Вы здесь

Справка об Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Версия для печатиPDF version
1. Цели и особенности функционирования ОЭСР.
Организация экономического сотрудничества и развития, созданная в 1961г., является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), которая изначально занималась вопросами координации оказания помощи европейским странам, пострадавшим в результате Второй Мировой Войны, со стороны США и Канады.
Цели ОЭСР сводятся к проведению скоординированной политики, направленной, прежде всего, на обеспечение высокого и устойчивого экономического роста и, как, следствие, повышение жизненного уровня стран-членов. Кроме того, ОЭСР в качестве приоритетных направлений своей деятельности определила продвижение разумных и апробированных экономических теорий в странах-членах Организации и в странах, не входящих в ОЭСР, но идущих по пути экономического развития, а также развитие международной торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.
В рамках ОЭСР осуществляется регулирование важнейших практических вопросов экономических обменов, определяются перспективы социально-экономического развития крупнейших стран мира, а также разрабатываются теоретические подходы к решению новых мировых экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах. 
 
2. Что дает вступление в ОЭСР?
  • Престиж. Прямых финансовых выгод вступление в ОЭСР принести не может, так как Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам. Ценность ОЭСР (и ее собственность) заключается в том, что она является своеобразным клубом по обмену передовым опытом экономической и социальной политики.
  • Обмен опытом. Члены ОЭСР имеют прямой и практически неограниченный доступ к опыту управления рыночной экономикой, накопленному передовыми странами за длительный период (в том числе и к конфиденциальной информации).
  • Повышение рейтингов. Членство в ОЭСР служит своего рода "рейтинговым показателем" как для международных организаций, занимающихся распределением финансовых средств, так и для частных кредитных организаций и инвесторов. Как членство, так и оценка ОЭСР могут оказать непосредственное и позитивное влияние на суверенные рейтинги страны, а значит, и на инвестиционные возможности страны.
​3. Структура ОЭСР.
Основным органом, принимающим решения, является Совет ОЭСР, в который входят постоянные представители всех стран-членов в ранге послов и представитель Европейского союза. Раз в год, под председательством генерального секретаря ОЭСР (с 2006г. этот пост занимет Анхель Гурриа) Совет собирается на министерском уровне, то есть с участием министров экономики или иностранных дел стран, входящих в Организацию или сотрудничающих с ней.
Обсуждение проблем и подготовка решений происходит в комитетах и рабочих группах.
Секретариат ОЭСР состоит из следующих директоратов:
  • Директорат по финансам и вопросам предпринимательства;
  • Директорат по сотрудничеству в воспросах развития;
  • Директорат по торговле и сельскому хозяйству;
  • Директорат по вопросам экономики;
  • Директорат по вопросам образования;
  • Директорат по вопросам занятости, трудовым и социальным вопросам;
  • Директорат по охране окружающей среды;
  • Директорат по вопросам государственного управления и развития территорий;
  • Директорат по статистике;
  • Директорат по науке, технологиям и промышленности.
В настоящее время в состав ОЭСР входит 34 страны.
 
4. Финансирование.
Работа Секретариата ОЭСР финансируется странами-членами. Размер взносов каждого участника в годовой бюджет определяется по формуле, основанной на экономическом потенциал страны. Наибольшая доля в финансировании принадлежит США, затем следует Япония, Германия, Франция, Великобритания.
Годовой бюджет ОЭСР составляет 345 млн. евро.
 
