Вы здесь

Казахстанская школа на пути к стандартам ОЭСР

Версия для печатиPDF version

Ирсалиев С.А.

Президент Акционерного общества «Информационно-аналитический центр» МОН РК

 

В Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства отметил, что индикаторы стран ОЭСР являются базовыми ориентирами нашего пути в число 30 развитых государств планеты, и поставил задачу внедрения ряда принципов и стандартов ОЭСР.

Система образования Казахстана делает значительные шаги на пути к стандартам ОЭСР. В сотрудничестве с этой организацией проводится 8 исследований по всем уровням образования с целью сопоставления с лучшей мировой практикой и выработки приоритетов их развития.

Фокусом первого исследования в 2012-2013 годах, была система школьного образования Казахстана.

Подобные исследования проводились в Великобритании, Норвегии, Турции, Бразилии, Дании, Российской Федерации, Литве, Латвии, Эстонии, Южно-Африканской Республике и др.

Проанализировано более 90 показателей школьного образования Казахстана глубиной до 20 лет. Широкие полевые исследования проводились экспертами Минобразования и науки и ОЭСР в Карагандинской, Южно-Казахстанской и Алматинской областях и в г.Астана. Проведено 250 встреч с руководителями образования регионов, администрацией и педагогами организаций образования всех уровней, родителями, учащимися, международными, неправительственными организациями.

В результатах исследования отмечаются значительные достижения казахстанской школы. Все они имеют место благодаря инициативам и прямым поручениям Главы государства.

Первое. Создана уникальная система выявления и поддержки талантливых детей «Дарын». Она включает в себя организацию участия лучших учеников Казахстана в наиболее престижных международных интеллектуальных конкурсах. Только за последние 15 лет количество обладателей наград выросло с 30 до 1249 т.е. в 42 раза. Создана сеть Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ) для одаренных детей.

Второе. Создана вертикаль контроля качества образования. Она позволяет осуществлять независимый контроль на местах и выравнивать требования ко всем школам, независимо от региона.

Третье. Разработана и успешно применяется на базе НИШ система критериального оценивания. Этот вид оценивания является наиболее объективным и должен быть распространен во всех школах Казахстана. При этом оценка достижений учащихся должна соответствовать заранее известными, четко описанным критериями, позволяющими корректировать индивидуальное обучение каждого ученика. Оценивается степень развития навыков учащихся, таких как знание и понимание, применение, анализ, синтез и оценка знаний.

При критериальном оценивании выносится суждение, насколько хорошо учащийся справился с учебной деятельностью. Критерий имеет краткое описание типа деятельности, ожидаемого от учащегося для достижения определенного результата и схему выставления баллов, где четко указано количество баллов за каждый вопрос и объяснение, почему был выставлен именно такой балл.

Четвертое. В 2012 году был разработан Пятилетний Национальный план по развитию функциональной грамотности школьников. Его реализация будет способствовать улучшению результатов PISA и развитию умения школьников применять полученные знания в жизни.

Пятое. Создана инновационная система повышения квалификации педагогов в сотрудничестве с Кембриджским университетом и Центром педагогического мастерства НИШ. Уже сейчас более 31 000 учителей значительно повысили свой потенциал: освоили самые современные технологии и методики обучения с одновременным повышением зарплаты. Эффективность этой меры подлежит исследованиям.

В то же время, экспертами ОЭСР были определены зоны, требующие особого внимания и дальнейшего совершенствования.

1. Высокая степень дифференциации качества школьного образования. В результате образовался большой разрыв между лучшими и отстающими школами. Например, в этом году разница в баллах ЕНТ между лучшим и худшим регионом составила более 30 баллов или 24%. А разрыв между лучшей и худшей школой составил 75,6 баллов или 60% (от 116,9 до 41,3 балла). Это недопустимо в унитарном государстве. Выпускники слабоэффективных школ не смогут получить дальнейшего качественного образования, обеспечить себе нормальный уровень жизни и, в конечном итоге, внести достойный вклад в экономику государства.

Низкий уровень качества образовательных услуг наблюдается в сельских МКШ. Существуют проблемы в выявлении и своевременной коррекции детей, испытывающих затруднения в обучении.

Мировая практика говорит о том, что самые эффективные системы образования в тех странах, которым удалось добиться минимальной разницы между лучшими и отстающими школами. Например, в странах ОЭСР разница в учебных достижениях по математике составляет от 7% до 24%. Эти страны концентрируют основное внимание на раннем выявлении и поддержке слабоуспевающих учеников и низкоэффективных школ. Они перешли от деления школ для сильных и остальных учеников к школам с едиными равновысокими стандартами.

