Вы здесь

Дайджест образования выпуск №9 (01.08.14-08.08.14)

Версия для печатиPDF version

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

 

Десятки тысяч людей в Дании не получили среднее образование

Copenhagen Post, 05.08.2014

 

Согласно статистике Министерства образования Дании, 78 тыс. молодых людей страны в возрасте от 15 до 24 лет имеют неоконченное среднее образование, что составляет 14% от всей возрастной группы.

Правительство планирует увеличить число молодых людей со средним образованием до 95%. По планам правительства, 93% молодых людей заданной возрастной группы, имеющие по состоянию на 2012г. лишь базовое среднее образование, получат полное среднее образование к двадцатипятилетнему возрасту.

Справочно: Среднее образование в Дании является обязательным с 7 до 16 лет, однако доля населения с оконченным средним образованием составляет лишь 86%. В Дании существуют система независимых школ (Efterskole) для детей от 14 до 18 лет, не окончивших среднюю школу по какой-либо причине. Обучаясь по индивидуально разработанному плану в данных школах, молодые люди имеют возможность получить полное среднее образование.

Однако министр образования Дании Кристин Анторини (Christine Antorini) заинтересована в предотвращении проблемы на начальном этапе – т.е., в повышении качества текущей системы среднего образования. При этом в качестве бенчмаркинга она указывает на пример слияния учреждений ТиПО и школ в некоторых регионах страны, которые могут помочь молодым людям завершить среднее образование.

 

В Китае растет уровень безработицы среди выпускников вузов

Epoch Times, 05.08.2014

 

Увеличение числа студентов в вузах Китая приводит к росту безработицы среди выпускников. По данным Министерства человеческих ресурсов и социальной защиты Китая, только 560 тыс. из 7,27 млн. (7,7%) выпускников вузов нашли постоянное место работы в течение полугода после окончания учебного заведения. В 2014 г. количество выпускников вузов возросло на 300 тыс. по сравнению с 2013 г. и на 1 млн. по сравнению с 2010 г.

В связи со сложной ситуацией на рынке труда, многие выпускники вузов предпочитают продолжить свое обучение. По словам многих выпускников, на данный момент рынок труда переполнен, поэтому даже диплом ведущего вуза не гарантирует трудоустройство. Кроме того, ожидания многих выпускников не совпадают с квалификационными требованиями работодателя.

Однако показатель трудоустройства (7,7%) не учитывает студентов, которые получают послевузовское образование либо обучаются за границей, а также самозанятых выпускников. Тем не менее, количество студентов, продолжающих свое образование в Китае после окончания вуза, возросло на 1,7 млн., а количество учащихся за рубежом – на 500 тыс.

 

Правительство Индии вовлечет студентов в свою работу

Economic Times, 06.08.2014

 

Министерство развития человеческих ресурсов Индии объявило о возможности прохождения практики в правительстве для молодых специалистов. Данная программа будет действовать для студентов высших учебных заведений страны. Основной идеей является вовлечение талантливой молодежи в деятельность правительства, в том числе в значимый для учащихся сектор образования.

Правительству данная программа позволит найти новые подходы к формированию политики государства и внедрению инноваций в области образования. Молодые специалисты получат возможность ознакомиться с деятельностью правительства и активно участвовать в формировании образовательной политики.

Программа открыта для всех граждан Индии, в том числе учащихся за рубежом. Прохождение практики доступно студентам четырехлетней программы бакалавриата, начиная со второго курса.

В год практику будут проходить шесть потоков студентов, по 6 человек в каждом потоке. Продолжительность практики составит два месяца, с возможностью продления до полугода.

Заявки будут рассматриваться отборочным комитетом. Прошедшие отбор практиканты будут распределяться по отделам. Программа начнет действовать с 1 октября 2014г.

