Вы здесь

На Московском салоне образования обсудили новые тенденции в школах и вузах

Версия для печатиPDF version

lenta.ru, 15.04.2016

В Москве завершил свою работу Международный салон образования, организованный Минобрнауки РФ.

Больше тысячи экспертов обсуждали, как и чему нужно учить в 21 веке, какие требования должны предъявляться к педагогам, как развивать инклюзию и другие актуальные тенденции в школах и вузах.

Значительная часть стендов в выставочном зале салона посвящена инклюзивному образованию: специальные противоскользящие покрытия для аудиторий, компьютерные видеоувеличители, приспособления для туалетов, мобильные подъемные устройства. Представители некоммерческих организаций обратились к министру образования Дмитрию Ливанову с просьбой оказать содействие фондам, помогающим детям с ограниченными возможностями.

Другой темой для обсуждения стал вопрос доступа к образованию. По словам научного руководителя Института образования Высшей школы экономики Исака Фрумина, школы и вузы сегодня перестают действовать как социальные лифты. Дети из социально благополучных семей имеют больше возможностей «выбиться в люди».

В последнее время сектор дополнительного образования также разделяется на платный «элитный» и «народный» — для всех остальных. Соответственно, именно в первом сосредоточены основные технические ресурсы и лучшие педагоги. В качестве примера Фрумин привел российскую детскую команду по горным лыжам, в состав которой входят дети из 5% семей с самым высоким доходом.

Исполнительный директор Фонда и Института глобального образования Марк Пренски считает, что в ближайшие годы изменится весь принцип системы образования. Пренски отметил отсутствие необходимости заучивания детьми математических формул, исторических дат, законов физики.

Перед подростком необходимо ставить реальные задачи — создать новую модель компьютера, написать программу, подумать, как минимизировать выбросы промышленных предприятий. Чтобы решить эту задачу, школьник уже сам с интересом примется за химию, физику, математику. Кроме того, следует развивать креативность, любопытство, финансовое мышление, навык переговоров, умение контролировать стресс.

С проблемами высшего образования выступила директор Центра непрерывного образования РАНХ и ГС Татьяна Клячко. Она отметила, что массификация высшего образования сегодня - общемировой тренд. В России в вузы идут примерно 75% возрастной когорты, в США - 82%, в Финляндии - 94%, в Южной Корее - 96%. По словам Клячко, через 25-30 лет высшее образование станет нормой.

По словам Клячко, большинство работодателей предпочитают брать людей с высшим образованием. В некоторых фирмах, для трудоустройства техническому персоналу также необходимо иметь диплом о высшем образовании. Статистика показывает, что у людей с высшим образованием зарплата в среднем в 1,7 раза выше, чем у работника, окончившего только среднюю школу, а у специалиста со средним профессиональным образованием она выше всего на 4%. Успешные предприятия отмечают высокий уровень базовой подготовки у 70% рабочих кадров и 95-97% специалистов и управленцев.