Вы здесь

Дайджест образования выпуск №8 (28.07.14-01.08.14)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

 

Великобритания ужесточает правила получения студенческих виз

Tesconnect, 29.07.2014

 

Начиная с ноября 2014 г., в целях совершенствования миграционной политики Великобритании будут введены более жесткие правила для университетов и колледжей, предоставляющих гранты на обучение студентам из неевропейских стран.

В настоящее время учебные заведения не обладают статусом «высоконадежных спонсоров» (Highly Trusted Sponsor), так как 20% их стипендиатов отказывают в визах. Однако введение новых правил в ноябре т.г. позволит снизить этот показатель до 10%. В связи с этим, учебным заведениям Великобритании придется ужесточить правила приема на бюджетные места.

Справочно: «Высоконадежный спонсор» – это новая подкатегория лицензированного учебного заведения, которая будет существовать в рамках студенческой визовой категории Tier 4. В настоящее время каждому лицензированному учебному заведению присваивается рейтинг A или B, отражающий степень соблюдения учебным заведением требований. Статус высоконадежных, при соответствии всем требованиям, смогут получить только спонсоры, уже имеющие лицензию Tier 4 (рейтинг A).

Новый закон в большей степени касается колледжей, чем университетов. Работники визового отдела зачастую не знакомы с системой профессионального образования и видами обучения, поэтому участились случаи отказа в получении визы потенциальным студентам. В свою очередь, это не позволяет учебным заведениям получить статус «высоконадежного спонсора».

 

В Китае информация о деятельности вузов станет достоянием общественности

ECNS, 30.07.2014

 

Министерство образования Китая выпустило циркуляр, призывающий к своевременной публикации информации о деятельности вуза.

Согласно требованиям министерства, 75 подотчетных вузов должны предоставлять общественности открытую и своевременную информацию по 50 пунктам. К этим пунктам, например, относятся списки рекомендуемых к зачислению кандидатов, проведенных тендеров и конкурсов должностей, занимаемых административно-управленческим персоналом вуза.

Информация о преподавательском составе, качестве обучения и студенческом управлении также должна быть доступна общественности.

Все университеты, подотчетные Министерству образования, обязаны размещать указанную информацию на своих вебсайтах в течение 20 дней после внесения любых изменений. Все вузы должны открыть на вебсайтах специальные рубрики, где до конца октября будет предоставляться данная информация.

Данный циркуляр был выпущен после серии скандалов о взятках при поступлении в вуз, найме персонала и случаях коррупции при проведении строительных работ.

Одно из препятствий информационной открытости заключается в трудности наблюдения за внедрением системы публичных отчетов вузов, сказал Юань Гуйрэнь (Yuan Guiren), министр образования КНР. В этой связи, министерство рассматривает проведение независимой экспертной оценки. Министерство также будет проводить регулярный контроль, результаты которого будут доступны общественности.

 

Южной Африке грозит нехватка учителей

The Africa Report, 28.07.2014

 

Согласно Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO), в ближайшие годы Южной Африке предстоит столкнуться с проблемой нехватки учителей. Это может затронуть треть стран Южной Африки по причине увеличения доли населения школьного возраста. В результате в регионе потребуется создать около 2,1 млн. новых рабочих мест для учителей, а также заменить 2,6 млн. учителей, прекративших преподавательскую деятельность по причине ухода на пенсию или по болезни.

Некоторые страны уже предприняли попытки предотвратить сокращение количества учителей. Например, в Эфиопии ежегодно количество учителей увеличивается в среднем на 11%. Согласно прогнозам аналитиков, это может помочь стране преодолеть проблемы растущей нехватки педагогов. Так, для достижения цели всемирного начального образования в Республике Джибути необходимо ежегодно увеличивать количество нанимаемых учителей на 17% до 2030 года. Однако страна не обладает необходимыми кадровыми ресурсами.

В целом, доля Южной Африки во всемирном показателе дефицита учителей средних школ составляет 46%.

 

Один из ведущих университетов Германии переходит к обучению на английском языке

The Local, 28.07.2014

 

Мюнхенский технический университет (Technische Universität München) уже использует обучение на английском языке в 30 из 99 своих магистерских программ. В настоящее время руководство учебного заведения планирует перевод обучения всех магистерских программ на английский язык к 2020 году.

