Вы здесь

Как Бразилия внедрила политику позитивной дискриминации?

Версия для печатиPDF version

Журнал «Вопросы образования» НИУ ВШЭ, 22.07.2016

В Бразилии реализация политики позитивной дискриминации в высшем образовании осуществлялась путем увеличения доли представителей малообеспеченных слоев, афробразильцев и коренного населения в государственных вузах.

В обществах, подобных бразильскому, образовательное неравенство ведет к сокращению возможностей определенных групп населения на рынке труда и способствует тем самым закреплению их социальной изоляции. Особенно сильную дискриминацию испытывают афробразильцы и индейцы. И если коренные жители составляют менее 1% населения, то афробразильцы—это более половины граждан страны.

Справочно: Позитивная дискриминация – политика, направленная на предоставление равных возможностей определенным группам населения, дискриминируемым по признаку пола, расы, национальности и пр.

Первопроходцами в реализации политики позитивной дискриминации стали в 2002 г. университеты Рио-де-Жанейро. К 2007 г. программы позитивной дискриминации действовали в 34 государственных вузах по всей стране. Спустя почти 10 лет количество университетов, внедривших инклюзивные практики, возросло более чем до сотни.

В 2012 г. конгресс Бразилии принял Федеральный закон сроком на 10 лет, согласно которому 50% мест в федеральных вузах предназначаются для выпускников государственных средних школ и распределяются с учетом их социального и расового происхождения.

Таким образом, отныне и на протяжении как минимум 10 лет позитивная дискриминация в федеральных университетах получает статус государственной политики.

Так, до внедрения программы политики позитивной дискриминации в Федеральном университете Риу-Гранди-ду-Сул (Universidade Federal do Rio Grande do Sul) среди абитуриентов, принятых в университет по результатам вступительных экзаменов, афробразильцы составляли лишь 3,27%. После утверждения расовых квот их доля увеличилась до 11,03%.

Справочно: В вузах США программы позитивной дискриминации начали осуществляться еще в 1960‑е годы. Однако в 1986 г. Верховный суд США постановил, что применение расовых квот в вузах противоречит Конституции. Тем не менее, расовая принадлежность признана судом в качестве одного из критериев для учета приемными комиссиями при отборе абитуриентов. Такая мера позволяет повысить разнообразие академической среды и оказывает положительное воздействие на общество в целом.