 

В Великобритании сократились факультативные занятия начальных школ

The Guardian, 04.08.2014

 

В Великобритании сократилось количество учащихся начальной школы, посещающих внеклассные занятия по музыке, актерскому мастерству и танцам. За период между 2010-2013гг. количество учащихся начальных классов, занимающихся музыкой, снизилось с 55% на 36%, актерским мастерством – с 49% на 33% и танцами – с 45% на 29%.

По мнению представителей оппозиции, правительство страны, преуменьшая пользу факультативных занятий в начальной школе, намеренно сокращает бюджетные средства на их проведение. При этом с 2010 года в каждом третьем регионе страны наблюдается существенное сокращение количества школьных клубов и кружков.

Правительство Великобритании всерьез обеспокоено сложившейся ситуацией и ее негативным влиянием на развитие креативности и творческого потенциала детей. Так, Департамент образования Великобритании инвестировал £340 млн. в развитие музыкального и культурного образования. В июле т.г. было заявлено о дополнительном инвестировании £18 млн. в музыкальное образование для детей из малообеспеченных семей.

 

В Китае могут отменить требования к учащимся любить Коммунистическую партию

South China Morning Post, 02.08.2014

 

Образовательные учреждения Китая могут отменить требования о любви учащихся к Коммунистической партии. Данное предложение впервые было представлено в 2004г. в дополнениях Министерства образования к Национальному руководству для учащихся школ. В Национальном руководстве требование «любить людей и Китайскую коммунистическую партию» было заменено на «любить страну, уважать национальный флаг и герб, с торжественностью петь национальный гимн». Кроме этого, учащиеся также должны «знать историю и общие сведения о своей стране». Упомянутые рекомендации будут представлены к общественному рассмотрению до 20 августа т.г.

Справочно: Национальное руководство для учащихся школ в Китае – раздел Национального плана по среднесрочному и долгосрочному развитию и реформам образования (China’s National Plan for Medium and Long-term Education Reform and Development). В настоящее время действительным является десятилетний Национальный план, принятый на период с2010 по 2020гг. в соответствии со стратегическим планом мероприятий 17-ого Национального конгресса коммунистической партии КНР.

Благодаря нововведениям Национальное руководство для учащихся школ будет оптимизировано и дополнено новыми рекомендациями, которые направлены на активное участие в волонтерской работе и соблюдение здорового образа жизни.

 

Во Вьетнаме планируется изменение формата выпускных экзаменов для школьников

Vietnam. Net, 05.08.2014

 

Согласно решению Министерства образования Вьетнама, с 2015г. выпускники школ будут сдавать один национальный экзамен вместо двух: выпускного школьного экзамена и вступительного экзамена в вуз.

Решение о формате экзамена пока не принято, однако уже определены три варианта проведения единого экзамена. Согласно первому варианту, выпускники должны будут сдавать экзамен по трем обязательным предметам (математика, литература и иностранные языки) и одному предмету по выбору (физика, химия, биология, история или география).

Второй формат проведения экзамена предусматривает тестовые задания из вышеуказанных обязательных предметов, но с выбором между естественными (физика, химия и биология) и гуманитарными дисциплинами (история и география).

Согласно третьему варианту, экзамен будет состоять из четырёх обязательных составляющих: 1) компонент по иностранному языку; 2) по математике и информатике; 3) по физике, химии, биологии и технологии и 4) по литературе, истории, географии и этике.

Пробный вариант экзамена из тестовых заданий по двум обязательным и двум предметам по выбору уже был проведен в одной вьетнамской школе. Однако при использовании данного формата существуют риски неэффективной оценки компетенций учащихся. Более того, подобный экзамен побуждает учащихся концентрироваться на изучении только необходимых предметов в ущерб остальной школьной программе.

В этой связи, третий вариант экзамена, состоящий из четырех обязательных компонентов, на данный момент остается наиболее предпочтительным для Министерства образования Вьетнама.

