Вы здесь

Как развивать международную конкурентоспособность вузов?

Версия для печатиPDF version

Известия, 06.10.2016

Государственная программа поддержки крупнейших российских вузов «Проект 5-100» начинает давать результат.

Одним из показателей этого результата могут служить мировые рейтинги вузов. МГУ, МФТИ, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), и ВШЭ вошли в топ-100 отраслевых рейтингов Times Higher Education (THE) — одного из ведущих университетских рейтинговых агентств мира.

МГУ занял 66-е место в отрасли «Гуманитарные науки» и 43-е в отрасли «Компьютерные науки», МФТИ — 78-е место в отрасли «Естественные науки», ИТМО — 56-е место в отрасли «Компьютерные науки», ВШЭ — 83-е место в отрасли «Бизнес и экономика». До 2016 года в последних двух рейтингах российских университетов не было.

По словам научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ, если в стране есть университет, входящий в топ-100 мирового отраслевого рейтинга, это значит, что страна имеет доступ к мировой циркуляции идей, к самым передовым, зачастую еще не опубликованным знаниям и технологиям в соответствующей отрасли. Если вы работаете в таком университете, вас охотно будут звать на авторитетные специализированные мировые конференции, а на ваши приглашения с большой вероятностью откликнутся ведущие иностранные профессора.

Хорошие позиции в отраслевых рейтингах способствуют и привлечению внешних инвестиций. Наличие сильных университетов, где готовят математиков и программистов, — важный аргумент для IT-компаний, которые готовы инвестировать в экономику страны. Вокруг таких университетов выстраивается очередь работодателей, готовых создавать вместе с этим университетом современные лаборатории, исследовательские центры, малые инновационные предприятия.

За высокими показателями вузов РФ в отраслевых рейтингах THE стоит заслуга Проекта 5-100. Проект поставил университеты в определенные рамки, заставляя совершать порой болезненные движения: повысить требования к тем, кто проходит конкурс на преподавательские должности, оценивать публикационную активность коллег.