Вы здесь

Как новое поколение молодых людей развеивает мифы о себе

Версия для печатиPDF version

Институт образования ВШЭ, 27.09.2017

Инициативная группа Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) провела исследование о том, как молодые люди 1995-2000 года рождения потребляют и воспринимают информацию. Выводы оказались неожиданными. Новое поколение не приковано к гаджетам – их зависимость от цифровых технологий сильно преувеличена. Они предпочитают бумажные книги, рационализируют онлайн-общение и не уходят от реальности. Исследователи поговорили с молодыми людьми, которым на момент опроса (конец 2015 г.) исполнилось 15–20 лет. Было собрано 700 анкет по России, проведено 8 фокус-групп в учебных заведениях Москвы и Красноярска. Результаты исследования позволили критически отнестись к распространенным мифам о современной молодежи.

Миф 1. Они не читают текстов, потребляют информацию визуально. Результаты опроса показали: текст жив и более того – необходим. 90% молодых людей считают его удобным или очень удобным. Впрочем, равно как и иллюстрации: для 89% так же комфортны фотографии.

Миф 2. Они оккупированы гаджетами.  Молодежь действительно не представляет своей жизни без гаджетов. Но в среднем у них всего 2,7 активных устройств, в то время как у более взрослых людей их 7.

Миф 3. Они предпочитают онлайн-общение офлайну. Потреб-ность в реальных коммуникациях у молодого поколения высока, общение в онлайне рационально. Они встречаются с друзьями, как минимум, раз в неделю, а контакты в интернете используют для того, чтобы увеличить скорость сообщений и связаться с теми, с кем не могут видеться вживую.

Миф 4. Они не читают художественную литературу. Читают и достаточно много. Фаворит среди писателей - Эрих Мария Ремарк. Исследование показало, что литература для молодежи должна: первое - быть привычной и простой для восприятия, второе - говорить о серьезных проблемах существования.

Миф 5. Они предпочитают электронную книгу бумажной. Почти 100% участников опроса предпочитают книги на бумажном носителе. Объясняют тем, что читать на бумаге приятнее, бумажная книга имеет достаточно высокую ценность.

Ценности молодого поколения не оказались экстраординарными: семья, самореализация, друзья, карьера, чувства, свобода, путешествия, удовольствие от жизни. Но ученые назвали его представителей «ежиками в тумане»: в условиях отсутствия понятной картины мира будущее видится им неясным и расплывчатым. Почти 70% опрошенных хотели бы трудоустроиться в крупные корпорации и госструктуры. Независимость, которую дает собственный бизнес, выбрали лишь 30%. Для сравнения, за рубежом открыть собственное дело готовы 72% их сверстников. В интервью практически все высказались за офисный режим. Причины: недостаток самоконтроля и желание разграничить работу и жизнь. К удаленной работе не готовы даже первокурсники-программисты, которые в отличие от остальных, четко представляют свое будущее. От рабочего места молодежь ждет комфорта и эстетики. От информационного контента, формируемого под влиянием этих и других ценностей, – ответов на вопросы, персональной пользы и легкой формы.