Вы здесь

За строкой Послания Главы государства

Версия для печатиPDF version

Саймасаева Гаухар Айтжановна

президент издательства «Алматыкітап баспасы»

почетный работник образования Республики Казахстан

 

За строкой Послания Главы государства

Послание Президента РК, Лидера нации Нурсултана Абише­вича Назар­баева «Нурлы жол» – это не только новая экономическая поли­тика. Это и поддержка социальной сферы. Президент подчеркнул в своем Послании на­роду Казахстана: «Наши программы развития об­разования, здравоохране­ния, сельского хозяйства будут продол­жены». Это очень важно для населения страны, особенно для сель­ских се­мей. Примечательно, что будет и дальше развиваться соци­альная ин­фраструктура – медицинские учреждения, школы и дошко­льные организации.

На протяжении многих лет в каждом своем Послании и в публичных выступлениях Глава государства уделяет огромное внимание развитию дет­ских садов. В Послании «К конкурентоспобному Казахстану, кон­ку­рентоспо­собной экономике, конкурентоспособной нации» от 19 марта 2004 г. Нурсул­тан Абишевич поручил «приступить к восстановле­нию системы детских са­дов и формированию полнокровного до­шко­льного образования». На встрече с ино­стран­ными инвесторами и руководителями крупных строительных ком­паний в мае 2004 г. в Астане Президент призвал инвесторов: «Надо стро­ить больше муниципальных детсадов и привлекать бизнесменов к этой ра­боте». На III съезде работников образова­ния и науки, состоявшемся в ок­тябре 2004 г., Глава государства отметил, что «мы должны сделать дошколь­ное образование максимально доступным, и особенно, для детей из мало­обеспеченных семей». В январе 2010 г. Президент поручил прави­тельству и аки­мам приступить к реализации специальной программы «Балапан» по ох­вату детей дошкольным образованием. «К 2020 г. все дети, как город­ской, так и сельской местности, должны быть охвачены дошкольным воспитанием и обучением. У нас есть все для этого воз­можности, ог­ромный потенциал, го­сударственно-частное партнер­ство», – напомнил тогда Нурсултан Абишевич.

На данных примерах мы убеждаемся, что благодаря заботе нашего Пре­зидента уда­лось восстановить систему дошкольного воспитания. Сегодня в стране работают около 8 тысяч дошкольных организаций, их посе­щают около 70% детей дошкольного возраста. Такую оценку дают и зарубежные ученые-пе­дагоги. Так, один из ведущих в мире экспертов в этой области – президент Междуна­родной ассоциации развивающего дошкольного образо­вания, доктор психологических наук, профессор Владимир Кудрявцев отме­чает: «В Казахстане не побоялись признать, что в предшествующие годы система дошкольного образования была разрушена, и поста­вить задачу ее восстановления “практически заново”. Причем на самом высшем государст­венном уровне. И это хороший пример не только для Минобрнауки РФ. Со­ответствующий круг вопросов яв­ляется предметом особого внимания Прези­дента Н.А. Назарбаева».

В своем очередном Послании «Нурлы жол» Глава государ­ства поручил акимам максимально сократить дефицит мест в дошко­льных организа­циях. Для этого Президент распорядился выделить дополнительно 20 млрд тенге. А это означает, что вскоре откроются десятки новых садов. Открывая их, местные органы должны позаботиться о профессиональном уровне вос­пи­тателей и заведующих, которые будут работать в этих дошкольных заведениях.

Настало время выработать эффективную систему отбора, повышения квалификации, назначения и аттестации работников детских садов, особенно, открытых по поручению Президента в рамках программы «Балапан». Педагогов, возможно, следует отбирать через открытое тестирование и интервью, благодаря чему можно определить масштабность их мышления, проффесиональную активность и информированность. Ведь от того, кто бу­дет работать с детьми в детских садах, зависит их настоящее и будущее. Се­годня именно дошкольный педагог задает стартовые ус­ловия развития детей, их дальнейшего успешного обучения в школе и формирования конку­ренто­способной личности. А для того чтобы в детские сады пришли действительно высокопрофессиональные воспитатели, надо изменить систему оплаты их труда, которая должна быть сопостави­ма со средней зарплатой в стране.