Ректор университета Вольфганг Херрманн заявляет о важности подготовки студентов к профессиональной деятельности, в которой им придется использовать английский язык. Кроме того, руководитель учебного заведения надеется увеличить привлекательность университета для самых талантливых иностранных студентов.

Сами студенты относятся весьма скептично к подобной инициативе. Глава студенческого парламента университета Себастьян Бирманн утверждает, что студенты сомневаются в возможности учебного заведения осуществить полный переход обучения на английский язык к 2020 году. Данная цель потребует высокого уровня владения английским языком со стороны всего профессорско-преподавательского состава и административных работников университета.

 

Частный сектор Великобритании выступают за реформу профессионального образования

Journal, 28.07.2014

 

В связи с ростом дефицита квалифицированных рабочих, частные компании на северо-востоке Великобритании обратились к правительству с просьбой оказать содействие в увеличении количества программ профессионального обучения на производственной базе.

По утверждению частного сектора, ожидаемыми результатами реформы станут введение новых программ для удовлетворения кадрового дефицита, сокращение бюрократизма и распределение образовательных грантов непосредственно работодателями.

Они также ожидают улучшения основных навыков грамотности школьников и их способности к количественному мышлению. Также планируется наладить связь школ с частным сектором для оптимизации процесса профориентации среди молодежи.

Эти потребности были озвучены в исследовании «Образование и навыки», проведенном в 2014 году Конфедерацией британской промышленности совместно с компанией Pearson. В данном исследовании приняли участие 291 компания, включая 90 предприятий, работающих на северо-востоке страны.

Согласно результатам исследования, у частных компаний в регионе растет потребность в рабочих с более высокими навыками. Более того, по мнению 82% компаний спрос на высококвалифицированных специалистов будет расти в последующие 3-5 лет.

В целом, 70% частных компаний на северо-востоке страны уже осуществляют программы профессионального обучения и в ближайшее время планируют увеличить их количество. Однако слабая заинтересованность многих предприятий в данных программах требует реформирования системы профессионального обучения на базе частных компаний.

Профессиональное обучение на производстве не только принесет пользу местной экономике, но также будет способствовать снижению уровня безработицы среди молодежи.

Согласно результатам исследования, меньше чем у половины малых и средних предприятий есть программы профессионального обучения. В то же время у крупных компаний данный показатель достигает 90%. Кроме того, две трети из компаний, осуществляющих на своей базе в настоящее время программы профессионального обучения, планируют увеличить число принимаемых студентов.

Индонезия заняла второе место среди самых инновационных стран в сфере образования

SciDevNet, 28.07.14

 

Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Индонезия занимает второе место среди самых инновационных стран в сфере образования. Такой результат удивил даже индонезийских специалистов в сфере образования. Индонезия стала второй после Дании, обойдя такие страны как Южная Корея, Сингапур, Япония, Германия и США. В докладе измеряются методологические и технические инновации, используемые учителями школ в системе начального и среднего образования 24-х стран в период с 2000 по 2011 гг.

Стефан Винсент-Ланкрин (Staphan Vincent-Lancrin), ведущий автор доклада, определяет инновации в образовании как новые и развивающиеся методы, которые ранее не были использованы, или усовершенствованные старые практики.

По результатам исследования, некоторые из образовательных инноваций Индонезии включают более активное участие родителей в образовании детей, а также оценку и деление на группы по уровню способностей школьников. В докладе также приводятся примеры опыта некоторых педагогов, которые интегрировали школьные уроки с повседневной жизнью, а также улучшение методики преподавания математики в средней школе.

 

В Нигерии учителя вышли на забастовку из-за низкой заработной платы

Education International, 28.07.2014

 

Учителя штата Бенуэ Нигерии только недавно вернулись на свои рабочие места после восьмимесячной забастовки из-за низкой зарплаты. Тем временем, из-за задержки зарплаты в течение четырех месяцев на забастовку вышли учителя штата Коги.

Учителя начальных школ штата Бенуэ объявили забастовку из-за новой реформы в сфере образования, согласно которой оплата минимальной ставки учителя школы ограничена $112 в месяц. Этот штат является последним в Нигерии, который отказывается выплачивать минимальную зарплату, несмотря на соглашение, подписанное Национальным союзом учителей Нигерии (Nigerian National Union of Teachers) в 2013 году.

Справочно: 14 июня 2013 года Правительство Нигерии и Национальный союз учителей Нигерии заключили Меморандум Взаимопонимания о выплате минимальной зарплаты учителям с 1 августа 2013 года.

