Вы здесь

Индия и Россия тратят на образование меньше остальных стран БРИКС

Версия для печатиPDF version

РИА Новости, 14.11.2017

Специалисты Российского университета дружбы народов (РУДН) изучили образовательные системы стран БРИКС, националь-ные приоритеты в развитии образования. Эксперты РУДН опира-лись на опыт АСЕАН, УНАСУР, НАФТА и ЕС, а также ЮНЕСКО и ОЭСР. 
Справочно: АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) - политическая, экономическая и культурная региональная  организация 10 стран в Юго-Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Тайланд, Филиппины). 
УНАСУР (Союз южноамериканских наций) - региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, 
НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) – соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. 
Ученые разработали «Методику формирования единых пока-зателей статистики образования в странах БРИКС», которая содер-жит анализ десятков показателей: численность выпускников всех уровней образования, чистый коэффициент охвата, соотношение числа учащихся к численности населения в этом возрастном диапазоне, данные об абитуриентах, средняя продолжительность обучения, коэффициент «учащийся/преподаватель» и другие.
Согласно результатам исследования, существенно различается структура расходов на образование. Так, процент всех госрасходов, потраченных на образование, составил 20,6% в ЮАР, 16,3% — в Китае, 14,6% — в Бразилии, 12% — в России и 11,3% — в Индии.
Россия расходует значительные ресурсы на дошкольное образование, а также, в сравнении с другими странами, — на высшее образование. Бразилия основные средства направляет на среднее школьное образование. Китай и Индия две трети расходов тратят на дошкольное, начальное и среднее образование.
При этом доля расходов от ВВП в России и Индии также ниже всех – 3,8%. Больше всего этот показатель также в ЮАР – республика тратит на образование 6,1% от ВВП. Расходы Бразилии составляют 5,9%, Китая — 4%.
В странах БРИКС различается число учащихся на одного учителя. Самые большие по численности классы начальной школы в ЮАР и Индии - здесь на каждого учителя приходится 32 ученика, в то время как в Китае этот показатель составляет всего 16 учащихся. В России и Бразилии на каждого педагога приходится в среднем по 21 ученику.
Университеты стран БРИКС показали за последние годы положительную динамику в международной конкурентоспособ-ности вузов. Так, в международных рейтингах 2016/17 лидером стал Китай: 52 вуза - в рейтинге THE, 33 - в QS WUR. Россию в международном рейтинге THE представили 24 вуза, в QS WUR - 22.
Бразилия, Россия, Индия и Китай выпускают более половины инженеров в мире. При этом для Бразилии, Индии и ЮАР до сих пор актуальна задача повышения грамотности населения, преодоление социального и расового неравенства. Для Китая и России в свою очередь приоритетны «информатизация» образования, а также качественное преобразование университетской системы.