5. Комитеты.
Представители стран-членов ОЭСР встречаются между собой и обмениваются информацией в рамках соответствующих профильных комитетов. Эти комитеты, в работе которых принимают участие представители национальных правительств или соответствующих постоянных миссий стран-членов, расположенных, как и Секретариат, в Париже. Вся работа осуществляется под руководством Совета, наделенного полномочиями по принятию решений. В Совет входит по одному представителю от каждой страны-члена, а также представитель Европейской комиссии. Совет проводит свои заседания на регулярной основе на уровне послов стран-членов при ОЭСР, на этих заседаниях вырабатываются общие направления деятельности Организации. Раз в год проводятся заседания Совета на уровне руководителей министерств, когда в его работе принимают участие министры иностранных дел, финансов и т.д., которые поднимают наиболее важные вопросы и обращают на них внимание общественности, а также устанавливают приоритеты работы ОЭСР на предстоящий год.
Специализированные комитеты проводят свои заседания для выработки новых идей и оценки прогресса, достигнутого в более узких областях, как, например, в торговле, в управлении предприятиями государственного сектора, в области содействия развитию, в области финансовых рынков и т.д. В состав органов ОЭСР входит более 200 комитетов, рабочих и экспертных групп.
Все Комитеты ОЭСР собираются два раза в год и только на полтора дня. На заседаниях Комитетов утверждается план работы Комитета, рассматриваются обзоры стран.
С 2013 года процедура вступления в Комитет ОЭСР изменилась, если раньше достаточно было направить письмо-заявку, то сейчас все страны, не являющиеся членами ОЭСР, но участвующие в нескольких ее программах, проектах, а также заседаниях Комитетов признаются странами-партнерами ОЭСР.
Каждый Комитет утверждает 2-х летний план участия для стран, не являющихся членами ОЭСР.
Нынешний формат сотрудничества включает в себя:
  1. Статус приглашенного - не дает права голоса, не налагает финансовых обязательств на страну. Приглашаются по усмотрению Комитета, при условии включения в План участия.
  2. Статус участника - имеют право участвовать во всех заседаниях Комитета, рабочих группах, форумах в течение неограниченного периода времени. Участники принимают на себя все положения и условия Комитета, включая внесение ежегодного взноса в размере 10 600 евро за участие в Комитете или 3 600 евро за участие в каждом рабочем органе Комитета (но не более 10 600 евро за участие в рабочих органах Комитета). Участник имеет право вносить темы для включения в Повестку дня, участвовать в дискуссии, но не принимает участие в процессе принятия решений.
  3. Статус ассоциированного члена - имеют право участвовать в процессе принятия решений, за исключением вопросов, рассматривающих присоединение страны к Комитету. Предполагает внесение ежегодного взноса в размере от 20 000 до 50 000 евро
​Комитеты проявляют большую открытость к вопросу присоединения страны, если практика страны, по их мнению, является примером успешного опыта в отрасли. Комитеты также поощряют осуществление сотрудничества через свои рабочие органы и глобальные форумы. Активное участие страны в инициативах Комитета, заседания и встречах его рабочих групп и глобальных форумах также признается одним из инструментов, способствующих принятию страны в качестве участника или ассоциированного члена.
 
6. Сотрудничество Республики Казахстан с ОЭСР.
В соответствии с поручениями Главы государства с 2010 года ведется работа по углублению взаимодействия с ОЭСР.
С целью координации этой работы постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2010 года №1406 создан Совет по взаимодействию с ОЭСР. Рабочим органом Совета является Министерство экономики и бюджетного планирования РК.
С 2013 года Казахстан является сопредседателем Центрально-азиатской инициативы Евразийской программы конкурентоспособности ОЭСР наравне со странами Европейского Союза. Казахстан стал первой страной - не членом этой организации, вошедшей в состав этого управляющего органа.
Сопредседателем Управляющего комитета Центрально-азиатской инициативы является помощник Президента РК Орынбаев Е.Т.
Казахстан активно сотрудничает с ОЭСР по двум направлениям:
Первое. Реализация совместных с ОЭСР проектов.
Второе. Углубление сотрудничества с Комитетом ОЭСР в долгосрочной перспективе.
В рамках первого направления реализуются два проекта, которые софинансируются Казахстаном и Европейским Союзом. Проекты осуществляются в рамках Центрально-азиатской Инициативы Евразийской программы конкурентоспособности ОЭСР. Указанные проекты направлены на оптимизацию системы государственного регулирования и повышение инвестиционной привлекательности МСБ в трех пилотных регионах.
Со следующего года запланирована реализация трех новых проектов в сфере недропользования, инноваций и секторальной конкурентоспособности. 
В период с 2010 по 2013 годы экспертами ОЭСР проведены обзоры инвестиционной и аграрной политики. Сейчас проводится функциональный обзор, территориальный обзор, обзор регуляторной политики и обзор политики в сфере среднего образования.
В 2014 году ОЭСР предлагает провести еще один обзор инвестиционной политики Казахстана для анализа прогресса Казахстана в указанной сфере.
В рамках второго направления проводится работа по дальнейшему углублению сотрудничества с ОЭСР через последовательное внедрение рекомендаций ОЭСР. Это предполагает приведение норм национального законодательства в соответствие со стандартами Организации.
В настоящее время Казахстан сотрудничает с двенадцатью Комитетами и тремя Глобальными форумами ОЭСР.
Казахстан - участник Комитета по индустрии, инновациям и предпринимательству, Комитета по стали.
Казахстан стал постоянным участником Глобальных форумов по сельскому хозяйству, по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях, конкуренции.
С 2007 года Казахстан является участником антикоррупционной сети ОЭСР в рамках проведения обзоров по Стамбульскому плану действий.
Сотрудничество осуществляется с Комитетами по образованию, территориальному развитию, государственному управлению, регуляторной политике, здравоохранению, статистике и стали.
 
