правительства выработки, совместно с профсоюзами, долгосрочной программы повышения зарплат педагогов. Согласно их требованиям, данная программа должна начать действовать уже с 2015 года. Кроме того, педагоги хотят гарантирования безопасных условий работы в образовательных учреждениях.

За день до митинга, как сообщает сайт профсоюза работников образования Литвы, представители пяти профсоюзов системы образования на общем заседании обговорили требования, которые потом были переданы в Министерство образования и науки Латвии. Речь в них шла о необходимости улучшения в секторе образования и мерах по реализации плана действий.

Как говорится в переданном документе, ситуация в системе образования ухудшается не первый год: от выделявшихся в 2009 году 7% от ВВП нынче осталось только 4,3%. А такое положение не только сужает возможности педагогов и учащихся, но и имеет негативное влияние для государства в целом.

По словам министра образования Павальскиса, правительство в курсе сложившейся ситуации. Увеличение финансирования предусмотрено и в утверждённой парламентом Государственной стратегии образования планируется увеличение доли ВВП на 6% к 2022 году.

 

Парламент Киргизстана поддержал грант на дошкольное образование

Вечерний Бишкек, 25.06.14

 

23 июня т.г. на заседании парламента депутаты поддержали законопроект о ратификации грантового соглашения по проекту «Глобальное партнерство в целях образования» (проект дошкольного образования) между Киргизской Республикой и Европейским банком реконструкции и развития, а также Международной ассоциацией развития (Всемирный банк). Проект предусматривает выделение $12,7 млн.

Проект будет реализовываться для расширения равного доступа к дошкольному образованию и создания условий для повышения его качества. Проект будет осуществлять деятельность по всей стране и будет направлен на поддержку уязвимых районов, определенные как районы с низкими показателями в секторе образования.

Основными бенефициарами проекта будут дети 4-6 лет, которые получат расширенный доступ к дошкольному образованию и годичной программе дошкольной подготовки. В рамках проекта планируется оказать поддержку учителям, завучам школ посредством развивающей профессиональной деятельности в целях укрепления их знаний, навыков и квалификации в области дошкольного образования.

 

Туркменистан и Беларусь расширяют сотрудничество в области образования

Polpred, 23.06.2014

 

В июне т.г. Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович прибыл с рабочим визитом в Туркменистан. По результатам ряда встреч, Беларусь и Туркменистан намерены активизировать научный обмен, расширять аспирантские и докторские программы. В университетах Беларуси обучаются около 8,5 тыс. туркменских девушек и юношей, из которых около 10% (наиболее талантливых) могли бы продолжить учебу в аспирантурах белорусских вузов и Национальной Академии наук Беларуси.

Между Беларусью и Туркменистаном был подписан ряд документов, направленных на взаимное признание эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях. Туркменистан заинтересован в белорусском опыте по созданию национальной системы военного образования, так как до недавнего прошлого на его территории не было военных учебных заведений и система создается с нуля. Глава Туркменского государства также отметил наличие широких возможностей для активизации сотрудничества между учеными Академии наук Туркменистана и Национальной академии наук Республики Беларусь.

В рамках визита, Премьер-министр Беларуси также принял участие в ашхабадской международной конференции «Наука, техника и инновационные технологии в эпоху могущества и счастья».

 

Рособрнадзор приостановил действие лицензий у четырех вузов

Polpred, 23.06.2014

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приостановил действие лицензий на образовательную деятельность у четырех вузов из-за неисполнения предписаний службы. Санкции коснулись Московского института иностранных языков, Института экономики и управления в строительстве и промышленности, Бурятского филиала Сибирского университета потребительской кооперации, государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт птицеводства Российской академии сельскохозяйственных наук.

Минобрнауки России в январе опубликовало список вузов и филиалов, которые по итогам мониторинга эффективности 2013 года нуждаются в реорганизации и оптимизации. В мониторинге приняли участие 934 вуза и 1478 тысячи филиалов. Были признаны неэффективными примерно 500 вузов и филиалов. В 2014 году в мониторинге эффективности приняли участие 968 вузов и 1356 филиалов. По итогам мониторинга межведомственная комиссия предписала повысить эффективность деятельности в 1010 вузах и филиалах.

В мае глава Рособрнадзора заявлял, что ведомство с 1 сентября 2013 года изъяло лицензии у более чем 200 вузов. Лицензий были лишены в основном неэффективные вузы, при этом в большинстве случаев инициаторами отзыва лицензий выступили сами ректора вузов, порядка пяти лицензий было отозвано по решению судов.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: М. Алпысбаева, Г. Маликова, Н. Черкашина и E. Коротких