В детские сады необходимо привлекать не только педагогов-женщин, но и мужчин. Что будет способствовать цельному развитию личности ребенка. К при­меру, в Норвегии в каждой садовской группе среди воспитателей обя­зательно должен быть хотя бы один мужчина (20% персонала дошкольных организаций – молодые парни). В Швеции требуется участие в учебно-воспи­тательном процессе в детских садах и школах не менее 40% мужчин-педаго­гов. Иначе, как там считают, воспи­тательный процесс будет неполноценным. В Гамбурге повсюду развешены ог­ромные банеры, призывающие мужчин присоединиться к рядам вос­питателей дошкольных учреждений. «Хочешь быть арбитром, фило­софом, вратарем, лекарем, музыкантом, волшебником?» – гласит надпись на плакате. А ниже дается от­вет на этот вопрос: «Иди в воспитатели – будешь тем, кем захочешь, в любое время». В Японии число мужчин-воспитателей составляет не менее 25% от штата. Ныне и в Китае ве­дется пропаганда по привлечению мужчин в детские сады, развернули подго­товку мужских кадров. Принимают и педагогов-иностранцев мужского пола для обучения детей английскому языку. В России мужчины-воспитатели – непременные участники и победители профессиональных кон­курсов «Воспи­татель года».

Безусловно, в пропаганде профессии воспитателя должны широко участ­вовать СМИ. Нужны серии передач, специальных статей, очерков, художест­венных и документальных фильмов, характеризующих ценностное, инициа­тивно ответст­венное отношение дошкольного педагога к своей профессио­нальной деятельности, ее целям и смыслу, процессу решения задач раннего развития ребенка и его результатам. Необходимо пропагандировать достиже­ния дошкольных педагогических династий и опыт успешных воспитате­лей-профессионалов. Надо также вести целенаправленную пропаганду в старших классах школ, педагогических вузах и колледжах для осознанного привлече­ния молодых людей, особенно юно­шей, в профессию дошкольного педагога.

Еще один немаловажный фактор повышения статуса педагогов дошко­льного воспитания – это установление Дня дошкольного работника. Хотя счита­ется, что у дошкольных педагогов уже есть свой профессиональный праздник – День учителя, практика показывает: в этот день работники дет­ских садов чаще оказываются забытыми. Все внимание социума достается школе, так как в общественном созна­нии учителя средних школ и воспитатели дошкольных за­ведений не воспринимаются людьми од­ной профессии. День дошколь­ного работника может стать своего рода социальной трибу­ной, откуда широкая об­щест­венность, в т. ч. средства массо­вой информации будут го­ворить о проблемах дошколь­ного образования и детских са­дов, о трудностях работы воспи­тателей. Будет замечательно, если хоть раз в году в центре внимания всего общества ока­жется скромная фигура Воспи­тателя, который играет такую важную роль в формировании и развитии самого юного поколения наших граждан.

День дошкольного работника как профессиональный празд­ник отмеча­ется 27 сентября в России. В этот день 1863 году в Пе­тербурге был открыт первый в России детский сад. Аналогичный праздник в Казахстане можно установить, допустим, 1 августа, ведь именно в августе в далеком 1920 г. в городе Акмолинске был организован первый казахский детсад, или же 27 июля, в день рождения­ Назипы Сегизбайкызы Кулжановой (1887–1933) – од­ного из организаторов дошкольного образования Казахстана, автора первых казахских книг, посвященных этой теме: «Дошкольное воспитание» (1923) и «Мать и дитя» (1927).

В свою очередь, мы как издательство, выпускающее детскую, учебную и до­школь­ную литературу, будем по мере своих возможностей поддерживать статус дошкольных педагогов, помогать детским садам, воспитателям и родителям, выпуская для них новые ин­тересные книги, пособия и методики. Только в нынешнем году мы издали для дошкольных учреждений около сотни различ­ных учебно-методиче­ских комплексов по республиканским программам «Алағашқы қадам», «Зерек бала» и «Бiз мектепке барамыз». Их авторы – это воспитатели-практики, заведующие детсадов, ученые, специализирующиеся на дошкольном образовании, и другие педагоги, которые являются нашими ценными партнерами, добрыми советчиками и источником вдохновения.

Таким образом, конкретные поручения Президента Н.А. Назарбаева в Послании «Нурлы жол», касающиеся дошкольных организаций и школ, про­изводят мультипликативный эффект, побуждая к творческой работе и изда­тельства Казахстана. Ведь бóльшая часть продукции отечественных изда­тельств главным образом адресована организациям образования всех ступе­ней, начиная с дошкольного. А востребованность нашей литературы обеспе­чивает высокую занятость, стабильность и благосос­тояние тысяч работников сферы книгоиздания.