Вы здесь

О процедуре вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития - ОЭСР

Версия для печатиPDF version

До последнего времени вопроса о вступлении в ОЭСР не существовало, поскольку Организация считала себя своего рода "закрытым клубом" промышленно развитых стран. Лишь в 1993г. Советом министров ОЭСР было принято решение о возможности расширения Организации за счет приема новых членов.

В ОЭСР нет унифицированных правил вступления в Организацию. В каждом отдельном случае порядок присоединения к ней определяется спецификой экономического положения страны, характером ее отношений с ОЭСР, а также определенными политическими мотивами стран-членов. Вместе с тем существуют определенные требования, которым должны следовать кандидаты на вступление независимо от этих обстоятельств.

Началу процесса вступления предшествует участие страны-соискателя в работе комитетов Организации. В истории ОЭСР не было случая, когда страна вступала бы в нее, не будучи наблюдателем или членом нескольких комитетов. Через работу в комитетах Секретариат и страны-участницы не только знакомятся с социально-экономическим положением потенциального кандидата на вступление, но и судят, в какой степени поведение его представителей отвечает внутренней культуре ОЭСР: откровенность в дискуссиях, способность выслушивать критику и давать самокритичные оценки. Период взаимного ознакомления может продолжаться несколько лет.

Отправной точкой для переговорного процесса о вступлении является решение Совета министров ОЭСР о начале этого процесса, принимаемое на основе заявки претендента, которая может иметь форму соответствующего обращения руководства заинтересованной страны к Генеральному секретарю Организации. Целью переговорного процесса является такое сближение внутреннего законодательства с положениями нормативных актов ОЭСР, которое сделает возможным присоединение страны к ОЭСР. За время своего существования она наработала обширный массив правовых норм, включающих в себя около 40 юридически обязательных решений и более 100 рекомендаций, а также декларации и договоренности. Ни одно государство - член не приняло их полностью, оговорив за собой особые условия по их применению. Однако имеются нормы, которые страна-претендент должна принять безоговорочно. Это требования, содержащиеся в процедурных и финансовых актах Организации, а также в актах, фиксирующих мандат комитетов и групп, в которых участвуют государства-члены.

После решения Совета кандидат должен представить меморандум о том, в какой мере он принимает на себя обязательства по нормативным актам Организации и в какой мере его национальное законодательство совместимо с принимаемыми обязательствами. В отношении юридических актов Организации соискатель может руководствоваться четырьмя вариантами выбора решений: принятие данной нормы, непринятие ее (с обоснованием причин), принятие с оговорками или условиями (с обоснованием их), высказывание просьбы о предоставлении определенного времени для формулирования своей точки зрения. После проведения предварительных переговоров по меморандуму для определения его единого понимания обеими сторонами и внесения в него возможных уточнений и изменений документ передается Секретариатом на рассмотрение в комитеты, которое может проходить с участием национальных экспертов.

Решающим является заключение Комитета по вопросам движения капиталов и невидимых операций, а также Комитета по иностранным инвестициям и многонациональным предприятиям. В них анализируется отношение кандидата к принятому странами ОЭСР Кодексу либерализации движения капиталов и Кодексу либерализации текущих невидимых операций, а также к решениям и рекомендациям Совета, касающимся режима иностранных инвестиций. Эти документы являются своего рода "жестким ядром" нормативных актов ОЭСР. Важное значение с точки зрения критериев членства имеет также возможное прохождение меморандума через комитеты финансовых рынков, окружающей среды, налогов, страхования, а для стран, имеющих выход к морю - Комитета по морскому транспорту. Вопрос о том, для каких комитетов следует готовить меморандум, решается применительно к каждому конкретному случаю вступления. Для Ю.Кореи, например, это комитеты по движению капитала и невидимым операциям, по международным инвестициям и многонациональным предприятиям, по финансовым рынкам, страхованию, морскому транспорту, налоговым вопросам, политике в области охраны окружающей среды.

В ходе последующих переговоров до сведения претендента доводятся соображения комитетов по представленному меморандуму (или меморандумам для отдельных комитетов). Если объем обязательств, по мнению того или иного комитета, достаточно велик, то страна может быть принята в состав отдельно взятого комитета в качестве полноправного члена. К примеру, после того, как компетентный комитет пришел к выводу о том, что, несмотря на ряд исключений, национальный режим Венгрии для иностранных инвесторов в целом соответствует требованиям ОЭСР, ее приняли в состав данного комитета. Таким образом, можно стать полноправным членом комитета еще до вступления в Организацию. В скольких из них надо состоять, чтобы быть принятым-этот вопрос решается индивидуально с каждым претендентом.

Если же объем обязательств, по мнению комитетов, недостаточно велик, от кандидата могут потребовать принять меры в направлении соответствующего сближения национального законодательства с законодательными актами ОЭСР,как это было, например, в случае с Мексикой и восточноевропейскими странами. Впоследствии должен быть представлен новый меморандум, который вновь будет изучаться Организацией. Процедура вступления, таким образом, состоит из последовательных этапов рассмотрения обязательств страны-кандидата, пока государства-члены не сочтут, что взятый ею на себя их объем, равно как и исключений из них, сопоставим со средним по Организации уровнем.

Параллельно, как часть общей процедуры присоединения, рассматривается вопрос о вступлении претендента в автономные организации системы ОЭСР - Международное энергетическое агентство и Агентство по ядерной энергии.

Результатом этой деятельности может быть одностороннее заявление страны о том, что она принимает на себя согласованный по итогам переговоров уровень обязательств и подтверждает свое желание участвовать в работе ОЭСР и ее автономных организаций. За этим следует приглашение стране от имени Совета ОЭСР присоединиться к Конвенции об ОЭСР на согласованных условиях. Страна считается членом ОЭСР после ратификации этой Конвенции и сдачи на хранение ратификационных грамот Правительству Франции как депозитарию. Итогом процесса вступления является принятие Советом Организации резолюции, констатирующей факт принятия в нее нового члена.

Департамент экономического сотрудничества МИД России, март 2000г.