Забастовка началась в октябре 2013 года. Правительство пыталось сдержать ее ход, угрожая бастующим учителям увольнением. Учащиеся начальной школы присоединились к акции протеста, требуя от правительства уважать соглашение о выплате зарплаты учителям. Кроме того, низкие зарплаты и упавший престиж профессии учителя явились результатом сокращения количества педагогов в образовательном секторе.

 

Британские вузы активно привлекают своих выпускников к фандрайзингу

Independent, 27.07.2014

 

Университеты Великобритании в течение последнего года ведут активную политику по привлечению финансовых средств посредством рассылки электронных писем и звонков своим выпускникам. Рассылка электронной почты становится все более распространенным методом привлечения выпускников к фандрайзингу. Число выпускников, которых просили пожертвовать средства для университета, увеличилось почти в два раза за последнее десятилетие. В прошлом году с просьбой о пожертвовании университеты обратились к 9,3 млн. выпускникам, и 174 тыс. (1,4%) из них внесли свой вклад.

Справочно: Фандрайзинг – это способ привлечения средств такими мероприятиями, как вовлечение спонсоров, организация благотворительных акций, сбор пожертвований и т.д.

В настоящее время университеты ежегодно тратят почти $136 млн. на фандрайзинг, тогда как в 2005 г. сумма составляла $57,5 млн. Тем не менее, сумма доходов намного превышает затраты организации фандрайзинга и в общем итоге составила $1,2 млрд. в 2012-2013 гг. В основном пожертвования вносили выпускники более старших поколений, которые в свое время обучались на безвозмездной основе (гранты и стипендии).

По мнению экспертов, привлекать средства от выпускников со временем станет сложнее в связи с увеличением студентов, обучающихся за свой счет. Кроме того, многим студентам придется несколько лет выплачивать образовательные кредиты.

По информации Совета финансов высшего образования Великобритании (Higher Education Funding Council for England), в данный момент в сфере фандрайзинга работают 1200 специалистов. Однако университетам придется вдвое или даже втрое увеличить их число для достижения цели, поставленной два года назад по ежегодному привлечению почти $3,5 млрд. от 650 тыс. доноров к 2020 году.

 

В Австралии снизился уровень трудоустройства выпускников

Australian, 30.07.2014

 

В 2014 г. уровень безработицы среди выпускников Австралии стал самым высоким за последние 20 лет.

Согласно данным исследования 2013 г., число выпускников, нашедших постоянное место работы в течение четырех месяцев после завершения обучения, упало до 71,3%. Данный показатель достигнул результата 1993 г., когда число трудоустроенных выпускников составило 71,2%. В 2008 г. этот показатель равнялся 85%.

В то время как в 1993 г. рынок восстанавливался после рецессии 1990-х гг., ухудшение уровня трудоустройства выпускников в 2013 г. стало следствием мирового финансового кризиса 2008 г.

По мнению исследователей, неспособность найти постоянное место работы после окончания вуза, а также высокая стоимость обучения и долги по образовательным кредитам, могут привести к большему количеству студентов, выбирающих более дешевое профессионально-ориентированное образование.

Тем не менее, долгосрочные перспективы выпускников представляются оптимистичными. По данным Австралийского бюро по статистике (Australian Bureau of Statistics), уровень безработицы среди выпускников вузов в возрасте до 34 лет составлял 3,4% в 2013 г. по сравнению с 7,8% среди специалистов с профессионально-техническим образованием.

В перечень специальностей с худшими результатами трудоустройства вошли изобразительные и исполнительские виды искусства – 48% занятости среди выпускников данных программ. В биологических науках этот показатель составил 52%, в социальных науках – 56%, и 59% в гуманитарных науках. Среди самых востребованных специалистов оказались выпускники программ горного дела, медицины и фармацевтики, где показатель трудоустройства составил 90%.

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Электронные учебники в России не потребуют лицензионных программ

РИА Новости, 29.07.2014

 

С 1 января 2015 г. все школьные учебники в России должны будут иметь электронную версию. Это условие станет обязательным для включения в федеральный перечень учебников. В число требований к электронным учебникам будет включена воспроизводимость не менее чем двумя общераспространенными операционными системами.

Учебники должны быть представлены в общедоступных форматах и использовать технологии, которые не имеют лицензионных ограничений для конечного пользователя.

