Перейти к основному содержанию
  • Сайт Президента РК
  • Сайт Министерства образования и науки РК
  • Сайт Стратегия 2050
Информационно-Аналитический центр logo
Информационно-Аналитический центр
Факты, исследования и идеи в образовании
  • Қаз
  • Рус
  • Eng

Форма поиска

Подписаться на рассылку

  • 21:54
  • 20 02 2019
 
  • О центре
    • Центр
    • Руководство
    • Корпоративное управление
    • Контакты
    • Наши эксперты
    • Обратная связь
    • Закупки
    • Вакансии
  • Новости
    • ОЭСР
    • Дайджест
    • Дошкольное обучение и воспитание
    • Среднее образование
    • Техническое и профессиональное образование
    • Высшее образование
    • Мониторинг программных документов
    • Образовательная статистика
    • Международные сопоставительные исследования
  • Проекты
    • Архив проектов
    • ICILS
    • PIAAC
    • PIRLS
    • PISA
    • TALIS
    • TIMSS
    • АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕДИНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ (ЕНТ - 2015)
    • НОБД
    • Национальный доклад
  • Публикации
  • Аналитика
  • Инфографика
  • Медиа

Вы здесь

Главная

Какие глобальные изменения назревают в образовательном сообществе?

Версия для печатиPDF version
Harvard Business Review, 01.02.2017
 
За последнюю тысячу лет в образовании произошли глобальные инновационные изменения: появление первых университетов в X—XII веках; создание Яном Амосом Коменским в XVII веке классно-урочной системы, которая определила развитие школьного образования; появление в XIX веке университетов исследовательского типа по модели Вильгельма фон Гумбольдта; идея прагматичного образования, предложенная американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX—XX веков, которая стала основой для развития проектного обучения.
Сегодня в образовательном сообществе назревают новые глобальные изменения, и для этого есть три предпосылки: война за таланты, доступность высшего образования, а также потенциал университетов для «серебряного возраста».
Война за таланты. Университеты, образовательные консорциумы и целые страны сегодня всеми силами пытаются привлечь международных студентов. Война за таланты ведет к стремительной дифференциации образовательных учреждений. Появление в начале 2000-х гг. международных рейтингов университетов (ARWU, QS, THE) дало возможность сравнивать между собой вузы из разных стран, что стало началом эры глобальной конкуренции.
Доступность высшего образования. Доля населения, охваченного высшим образованием, выросла в несколько раз. Процент людей с высшим образованием в государствах «большой двадцатки» приблизился к 40%, а в отдельных странах (Россия, Канада, Япония и Южная Корея) превышает 55%. 
Университеты для «серебряного возраста». Отмечается значительное увеличение числа людей в работоспособном, а также пенсионном возрасте — в совокупности это более 1 млрд. человек. Они редко участвуют в образовательных программах: ежегодное обучение проходят не более 40% работающего населения и 5% пенсионеров. В эпоху экономики знаний, требующей постоянного повышения квалификации, именно люди работоспособного и «серебряного» возраста могут стать новым ресурсом для развития образования. Фокус образовательных реформ и предпринима-тельских инициатив будет неизбежно смещаться от школьников и студентов в сторону более зрелой аудитории.
Сегодня к ключевым трендам, задающим вектор изменений на ближайшие 20—25 лет относятся цифровая революция (горизонт 0—5 лет), бум образовательных стартапов (5—10 лет), промышленная революция и появление новых профессий (10—15 лет), изменение самого человека (15 и более лет).
Цифровая революция. В 2016 г. более 50 млн. человек по всему миру учились с помощью крупнейших онлайн-платформ (EdX, Coursera, Udacity и др.).          
Бум образовательных стартапов. Десять лет назад мировой объем венчурных инвестиций в образовательные стартапы едва достигал $100 млн., а в 2016 г. он превысил $3 млрд., что сравнимо с годовыми расходами на образование отдельных стран. Самый успешный стартап, привлекший более $300 млн., — TutorGroup — обучает английскому языку по интернету. Проект Achieve3000, собравший четверть миллиарда долларов, развивает способности к чтению и пониманию текста. Один из наиболее ярких примеров новой эпохи — программа Minerva, претендующая на подготовку мировых лидеров и инноваторов будущего. Ее основателям удалось привлечь более $25 млн. еще на стадии идеи. 
Промышленная революция и появление новых профессий. Новые технологии становятся причиной «промышленных революций», меняющих работу компаний. Бизнес диктует новые требования к компетенциям людей и скорости их полу­чения.
Один из главных трендов ближайших лет — переход к «безлюдной экономике», когда большинство рутинных операций будут выполнять машины. Например, роботы гораздо эффективнее человека осуществляют транспортировку товаров или сборку финальных изделий. А искусственный интеллект уже способен ставить точные медицинские диагнозы или оказывать услуги по подбору лучших предложений отелей и перелетов. 
Список наиболее востребованных компетенций будет обновляться чаще. Если раньше новая профессия возникала раз в 20—30 лет, то сегодня — каждые 3—5 лет. Способность системы образования быстро реагировать на новые запросы, обучать специалистов не за 5 лет, а за 5 месяцев, становится условием конкурентоспособности страны. 
Изменение человека. Согласно прогнозам ученых, продолжительность жизни человека, родившегося сегодня в развитых странах мира, составит 120 лет. Сейчас нужны новые форматы обучения для людей 30—55 и 55+ лет, которые учитывали бы их стиль жизни и мотивации. Это могут быть бизнес-школы и корпоративные учебные центры, для пожилых — «серебряные университеты». Создание новых программ для слушателей разного возраста — задача ближайших 10—20 лет, которую смогут решить передовые образовательные державы.

 

Наши партнеры

  • NNEF
  • Сайт по поиску работы Rabota.nur.kz
  • Финансовый центр
  • Общественное объединение «Союз детских общественных организаций «Жулдыз»
  • BNEWS.KZ
  • Республиканский центр «Дошкольное детство»
  • Центр Изучения Общественного Мнения
  • Исследовательский институт «Общественное мнение»
  • Общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»
  • EXPO-2017
  • Отбасы.kz Дистанционные курсы обучения родителей
  • НАО Холдинг "Кәсіпқор"
  • Институт Сарбонна-Казахстан КазНПУ им.Абая
  • Образовательный центр "Зерделі"
  • 100 конкретных шагов
  • Южно-Казахстанский государственный педагогический институт
  • Национальная ассоциация организаций образования "SERPIN"
  • Национально-научный практический центр коррекционной педагогики
  • партия "НурОтан"
  • АО "Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации"
  • Университет КазГЮУ
  • "Білімді ел - Образованная страна" республиканская образовательная общественно-политическая газета
  • Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им.Жангир хана
  • Серпін-2050
  • Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования
32

О центре

  • Центр
  • Руководство
  • Корпоративное управление
  • Контакты
  • Наши эксперты
  • Обратная связь
  • Закупки
  • Вакансии

Новости

  • ОЭСР
  • Дайджест
  • Дошкольное обучение и воспитание
  • Среднее образование
  • Техническое и профессиональное образование
  • Высшее образование
  • Мониторинг программных документов
  • Образовательная статистика
  • Международные сопоставительные исследования

Деятельность

  • Направления деятельности
  • Департамент аналитики, мониторинга и оценки образования
  • Департамент образовательной статистики и сопровождения информационных систем
  • Департамент информационных технологий
  • Департамент международных сопостовительных исследований
  • Департамент по работе со средствами массовой информации и населением
  • Департамент проектов

Карта сайта
 

Рейтинг@Mail.ru