 

В Израиле запускают новую образовательную программу

Jerusalem Post, 06.08.2014

 

Министерство образования Израиля объявило о запуске новой программы «Значимое обучение» (Meaningful Learning) на 2014-2015 академический учебный год.

В рамках данной программы будет введена новая модель обучения, реформирующая содержание, форму и методы обучения. Программа нацелена на подготовку выпускников, вносящих вклад в развитие общества и государства.

Цель данной программы – обеспечить разносторонний подход к обучению, уделяя внимание общеобразовательному, научному и социальному аспектам воспитания. Кроме того, особое внимание уделяется активному вовлечению учащихся в общественную деятельность.

Согласно плану, учащиеся приступят к сдаче экзаменов для поступления в вузы в 11-м, а не 10-м классе, как это было ранее.

Справочно: выпускные школьные экзамены в Израиле проводятся с 10 по 12 класс. Каждый год ученики сдают новый экзамен. Так, например, в конце 10 класса учащиеся сдают экзамен по проверке знаний иврита, а в 11 классе – истории.

Теперь экзамены будут покрывать 70% изученного материала, а оставшиеся 30% будут оцениваться на основе защиты выпускной научно-исследовательской работы.

За время обучения в школе ученики должны будут освоить предметы по естественным и гуманитарным наукам, а также наработать около 180 часов индивидуального и группового волонтерского опыта в течение трех лет.

 

НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

В Азербайджане увеличилась продолжительность учебного года

Biznesinfo.az, 06.08.2014

 

Правительство Азербайджанской Республики одобрило предложение Министерства образования по продлению учебного года до 14 июня (вместо 31 мая).

Дата начала учебных занятий в школах остается неизменной – 15 сентября.

По данным Министерства образования, в Азербайджане всего 32 учебные недели. В других странах средний учебный период составляет 38 недель, а в некоторых – до 43 недель. По словам заместителя министра образования Джейхуна Байрамова, современная учебная программа с годами усложняется. Сокращение учебного периода увеличивает учебную нагрузку, что приводит к недовольству родителей.

По словам представителя Министерства образования Айдына Мамедова, среднее число учебных недель в общеобразовательных школах Азербайджана будет составлять 32.8. Соответственно, в школах с пятидневным рабочим графиком учебный год составит 164 учебных дня, а в школах с шестидневным учебным графиком – 197 дней.

 

В Узбекистане создаются четыре новых учреждения науки

Anons.uz, 04.08.2014

 

В Узбекистане продолжается оптимизация структуры научных учреждений Академии наук для укрепления интеграции академической науки и высшего образования.

На базе упраздняемого Института востоковедения образуется Центр восточных рукописей им. Абу Райхана Беруни при Ташкентском государственном институте востоковедения. Созданный центр займется обеспечением сохранности, систематизации и реставрации древних восточных рукописей и исторических документов на восточных языках, а также созданием их электронной базы. Он также займется составлением научных описаний и подготовкой переводов рукописей с их публикацией на узбекском и иностранных языках в средствах массовой информации и сети Интернет.

Исследования упраздняемого Института химии и физики полимеров продолжит Научно-исследовательский центр химии и физики полимеров при Национальном университете Узбекистана. Его специалисты будут разрабатывать новые и совершенствовать действующие технологии синтеза и переработки природных и синтетических полимеров.

Ученые совместно со студентами проведут углубленные исследования в области нанокомпозитных полимерных материалов, создания и внедрения в отраслях экономики полимерных препаратов и материалов местного производства.

 

В Новосибирской области создадут технопарк для одаренных детей

ИА REGNUM, 05.08.2014

 

В октябре на базе Центра информационных технологий технопарка Новосибирского Академгородка начнет функционировать региональный ресурсный центр по работе с одаренными детьми под названием «Детский технопарк».