7. Проект Страновой Программы.
По итогам поездки Премьер-министра РК Ахметова С.Н. 20 сентября 2013г. в г.Париж Советом ОЭСР была предложена инициатива подписания Рамочного соглашения или Страновой программы.
Целью принятия Страновой программы является расширение сфер сотрудничества и охвата новых сфер, в которых данная организация обладает значительным опытом и потенциалом, а также структурирование взаимодействия сторон.
Программа нацелена на внедрение правовых инструментов ОЭСР  деклараций ОЭСР, резолюций и рекомендаций Совета ОЭСР. Присоединение к некоторым из них требует ратификации и соблюдения определенных международных норм в Казахстане, действующих в странах-членах ОЭСР.
В рамках проекта Страновой программы на 2014-2016 годы была предложена реализация проектов и обзоров ОЭСР. Срок реализации проектов и обзоров может отличаться - от 3 до 48 месяцев. Ожидается, что все проекты обзоры будут финансироваться казахстанской стороной. Общая стоимость реализации указанных проектов составляет около 2 млн. евро без учета членских взносов в Комитеты и рабочие группы ОЭСР.
Ожидается, что программа по Казахстану будет одобрена резолюцией Совета ОЭСР в феврале 2014 года.
 
Участие Казахстана в Комитетах и рабочих органах ОЭСР
1. Комитет государственного управления МЭБП Казахстан сотрудничает в рамках проведения функционального обзора
2. Комитет по здравоохранению МЗ Налажены двусторонние отношения
3. Комитет по инвестиция МЭБП Казахстану предложено присоединиться к Декларации по международным инвестициям и мультинациональным предприятиям
4. Комитет по конкуренции АЗК ОЭСР предложено провести обзор политики в сфере защиты конкуренции в 2015 году
5. Комитет по образованию МОН
Казахстан участвует в программе ОЭСР PISA. Проекты между Казахстаном и ОЭСР в сфере образования: "Обзор национальной образовательной политики: Среднее образование в Казахстане";
"Обзор ОЭСР по техническому и профессиональному образованию";
"Обзор политики по улучшению эффективности использования ресурсов в школах";
"Исследование ОЭСР по раннему образованию и уходу за детьми".
6. Комитет по индустрии, инновациям и предпринимательству МИНТ Участник с 2013 года 
7. Комитет по стали МИНТ Участник 
8. Комитет по политике в области территориального развития МРР Участвует в рамках проведения обзора территориальной политики
9. Комитет регуляторной политики МРР Казахстан сотрудничает в рамках проведения функционального обзора
10. Комитет по охране окружающей среды МОСВР Налажены двусторонние отношения
11. Комитет по статистике АС Налажены двусторонние отношения
12. Комитет по вопросам занятости, труда и социальной защиты МТСЗН Налажены двусторонние отношения
13. Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях МФ Участник с 2012 года, ведется подготовительная работа по подписанию проекта Конвенции ОЭСР по вопросам сотрудничества в налоговой сфере
14. Глобальный форум по вопросам сельского хозяйства МСХ Участник 
15. Глобальный форум по конкуренции АЗК Участник 
16. Антикоррупционная сеть АБЭКП Участник, в 2014 году планируется проведение нового третьего раунда обзора политики в сфере борьбы с коррупцией в рамках Стамбульского плана действий ОЭСР

 

Инициативы ОЭСР
17.
Евразийскя программа конкурентоспособности
Сопредседательство Центрально-азиатской инициативы программы
18.
Антикоррупционная инициатива CleanGovBiz
Рассматривается возможность участия и совмещения с работой по исполнению Стамбульского плана по борьбе с коррупцией
19.
Политический диалог по вопросам развития на основе добычи природных ресурсов (в рамках Центра развития) 
Рассматривается возможность участия