По словам замдиректора Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павла Сергоманова, министерство рассматривает электронный учебник как определенную форму печатного издания, поэтому его содержание и структура должны соответствовать печатной версии.

В число требований к электронным учебникам будет также включено наличие достаточного количества мультимедийных и интерактивных элементов.

 

В Литве 100 тыс. учащихся из бедных семей могут рассчитывать на бесплатное питание в школах

ИА REGNUM, 28.07.2014

 

Согласно Министерству социальной защиты и труда Литвы, учащимся из малообеспеченных семей предусмотрено выделить средства на приобретение школьных принадлежностей и бесплатное питание в школе. К категории малообеспеченных относятся семьи со средним доходом менее €152 на одного члена семьи в месяц. При исчислении среднего дохода в размере €152- 202 ученику может быть выделено бесплатное питание в порядке исключения.

Помощь на приобретение школьных принадлежностей единовременная и предоставляется до начала учебного года или в течение первых его недель. Размер помощи составляет €45. По словам министра соцзащиты и труда А. Пабединскене, 100 тыс. учащихся из малоимущих семей получат бесплатные обеды в школе.

В 2013 году бесплатное питание в месяц получали около 109 тыс. учащихся, в первом полугодии 2014 года – 99,5 тыс. учащихся. В прошлом году средства на приобретение школьных принадлежностей получили 97,3 тыс. учащихся.

 

Предприятия Беларуси могут получить налоговые льготы за прием на работу студотрядов

Naviny.by, 29.07.2014

 

Для предприятий Беларуси, которые принимают на работу студенческие отряды, могут быть введены налоговые льготы. С такой инициативой выступило общественное объединение Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ).

К примеру, для стимулирования приема на работу студотрядов в России предприятиям предусмотрены различные экономические преференции. В Беларуси сложилась иная ситуация: в большей степени к труду стимулируют самих участников студотрядов, из-за чего работодатели не всегда спешат взять их на работу. Поэтому, по мнению Бузовского, первого секретаря БРСМ, стоит перенять опыт Российской Федерации. Соответствующие предложения уже прорабатываются. Среди возможных мер по увеличению интереса со стороны работодателей – послабление налогообложения для предприятий, которые приглашают студотряды.

Кроме того, БРСМ намерен несколько изменить понятие студенческого отряда для предоставления студентам и учащимся возможности работать в межсезонье. По законодательству формирование отряда подразумевает его работу в течение не менее 10 дней. Между тем в период более коротких каникул студенты и школьники также заинтересованы в работе. Поэтому, по словам Бузовского, минимальный срок работы студотрядов предполагается снизить до семи дней.

В прошлом году в работе студенческих отрядов БРСМ были задействованы 120 тыс. человек, отметил первый секретарь организации. В этом году значительно сократилось количество строительных отрядов, вместо которых создаются сервисные отряды, задействованные в работе агротуристических комплексов и на предприятиях перерабатывающей промышленности.

 

В Алтайском крае появилась техническая школа с современными технологиями

Amic.ru, 31.07.2014

 

Торжественное открытие учебного корпуса Кулундинской технической школы состоялось в Алтайском крае. На его строительство ОАО «РЖД» потратило порядка 90 млн. рублей.

Кулундинская техническая школа удовлетворяет потребность в подготовке и повышении квалификации работников основных профессий: машинистов, помощников, машинистов тепловозов, электровозов, водителей автодрезин и путевой техники, монтеров пути. В школе созданы современные условия обучения: трехэтажное здание оборудовано наглядными пособиями, тренажерами и современными средствами обучения. Это не только интерактивные доски, но и электронные тренажеры, полностью имитирующие условия работы машиниста. Тренажеры позволяют проверить готовность учащихся вести поезд по конкретному участку Западно-Сибирской железной дороги в любое время суток и в любых погодных условиях.

В 2014 году из стен школы выйдут 1 567 человек, из них 365 – прошедших подготовку и 1 202 – повысивших квалификацию.

 

Литва выделила дополнительные средства на распространение литуанистики за рубежом

ИА REGNUM, 31.07.2014

 

Министерство образования и науки Литвы выделило литовским учреждениям и организациям литуанистского неформального образования финансирование в размере более €50 тыс. Средства выделены на учебно-методические материалы, обучение, создание и приобретение прочего материально-технического обеспечения. В рамках программы финансируются 33 проектов в двенадцати странах мира, в частности в США, Ирландии, Норвегии и России (Калининградская область). На конкурс поданы уже 42 заявки.

