Вы здесь

Качественный сравнительный анализ выполнения тестовых заданий выпускниками специализированных организаций образования для одаренных детей

Версия для печатиPDF version

Астана, 10 августа 2015 года Департамент развития среднего образования АО «Информационно-аналитический центр» МОН РК подготовил аналитический сборник «Анализ результатов единого национального тестирования». Как отмечают эксперты, практика ежегодного проведения ЕНТ играет важную роль в достижении стратегических целей модернизации казахстанского образования. Материалы аналитического сборника содержат статистические данные об итогах ЕНТ-2015 в аспекте сравнительного анализа результатов тестирования по общеобразовательным предметам, в разрезе регионов и динамике двух лет.

Анализ направлен на выявление основных тенденций в уровне и качестве подготовки выпускников общеобразовательных школ и определение возможных путей совершенствования образовательного процесса. Анализ и интерпретация результатов ЕНТ-2015 проведены на основе данных, предоставленных Национальным центром тестирования.

В сборнике впервые представлен качественный сравнительный анализ выполнения тестовых заданий выпускниками специализированных организаций образования для одаренных детей. Данный контекст позволяет более объективно оценить учебные достижения школьников, получающих образование по специализированным учебным программам (элитарное образование).

Отмечается, что в процедуре ЕНТ-2015 приняли участие 4 171 выпускник из 111 специализированных организаций образования (всего 121 школа). В региональном аспекте превалирующая их доля из общего числа школ, участвовавших в тестировании, приходится на города Алматы и Астана, а также Павлодарскую область. Как отмечают эксперты, данная категория школ отличается от обычных дополнительной учебной нагрузкой по предметам специализации, что положительно влияет на уровень успеваемости школьников и их результативность на ЕНТ. Так, средний балл выпускников составил 95,99 балла, что выше республиканского показателя на 16,57 балла. Наиболее высокие результаты зафиксированы в областной специализированной школе-интернате для одаренных детей в городе Уральск.

- Учащиеся специализированных школ с военным, спортивным, музыкальным направлениями менее успешно справились с тестовыми заданиями, - отметили эксперты в своем аналитическом сборнике.

Так, самый низкий средний балл зафиксирован в областной школе-интернате для одаренных в спорте детей в городе Талдыкорган, 32 выпускника которой (59,3%) набрали менее 50 баллов.

При этом всего выявлено 11 школ, чьи результаты ниже значения среднего балла по стране. Среди организаций образования с низкими результатами, выделили 4 специализированные школы, где половина и более выпускников набрали от 0 до 49 баллов. Наибольшее количество таких школьников зафиксировано в специализированной мужской школе-лицее-интернате «Жас улан» имени Ш.Уалиханова для одаренных детей в городе Семей (20 из 30 человек).

В целом в процедуре ЕНТ-2015 приняло участие 83 262 выпускника (66,9% от их общего количества) из 4 922 школ республики. Отмечается, что данный показатель ниже контингента 2014 года (-2%). Эксперты снижение доли участников тестирования в некоторой степени связывают с увеличением числа выпускников, принявших участие в различных международных олимпиадах. - Другой причиной может служить поступление учащихся в ВУЗы ближнего и дальнего зарубежья, где не требуется сертификат о сдаче ЕНТ, - считают они.

При этом, количество пунктов проведения ЕНТ увеличилось на 10 единиц, что свидетельствует о расширении доступа учащихся из сельских районов к сдаче тестирования (2014 – 155, 2015 – 165 ед.).

Общий итог участников тестирования составил 79,42 балла, что выше показателя 2014 года на 2,5 балла. Сравнительный анализ результатов тестирования выпускников за прошедшие четыре года показывает стабильный рост среднего балла, что связано с успешной реализацией эффективных образовательных технологий обучения и высоким уровнем мотивации и подготовки учащихся к тестированию.

Динамика среднего балла ЕНТ за 2011-2015 годы

Наилучшие результаты по тестированию показали города Алматы (92,1 балла) и Астана (86,7 балла).

Самый низкий средний балл набрали выпускники Атырауской области (61,01 балла) при наиболее высокой доле участников (73,2%).

По мнению экспертов, сопоставление результатов тестирования между организациями образования с наиболее высоким / низким средними баллами необходимо не для дифференциации школ, а для того, чтобы исполнительные органы использовали эти данные в процессе принятия мер по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в школах и подготовки выпускников к тестированию.

Доля выпускников, подтвердивших знак «Алтын Белгi» в этом году составила 44,5% из претендовавших 4 397 человек.

Максимально возможные 125 баллов набрали 5 выпускниц (2014 - 4), свыше 100 баллов – 14 467 человек (17,4%).

Не преодолели пороговый балл 12% сельских и 7% городских участников тестирования.

Средний балл выпускников сельских школ ниже городских на 7,35 балла.

Наиболее высокое качество выполнения тестовых заданий по обязательным предметам отмечено по «Казахскому языку» (84,18%), низкое - по «Математике» (62,02).

Более 33% выпускников выбрали в качестве профилирующего предмета «Биологию»; наименее востребованный предмет по выбору – «Французский язык» (0,02%).

Наиболее результативным профилирующим предметом является «Немецкий язык» (18,96 балла).

Эксперты считаю, что для повышения уровня среднего образования необходимо уделить большее внимание слабоуспевающим школьникам и ученикам из социально-уязвимых слоев населения. Также важным аспектом является материально-техническая база школ, обеспеченность библиотечным фондом и информационно-коммуникационными технологиями.

Из позитивных изменений в процедуре ЕНТ эксперты отмечают следующее. Первое, впервые применены ИКТ-технологии для своевременного информирования населения о результатах тестирования: баллы ЕНТ были доступны в онлайн-режиме. Второе, с текущего года выпускникам в аттестат выставляется среднее арифметическое от оценки по предмету по итогам окончания школы и балла ЕНТ (раньше в аттестат шла только оценка ЕНТ) для более справедливой оценки знаний школьников. Третье, применен новый подход к оценке качества подготовки регионов к тестированию: если раньше учитывался лишь средний балл, то в этом году разработан композитный индекс ЕНТ, в который вошли три коэффициента: коэффициент участия, коэффициент нарушений и коэффициент среднего балла.