Вы здесь

Как остановить феминизацию учительской профессии?

Версия для печатиPDF version

Звязда, 05.10.2017

Педагог-мужчина в средней школе - явление редкое в начальной школе, в детском садике - почти что исключительное. Хотя еще сто лет назад в большинстве стран данная профессия рассматривалась как полноправная мужская.

В среднем в странах-членах и партнерах ОЭСР женщины составляют примерно две трети от общего числа педагогов, занятых в сфере образования (от дошкольного до высшего). Наибольший гендерный дисбаланс наблюдается в Эстонии, Латвии, Литве и Российской Федерации. Здесь четыре из пяти учителей - женщины. Из 31 страны только в Японии учителей-мужчин больше, чем учителей-женщин (52% и 48% соответственно). Объясняется этот факт низкой представленностью женщин на рынке труда в Японии по сравнению с другими странами.

Статистика свидетельствует об усилении феминизации педагогической профессии в течение последних 10 лет. Так, в странах ОЭСР средняя численность женщин-учителей в сфере образования увеличилась с 61% в 2005 г. до 68% в 2014 г.

Гендерный дисбаланс существенно варьируется в зависимости от уровня занимаемой должности, степени образования и других обстоятельств. Несмотря на то, что женщины в учительской профессии преобладают количественно, лишь несколько процентов из них занимают руководящие должности. В среднем по странам ОЭСР среди директоров учреждений образования женщины составляют лишь 45%.

Гендерное неравенство сокращается в зависимости от ступени образования. Женщины составляют 97% педагогов на уровне дошкольного образования, 82% — на уровне начального образования и 43% — на уровне высшего образования. Подобная картина наблюдается в большинстве стран-членов и партнеров ОЭСР. Исключение составляют Сирия и Турция (в этих странах доля женщин-учителей не превышает 60%), а также Финляндия, Латвия, Литва и Российская Федерация, в которых женщины-преподаватели преобладают в системе высшего образования.

Какими же факторами объясняется гендерный дисбаланс в профессии учителя? Один из них — увеличение занятости женщин в период с 2005 по 2014 гг. в среднем с 56% до 59%.

Значительное влияние оказывают и экономические факторы. В то время, как доля женщин-педагогов уменьшается в зависимос-ти от уровня образования (от дошкольного до высшего), средний размер зарплаты от детсада до вуза, наоборот, увеличивается. В странах ОЭСР средняя зарплата учителя в возрасте от 25 до 64 лет постепенно увеличивается, начиная с $37 тыс. в год на дошкольном уровне образования до $46, 6 тыс. в год в старшей школе.

В среднем по странам ОЭСР заработная плата учителей-муж-чин в возрасте от 25 до 64 лет, которые преподают в начальной школе, составляет 71% заработной платы мужчин с высшим образованием, занятых в других сферах (в старшей школе — 81%). В то же время средняя заработная плата женщин-педагогов в меньшей степени отличается от средней заработной платы женщин, имеющих высшее образование и занятых в других отраслях (она составляет около 90% средней заработной платы женщин с высшим образованием, занятых в других сферах).

Гендерный дисбаланс, сложившийся в профессии учителя, становится основанием для принятия конкретных мер на государственном уровне. В Швейцарии принята программа по поддержке университетов в вопросах достижения гендерного равенства среди преподавателей вузов.

Программа, направленная на увеличение количества женщин, занимающих руководящие должности, утверждена Федеральным министерством образования и научных исследований Германии в сотрудничестве с региональными властями. Почти две трети всех государственных вузов в этой стране имеют план действий по реализации политики в области достижения гендерного паритета.

В 2013 г. Национальное агентство по вопросам образования Швеции приступило к реализации национальной информационной кампании, которая поощряет мужчин к профессиональной педагогической деятельности в дошкольных учреждениях.