По словам министра образования и науки Дайнюса Павалкиса, поддержка литуанистского обучения стимулирует иностранную литовскую молодежь поддерживать связь с Литвой через язык, историю и культуру. Более того, такие образовательные программы укрепляют чувство принадлежности молодежи к литовской нации.

Финансирование выделено на проекты, направленные на долгосрочную и последовательную литуанистскую деятельность, на развитие литуанистского образования, обновление способов обучения, обучение этнической культуре и языку. Будет возобновлена работа литовской школы в Австрии, расширяется литуанистское обучение в Бразилии и Австралии, новыми средствами обучения будут обеспечены литуанистские школы в России, Ирландии, Великобритании, Норвегии, Дании, Исландии и США.

В настоящее время в 31 стране мира работают более 160 неформальных образовательных учреждений – литуанистских школ.

 

Более 2 тыс. украинских беженцев подали документы в вузы России

РИА Новости, 28.07.2014

 

Более 2 тыс. беженцев из Украины выразили желание получить высшее образование в России. По данным Минобрнауки РФ, для них квота расширена до 2,5 тыс. мест. Ранее по поручению Президента РФ Владимира Путина был сформирован перечень из 13 вузов, которые осуществляли прием украинских беженцев. Квота по приему составляла 1575 мест.

Донским вузам на треть увеличили квоту для украинских беженцев. Список российских федеральных вузов, принимающих переселенцев, также расширен до 17 организаций высшего образования. Дополнительно прием будут вести Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Ростовский государственный строительный университет, Воронежский государственный университет и Псковский государственный университет.

Прием документов осуществляется до 10 августа 2014 года (при наличии творческих испытаний — до 5 августа), вступительные экзамены проводятся до 15 августа. Для украинских беженцев, поступающих в вузы России, предоставлены все необходимые условия, в том числе бесплатное размещение в общежитиях вузов в день подачи заявления. Вместе с тем, преподаватели и сотрудники вузов оказывают посильную гуманитарную помощь всем нуждающимся абитуриентам и их семьям. При необходимости организовано трехразовое питание для нуждающихся абитуриентов из Украины.

 

В школах Грузии вновь появятся медпункты

Новости-Грузия, 30.07.2014

 

Медицинские кабинеты с нового учебного года вновь появятся в общеобразовательных школах Грузии. На первом этапе проект охватит 100 учебных заведений. Медицинские кабинеты в школах будут оснащены необходимым инвентарем, а также обеспечены медикаментами. В рамках проекта школьный врач будет оказывать своевременную первую медицинскую помощь ученикам, планировать и осуществлять мероприятия по способствованию улучшения здоровья и работать над превенцией хронических заболеваний и школьного травматизма.

Кроме того, школьный врач будет распространять информацию об иммунизации и механизмах превенции инфекционных заболеваний, а также предоставлять дирекции и классным руководителям рекомендации о состоянии здоровья ребенка.

В медпунктах будут работать сертифицированные врачи, практикующие по специальности «Семейная медицина и педиатрия». Отбирать медперсонал будет Министерство здравоохранения Грузии, которое будет вести мониторинг их деятельности. При этом врачи пройдут соответствующую переподготовку. А Министерство образования и науки Грузии возьмет на себя отбор пилотируемых школ, в которых приведет в порядок инфраструктурную и материально-техническую базу.

 

В России создадут центры по работе с одаренными детьми

Взгляд, 28.07.2014

 

Согласно плану первоочередных мероприятий Минобрнауки РФ на 2015-2017 гг., начать реализацию проекта по созданию центров по работе с одаренными детьми предполагается в следующем году. Затем разработанные образовательные методики станут бенчмарком для других организаций образования.

Центр по работе с одаренными детьми будет заниматься разработкой методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки способных учеников для последующего применения в среднеобразовательных школах.

В настоящее время решается вопрос о создании Федерального ресурсного центра на базе одного из центров дополнительного образования для одаренных детей. Общий вопрос «О проекте концепции развития дополнительного образования детей» обсуждался в рамках заседания Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России в начале июля т.г. На заседании также были сформулированы предложения по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

На данный момент в России слабо развиты образовательные учреждения для обучения одаренных детей. Ранее сообщалось о планах открытия в 2015 г. школы-интерната для одаренных детей при Московском государственном университете.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: М. Алпысбаева,

К. Манакова, Н. Черкашина и E. Коротких