Вы здесь
За строкой Послания Главы государства


Саймасаева Гаухар Айтжановна
президент издательства «Алматыкітап баспасы»
почетный работник образования Республики Казахстан
За строкой Послания Главы государства
Послание Президента РК, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева «Нурлы жол» – это не только новая экономическая политика. Это и поддержка социальной сферы. Президент подчеркнул в своем Послании народу Казахстана: «Наши программы развития образования, здравоохранения, сельского хозяйства будут продолжены». Это очень важно для населения страны, особенно для сельских семей. Примечательно, что будет и дальше развиваться социальная инфраструктура – медицинские учреждения, школы и дошкольные организации.
На протяжении многих лет в каждом своем Послании и в публичных выступлениях Глава государства уделяет огромное внимание развитию детских садов. В Послании «К конкурентоспобному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» от 19 марта 2004 г. Нурсултан Абишевич поручил «приступить к восстановлению системы детских садов и формированию полнокровного дошкольного образования». На встрече с иностранными инвесторами и руководителями крупных строительных компаний в мае 2004 г. в Астане Президент призвал инвесторов: «Надо строить больше муниципальных детсадов и привлекать бизнесменов к этой работе». На III съезде работников образования и науки, состоявшемся в октябре 2004 г., Глава государства отметил, что «мы должны сделать дошкольное образование максимально доступным, и особенно, для детей из малообеспеченных семей». В январе 2010 г. Президент поручил правительству и акимам приступить к реализации специальной программы «Балапан» по охвату детей дошкольным образованием. «К 2020 г. все дети, как городской, так и сельской местности, должны быть охвачены дошкольным воспитанием и обучением. У нас есть все для этого возможности, огромный потенциал, государственно-частное партнерство», – напомнил тогда Нурсултан Абишевич.
На данных примерах мы убеждаемся, что благодаря заботе нашего Президента удалось восстановить систему дошкольного воспитания. Сегодня в стране работают около 8 тысяч дошкольных организаций, их посещают около 70% детей дошкольного возраста. Такую оценку дают и зарубежные ученые-педагоги. Так, один из ведущих в мире экспертов в этой области – президент Международной ассоциации развивающего дошкольного образования, доктор психологических наук, профессор Владимир Кудрявцев отмечает: «В Казахстане не побоялись признать, что в предшествующие годы система дошкольного образования была разрушена, и поставить задачу ее восстановления “практически заново”. Причем на самом высшем государственном уровне. И это хороший пример не только для Минобрнауки РФ. Соответствующий круг вопросов является предметом особого внимания Президента Н.А. Назарбаева».
В своем очередном Послании «Нурлы жол» Глава государства поручил акимам максимально сократить дефицит мест в дошкольных организациях. Для этого Президент распорядился выделить дополнительно 20 млрд тенге. А это означает, что вскоре откроются десятки новых садов. Открывая их, местные органы должны позаботиться о профессиональном уровне воспитателей и заведующих, которые будут работать в этих дошкольных заведениях.
Настало время выработать эффективную систему отбора, повышения квалификации, назначения и аттестации работников детских садов, особенно, открытых по поручению Президента в рамках программы «Балапан». Педагогов, возможно, следует отбирать через открытое тестирование и интервью, благодаря чему можно определить масштабность их мышления, проффесиональную активность и информированность. Ведь от того, кто будет работать с детьми в детских садах, зависит их настоящее и будущее. Сегодня именно дошкольный педагог задает стартовые условия развития детей, их дальнейшего успешного обучения в школе и формирования конкурентоспособной личности. А для того чтобы в детские сады пришли действительно высокопрофессиональные воспитатели, надо изменить систему оплаты их труда, которая должна быть сопоставима со средней зарплатой в стране.