Эксперты ОЭСР задают вопрос: «Если одаренные дети призваны внести важный вклад в экономическое будущее и процветание Казахстана, то, сколько таких талантливых учеников имеется в стране»? В исследовании PISA ни один казахстанский 15-летний ученик не достиг высшего шестого уровня оценки. Т.е. не смог продемонстрировать умения самостоятельно мыслить, анализировать, выдвигать собственные гипотезы. А 5 уровня достигло всего 0,4% участвовавших в исследовании. Почти половина (48%) показали самый низкий первый уровень выполнения элементарных заданий. При таких показателях заложить основу для устойчивого экономического будущего страны невозможно.

Для сравнения, 55,4% 15-летних школьников из Шанхая и 40% корейских школьников достигли 5 уровня и выше по математике. Казахстанский показатель по данному предмету - 0,9%.

Самый низкий уровень по чтению показали 9,8% школьников Японии и 11,3% школьников Финляндии. Аналогичный показатель Казахстана – 57,1%.

2. Перегруженность учебной программы школы. Эксперты отметили несоответствие содержания образования современным требованиям: большое количество учебных предметов; исключение после 7-го класса предметов, важных для развития воображения, творческих способностей и навыков совместной работы; чрезмерный упор на теорию, а не на практическое применение.

Не сбалансировано время, отведенное на преподавание естественнонаучных дисциплин и математики. Так, в Финляндии общее количество учебных часов в неделю, в среднем 30 (в Казахстане от 33 до 36 часов). В среднем по странам ОЭСР на математику уделяется 214 минут и 202 минуты – естественным наукам в неделю (в Казахстане – 174 и 290 минут соответственно).

Учебная программа средней школы имеет научную направленность. Это затрудняет ее усвоение учениками с более низкой успеваемостью. Они вынуждены тратить практически все свое школьное время на занятия, в которых не очень сильны, и от которых могут получить ограниченную практическую пользу.

Ориентация содержания образования на получение знаний, а не на их применение в жизненных ситуациях, приводит к низкому уровню функциональной грамотности, что и доказывают результаты PISA.

3. Слишком длинная учебная неделя и слишком продолжительные летние каникулы. 6 дневная рабочая неделя не дает достаточно времени для отдыха и личной жизни школьникам и учителям и делает обучение утомительным для всех. В большинстве стран ОЭСР практикуется 5 дневная учебная неделя.

3 месячные летние каникулы ничем не обусловлены. Поэтому эксперты рекомендуют сделать более продолжительными зимние каникулы, что может существенно сэкономить государственные средства на усиленное отопление школ в холодное время. Кроме того, слишком длинные летние каникулы приводят к тому, что дети забывают материал, и в первую четверть много времени тратится на повторение. В целом эксперты рекомендуют сделать учебный год более сбалансированным и равномерным по длительности четвертей и каникул.

4. Несовершенная система оценивания учебных достижений. Отсутствует критериальное оценивание, которое применяется в большинстве стран ОЭСР. В школах до сих пор применяется 5-балльная, а по сути 3-балльная система оценивания. Эксперты отметили, что в журналах отсутствует оценка «1» и крайне редко встречается оценка «2». При таком подходе результаты двух школьников из разных школ, имеющих одинаковые отметки, зачастую несопоставимы.

Отсутствие систем тестирования, которые можно было бы охарактеризовать как «стандартизированные», за исключением ЕНТ, ВОУД которые не охватывают всех учащихся.

Формат ЕНТ требует пересмотра. Он не позволяет в полной мере увидеть уровень знаний и навыков учащихся. Это тест «высокой цены», от которого зависит и подтверждение прошлых результатов, и будущее выпускника. Поэтому прохождение данного экзамена негативно влияет на эмоциональный фон всех его участников. Кроме того, тестирование по пяти предметам в один день создает для учащихся серьезную перегрузку. ЕНТ влияет на приоритеты учителей и учеников. Учителя сосредотачивают свое внимание на учениках с высокой успеваемостью в ущерб менее успешных выпускникам. Они не могут успешно сдать тестирование потому, что были не так хорошо подготовлены. В отношении данных выпускников формируется мнение, что они неспособны и недостаточно умны.Это может еще больше увеличить социальное неравенство.

Необходимо внедрить тестирование по окончании каждого уровня школы, которое может играть очень важную роль в своевременном выявлении слабоуспевающих и потенциально отстающих учеников.

5. Низкий статус профессии учителя. Низкая зарплата, особенно на начальном этапе. В 2013 году работники образования получали всего 64% от средней зарплаты по стране. Система ставки (18 часов в неделю), применяемая в оплате труда, низкие зарплаты учителей и низкая нормативная нагрузка могут стать причиной того, что учитель будет работать неполный рабочий день. От этого страдают и учителя и учащиеся. Учителя вынуждены искать альтернативные источники дохода или брать дополнительную нагрузку (до максимально допустимого количества часов). Учащиеся же испытывают нехватку дополнительной и внеклассной работы по предметам.