Центр будет оборудован передовыми технологиями для занятия определенным видом исследовательской и образовательной деятельности. К примеру, в технопарке будет создан «Полигон электроники и робототехники». Здесь дети смогут работать с готовыми андроидными роботами и изготавливать собственные машины из конструкторских робототехнических наборов. Кроме того, школьникам будут доступны паяльные станции в комплекте с расходными материалами, цифровые запоминающие осциллографы, компьютерная техника с необходимым программным обеспечением.

По данным областного правительства, возможность подготовки в детском технопарке получат воспитанники специализированных и инженерных классов школ Новосибирской области, а также профильных учреждений дополнительного образования. Стажировка в технопарке предполагает бесплатные долгосрочные образовательные программы, а также краткосрочные семинары и мастер-классы.

Финансирование создания и функционирования технопарка осуществляется за счет областного бюджета. Преподавателями-экспертами детского технопарка станут профессора Новосибирского государственного университета, институтов Сибирского отделения РАН и специалисты инновационных компаний Технопарка Академгородка.

 

Университеты Молдовы могут остаться без студентов

Polpred, 04.08.2014

 

Молдавские вузы испытывают острую нехватку абитуриентов. Эксперты связывают это с ужесточением правил сдачи выпускных экзаменов в лицеях и низкой конкурентоспособностью университетов страны. Согласно данным Министерства образования Молдовы, в этом году диплом бакалавра, необходимый для поступления в вуз, получили 15,5 тыс. выпускников лицеев и учащихся колледжей.

Справочно: в Молдове учащиеся по окончании лицея сдают экзамены на получение диплома бакалавра для поступления в университет.

С каждым годом в Молдове сокращается количество вузов и численность студентов. По данным Национального бюро статистики, в 2013-2014 учебном году число студентов по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 5,2 тыс. человек. Этим летом набор абитуриентов объявили 32 университета страны – в два раза меньше, чем год назад.

Среди причин сокращения числа вузов специалисты называют отрицательную демографию, ужесточение правил сдачи экзаменов на получение диплома бакалавра для выпускников лицеев и учащихся колледжей. Так, в этом году из 27,4 тыс. кандидатов экзаменационные тесты успешно сдали лишь 15,5 тыс. человек (56%). Глава Агентства по обеспечению качества обучения Анатол Топалэ связывает данный результат с большим процентом кандидатов, не сдавших вступительный экзамен в прошлом году – 22%. В качестве другой причины он назвал ужесточение правил приема экзаменов.

С этого года Министерство образования также запретило прием документов у абитуриентов без диплома бакалавра, которые получают только выпускники лицеев. Теперь аттестат зрелости по окончании школы не является достаточным основанием для поступления в вуз. Тем не менее, желающие могут самостоятельно сдать экзамен на получение диплома бакалавра.

Кроме того, по новым правилам Министерства, отменена 65%-ная квота на бюджетные места для абитуриентов из сельской местности и 20%-ная квота для выпускников русскоязычных лицеев.

Еще одна причина резкого сокращения числа абитуриентов – это низкая конкурентоспособность молдавских вузов. На сегодняшний день многие выпускники стремятся получить образование за рубежом, где предоставляются возможности бесплатного обучения. К примеру, Румыния выделила для молдавских абитуриентов свыше 4 тыс. мест в университетах, Россия – 574, Украина – 100 и Болгария – 128. Граждан Молдовы также принимают по квотам такие страны как Турция, Греция, Китай, Чехия, Венгрия, Словакия и Литва. По статистическим данным, ежегодно с целью обучения из Молдовы за границу уезжают около 6 тыс. человек.

 

В Украине вступит в силу новый закон о высшем образовании

ИА Форум, 06.08.2014

 

В Украине 6 сентября 2014 г. вступит в силу новый закон о высшем образовании. При этом ограничение максимальной учебной нагрузки на одну ставку научно-педагогического работника в 600 часов на учебный год вступит в силу 1 сентября 2015 г.