В детские сады необходимо привлекать не только педагогов-женщин, но и мужчин. Что будет способствовать цельному развитию личности ребенка. К примеру, в Норвегии в каждой садовской группе среди воспитателей обязательно должен быть хотя бы один мужчина (20% персонала дошкольных организаций – молодые парни). В Швеции требуется участие в учебно-воспитательном процессе в детских садах и школах не менее 40% мужчин-педагогов. Иначе, как там считают, воспитательный процесс будет неполноценным. В Гамбурге повсюду развешены огромные банеры, призывающие мужчин присоединиться к рядам воспитателей дошкольных учреждений. «Хочешь быть арбитром, философом, вратарем, лекарем, музыкантом, волшебником?» – гласит надпись на плакате. А ниже дается ответ на этот вопрос: «Иди в воспитатели – будешь тем, кем захочешь, в любое время». В Японии число мужчин-воспитателей составляет не менее 25% от штата. Ныне и в Китае ведется пропаганда по привлечению мужчин в детские сады, развернули подготовку мужских кадров. Принимают и педагогов-иностранцев мужского пола для обучения детей английскому языку. В России мужчины-воспитатели – непременные участники и победители профессиональных конкурсов «Воспитатель года».
Безусловно, в пропаганде профессии воспитателя должны широко участвовать СМИ. Нужны серии передач, специальных статей, очерков, художественных и документальных фильмов, характеризующих ценностное, инициативно ответственное отношение дошкольного педагога к своей профессиональной деятельности, ее целям и смыслу, процессу решения задач раннего развития ребенка и его результатам. Необходимо пропагандировать достижения дошкольных педагогических династий и опыт успешных воспитателей-профессионалов. Надо также вести целенаправленную пропаганду в старших классах школ, педагогических вузах и колледжах для осознанного привлечения молодых людей, особенно юношей, в профессию дошкольного педагога.
Еще один немаловажный фактор повышения статуса педагогов дошкольного воспитания – это установление Дня дошкольного работника. Хотя считается, что у дошкольных педагогов уже есть свой профессиональный праздник – День учителя, практика показывает: в этот день работники детских садов чаще оказываются забытыми. Все внимание социума достается школе, так как в общественном сознании учителя средних школ и воспитатели дошкольных заведений не воспринимаются людьми одной профессии. День дошкольного работника может стать своего рода социальной трибуной, откуда широкая общественность, в т. ч. средства массовой информации будут говорить о проблемах дошкольного образования и детских садов, о трудностях работы воспитателей. Будет замечательно, если хоть раз в году в центре внимания всего общества окажется скромная фигура Воспитателя, который играет такую важную роль в формировании и развитии самого юного поколения наших граждан.
День дошкольного работника как профессиональный праздник отмечается 27 сентября в России. В этот день 1863 году в Петербурге был открыт первый в России детский сад. Аналогичный праздник в Казахстане можно установить, допустим, 1 августа, ведь именно в августе в далеком 1920 г. в городе Акмолинске был организован первый казахский детсад, или же 27 июля, в день рождения Назипы Сегизбайкызы Кулжановой (1887–1933) – одного из организаторов дошкольного образования Казахстана, автора первых казахских книг, посвященных этой теме: «Дошкольное воспитание» (1923) и «Мать и дитя» (1927).
В свою очередь, мы как издательство, выпускающее детскую, учебную и дошкольную литературу, будем по мере своих возможностей поддерживать статус дошкольных педагогов, помогать детским садам, воспитателям и родителям, выпуская для них новые интересные книги, пособия и методики. Только в нынешнем году мы издали для дошкольных учреждений около сотни различных учебно-методических комплексов по республиканским программам «Алағашқы қадам», «Зерек бала» и «Бiз мектепке барамыз». Их авторы – это воспитатели-практики, заведующие детсадов, ученые, специализирующиеся на дошкольном образовании, и другие педагоги, которые являются нашими ценными партнерами, добрыми советчиками и источником вдохновения.
Таким образом, конкретные поручения Президента Н.А. Назарбаева в Послании «Нурлы жол», касающиеся дошкольных организаций и школ, производят мультипликативный эффект, побуждая к творческой работе и издательства Казахстана. Ведь бóльшая часть продукции отечественных издательств главным образом адресована организациям образования всех ступеней, начиная с дошкольного. А востребованность нашей литературы обеспечивает высокую занятость, стабильность и благосостояние тысяч работников сферы книгоиздания.