Вы здесь

Какие глобальные изменения назревают в образовательном сообществе?

Версия для печатиPDF version
 
За последнюю тысячу лет в образовании произошли глобальные инновационные изменения: появление первых университетов в X—XII веках; создание Яном Амосом Коменским в XVII веке классно-урочной системы, которая определила развитие школьного образования; появление в XIX веке университетов исследовательского типа по модели Вильгельма фон Гумбольдта; идея прагматичного образования, предложенная американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX—XX веков, которая стала основой для развития проектного обучения.
Сегодня в образовательном сообществе назревают новые глобальные изменения, и для этого есть три предпосылки: война за таланты, доступность высшего образования, а также потенциал университетов для «серебряного возраста».
Война за таланты. Университеты, образовательные консорциумы и целые страны сегодня всеми силами пытаются привлечь международных студентов. Война за таланты ведет к стремительной дифференциации образовательных учреждений. Появление в начале 2000-х гг. международных рейтингов университетов (ARWU, QS, THE) дало возможность сравнивать между собой вузы из разных стран, что стало началом эры глобальной конкуренции.
Доступность высшего образования. Доля населения, охваченного высшим образованием, выросла в несколько раз. Процент людей с высшим образованием в государствах «большой двадцатки» приблизился к 40%, а в отдельных странах (Россия, Канада, Япония и Южная Корея) превышает 55%. 
Университеты для «серебряного возраста». Отмечается значительное увеличение числа людей в работоспособном, а также пенсионном возрасте — в совокупности это более 1 млрд. человек. Они редко участвуют в образовательных программах: ежегодное обучение проходят не более 40% работающего населения и 5% пенсионеров. В эпоху экономики знаний, требующей постоянного повышения квалификации, именно люди работоспособного и «серебряного» возраста могут стать новым ресурсом для развития образования. Фокус образовательных реформ и предпринима-тельских инициатив будет неизбежно смещаться от школьников и студентов в сторону более зрелой аудитории.
Сегодня к ключевым трендам, задающим вектор изменений на ближайшие 20—25 лет относятся цифровая революция (горизонт 0—5 лет), бум образовательных стартапов (5—10 лет), промышленная революция и появление новых профессий (10—15 лет), изменение самого человека (15 и более лет).
Цифровая революция. В 2016 г. более 50 млн. человек по всему миру учились с помощью крупнейших онлайн-платформ (EdX, Coursera, Udacity и др.).          
Бум образовательных стартапов. Десять лет назад мировой объем венчурных инвестиций в образовательные стартапы едва достигал $100 млн., а в 2016 г. он превысил $3 млрд., что сравнимо с годовыми расходами на образование отдельных стран. Самый успешный стартап, привлекший более $300 млн., — TutorGroup — обучает английскому языку по интернету. Проект Achieve3000, собравший четверть миллиарда долларов, развивает способности к чтению и пониманию текста. Один из наиболее ярких примеров новой эпохи — программа Minerva, претендующая на подготовку мировых лидеров и инноваторов будущего. Ее основателям удалось привлечь более $25 млн. еще на стадии идеи. 
Промышленная революция и появление новых профессий. Новые технологии становятся причиной «промышленных революций», меняющих работу компаний. Бизнес диктует новые требования к компетенциям людей и скорости их полу­чения.
Один из главных трендов ближайших лет — переход к «безлюдной экономике», когда большинство рутинных операций будут выполнять машины. Например, роботы гораздо эффективнее человека осуществляют транспортировку товаров или сборку финальных изделий. А искусственный интеллект уже способен ставить точные медицинские диагнозы или оказывать услуги по подбору лучших предложений отелей и перелетов. 
Список наиболее востребованных компетенций будет обновляться чаще. Если раньше новая профессия возникала раз в 20—30 лет, то сегодня — каждые 3—5 лет. Способность системы образования быстро реагировать на новые запросы, обучать специалистов не за 5 лет, а за 5 месяцев, становится условием конкурентоспособности страны. 
Изменение человека. Согласно прогнозам ученых, продолжительность жизни человека, родившегося сегодня в развитых странах мира, составит 120 лет. Сейчас нужны новые форматы обучения для людей 30—55 и 55+ лет, которые учитывали бы их стиль жизни и мотивации. Это могут быть бизнес-школы и корпоративные учебные центры, для пожилых — «серебряные университеты». Создание новых программ для слушателей разного возраста — задача ближайших 10—20 лет, которую смогут решить передовые образовательные державы.