1 января 2016 г. вступит в силу положение закона об отмене личной подачи абитуриентами документов в высшие учебные заведения. Теперь абитуриент должен будет подать заявление со списком приоритетных специальностей и вузов уполномоченному лицу, проводящему внешнее независимое тестирование.

Закон также устанавливает пять академических степеней в вузах страны: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии и доктор наук.

По словам министра образования и науки Сергея Квита, степень кандидата наук будет автоматически приравнена к степени доктора философии, а степень специалиста – к магистру.

Кроме того, законом предусмотрено функционирование Национального агентства по обеспечению качества высшего образования как независимой организации, которая будет осуществлять внешнюю оценку качества высшего образования.

Согласно закону, обучение во всех вузах осуществляется на государственном языке. Однако вуз имеет право принимать решение о преподавании одной или нескольких дисциплин на английском или других иностранных языках, при условии обеспечения знаний по соответствующей дисциплине также и на государственном языке.

 

В Эстонии снижается интерес к образовательным кредитам

Baltic Course, 05.08.2014

 

Крупнейшие в Эстонии коммерческие банки Swedbank и SEB отмечают ежегодное снижение интереса студентов к получению образовательных кредитов.

В прошлом году Swedbank выдал 1800 новых образовательных кредитов. По мнению руководителя отдела кредитования для частных лиц Swedbank Мерле Соомере, ими интересуется все меньшее количество студентов.

Снижение количества получения образовательных кредитов обусловлено различными причинами. Первая – это увеличение числа государственных грантов. Вторая – уменьшение числа учащихся, а третья – увеличение числа студентов, работающих параллельно с учебой.

Первокурсники составляют подавляющее большинство лиц, прибегающих к получению займа на обучение. Учащиеся же старших курсов предпочитают обходиться без образовательного кредита.

В прошлом году другой крупный работающий в Эстонии банк SEB выдал 800 новых образовательных кредитов. Специалисты этого банка также отмечают снижение спроса на образовательные кредиты. Руководитель отдела по развитию частного кредитования банка SEB Трийн Мессимас связывает это со снижением количества банковских льгот при погашении учебного кредита.

 

В Волгоградской области финансовая помощь частным детсадам выросла в два раза

ИА REGNUM, 01.08.2014

 

В Волгоградской области из областного бюджета планируется выделить порядка 88 млн. рублей на поддержку предпринимателей, занятых в сфере образования.

Объем финансовой помощи в этом году по сравнению с 2013 г. увеличен более чем в два раза: в прошлом году из региональной казны было выделено на эти цели более 42 млн. рублей. Эти средства негосударственные школы и детские сады могут потратить на оплату труда педагогических работников, приобретение учебников, технических средств обучения и других материалов.

На сегодняшний день в Волгоградской области действует 14 негосударственных школ, в них обучаются более 1,9 тыс. человек, в том числе 166 детей дошкольного возраста. Еще около 1 тыс. детей от 0 до 7 лет получают образовательные услуги в частных детских садах.

В департаменте образования и науки Волгоградской области подчеркивают рост популярности частных школ и детсадов. В профильном ведомстве пояснили, что на региональном уровне предусмотрены меры поддержки негосударственного сектора и предпринимательства в области дошкольного образования.

Кроме того, в Волгоградской области принята государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2016гг.», которая обеспечивает поддержку предпринимателей-владельцев частных школ и детских садов. Одно из мероприятий документа предусматривает субсидирование бизнеса.

Этот вид поддержки оказывается на конкурсной основе и предусматривает компенсацию затрат, связанных с развитием центров раннего развития. Размер компенсации определяется из расчета 80% понесенных заявителем затрат. Максимальная сумма субсидии на одного заявителя составляет 500 тыс. рублей. В 2013 году бюджетную поддержку по итогам конкурса получили пять негосударственных детских образовательных центров. На их развитие было выделено около 2,5 млн. рублей.

 

___________________________________

Над дайджестом работали: М. Алпысбаева,

К. Манакова, Н. Черкашина и E. Коротких