Все это не позволяет привлекать лучших абитуриентов на педагогические специальности и лучших претендентов на вакансии учителей в школы.

Мировая практика свидетельствует, что в странах с наиболее успешными системами образования учительская профессия является очень престижной. Например, Финляндия, одна из самых успешных стран по результатам исследования PISA, сумела повысить социальный статус учителей до уровня таких профессий, как медицина и юриспруденция.

6. Низкий уровень инвестиций в образование. Доля ВВП, которая выделяется на образование в Казахстане, намного меньше международных и региональных средних показателей. В 2011 году эта доля составила 3,1% ВВП, а в 2011 году – 3,6%. Средняя доля ВВП, которую страны ОЭСР выделяли учреждениям государственного образования в 2009 году, была значительно больше – 5,4%. Дания, Исландия, Израиль, Корея, Новая Зеландия и США выделяли более 7%.

Назрела острая необходимость в улучшении инфраструктуры школ. На 2013-14 учебный год 2,4% школ были аварийными, а 1,5% школ занимались в 3 смены.

Министерством образования и науки уже начата работа по данным направлениям, в том числе в рамках Госпрограммы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее – ГПРО). В ГПРО заложены показатели и индикаторы, посредством достижения которых и будут решены вышеуказанные проблемы.

Разработан План приоритетных направлений развития образования на 2014-2016 годы. Планом предусмотрены переход на 12-летнее обучение, улучшение инфраструктуры школ, постепенное устранение трехсменных и аварийных школ, повышение статуса профессии педагога и др.

Современные требования к системе образования диктуют необходимость выведения всех школ на одинаково высокий уровень. Для нас ориентир - система НИШ.

Для обеспечения равного доступа к качественному образованию к 2020 году планируется создание 16о ресурсных центров (на сегодняшний день создано 89 таких школ) и организации подвоза для 100% учащихся.

Одним из основных направлений ГПРО обозначен переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого проведены прикладные исследования по научно-методическому сопровождению 12-летней модели обучения. Доработаны проекты ГОСО 12-летнего образования. Разработана часть учебников и УМК, а также система оценивания на основе критериев. Пилотирование 12-летнего образования ведется в 104 школах.

Вопрос изменения школьного календаря в сторону равномерной продолжительности четвертей и каникул, переход на 5-дневную учебную неделю еще требует особого обсуждения и принятия решений.

Планируется дальнейшее развитие ЕНТ с широким использованием компьютерного тестирования и тестов общих способностей.

Повышение статуса профессии педагога также является одним из основных направлений ГПРО. Повышается квалификация педагогов в рамках трехуровневых курсов нового поколения на базе «Өрлеу» и Центров педмастерства при НИШ. Учителя, прошедшие данные курсы, получают от 30% до 100% надбавки к зарплате. За 2012-2013 годы трехуровневыми курсами нового поколения было охвачено 22773 педагогов.

С 2009 года реализуется программа «С дипломом в село». В ней могут участвовать как выпускники вузов, так и молодые специалисты, которые собираются работать и жить в селе не менее 5 лет. Участникам данной программы производится выплата единовременного подъемного пособия в размере 70 МРП, дается бюджетный кредит для приобретения и строительства жилья сроком на 15 лет, со ставкой вознаграждения в размере 0,01% в размере 1500 МРП. Учителя, работающие в селе, получают дополнительные выплаты в 25% .

Расходы государственного бюджета на образование в 2012 году составили 1 311 993 млн. тенге, что на 311 708 млн. тенге больше 2011 года. Доля расходов на образование в 2012 году от ВВП составила 4,1%. Отмечается увеличение расходов из государственного бюджета по всем уровням образования.

В 2012 году доля расходов, инвестированная в строительство и капитальный ремонт школ в Казахстане, была примерно вдвое выше, чем в Корее и Австралии, и втрое выше, чем в странах ОЭСР в среднем. Она составила 29,2% от общих расходов на образование.

Вышеперечисленные системные меры дополнены рекомендациями экспертов ОЭСР, которые необходимо осмыслить и, при необходимости, реализовать.

Успехом любых реформ является общественная поддержка. Тем более в образовании, где все население прямо заинтересовано в его улучшении. Поэтому информационно-аналитический центр МОН, который являлся координатором совместных с ОЭСР проектов в области образования, приглашает всех заинтересованных лиц к активному участию в обсуждении поднятых вопросов.

Мы будем признательны всем, кто откликнется и разместит свои отзывы на нашем сайте – www.iac.kz в гостевую книгу.