Вы здесь

Исследование: успехи первоклассника зависят от образования мамы

Версия для печатиPDF version

РИА Новости, 24.02.2016

В России Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» 24 февраля т.г. представил исследование «Портреты первоклассников: закономерности когнитивного и некогнитивного (личностного и социально-эмоционального) развития детей». Работа основывается на результатах проекта IPIPS (The International Performance Indicators in Primary School project). В рамках данного исследования проводилась оценка прогресса школьников за их первый год обучения.  Современный учитель начальных классов сталкивается с проблемой разного уровня подготовленности детей к школе. По словам одного из авторов исследования Елены Кардановой, на развитие ребенка влияют образование матери, вовлеченность родителей, посещение детского сада, количество книг в доме и т. д.

В исследовании отмечают четыре группы первоклассников. Первый тип «звездочки» - независимые лидеры, трудно идут на компромисс. Данная категория школьников имеет отличные результаты по предметам «чтение», «фонологическая грамотность». 92% из них посещали детские сады. 74% матерей данных школьников имеют высшее образование. Матери активно вовлечены в образование детей. Кроме того, в их домах имеются крупные библиотеки.

Вторая группа детей «неорганизованные» имеют средний уровень когнитивного развития (чтение, математика и др.) и результаты ниже среднего по некогнивным критериям (уверенность в себе, поведение в классе и др.). Данные школьники слабо адаптированы к социальной среде. 2/3 матерей этих детей имеют высшее образование. Они активно вовлечены в жизнь своих детей.

Третья категория детей – «общительные», имеют хорошие некогнитивные навыки, а когнитивные находятся ниже среднего. 60% их матерей имеют высшее образование. Уровень вовлеченности родителей в школьную жизнь ниже, чем у первой и второй групп.

Четвертая группа – «не проявившие себя» школьники – имеют низкие показатели по когнитивным и некогнитивным критериям. Данная группа детей из семей с менее благоприятной средой. Их родители проводят с ними недостаточно времени. Менее половины их матерей имеют высшее образование. Лишь 22% семей имеют в доме более ста книг. При этом основную долю данной группы учащихся составляют мальчики. На основании полученных результатов будут представлены рекомендации учителям по эффективному взаимодействию со школьниками.