Вы здесь

Наука в России: бессмысленная гонка в неравных условиях

Версия для печатиPDF version

gefter.ru, 20.03.2017

В ответ на майские указы Президента РФ в 2012 г. была принята государственная программа «Развитие науки и технологий». В качестве одного из ключевых индикаторов выполнения этой программы Минобрнауки определило число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science. Цель программы – достаточно прогрессивная, учитывая тот факт, что, начиная с 1990-х в силу определенных причин российская наука стала терять свои позиции в мире.

Резкий переход от устоявшейся годами советской модели «вуз-НИИ» (с четким разделением приоритетов: вузы в основном обеспечивали высшее образование, а НИИ продвигали науку) к западной (вуз выполняет обе функции) пока не оправдывает тех надежд, которые были возложены на эту реформу.

Переход на новую модель необходимо начинать с соответствующих изменений в структуре нагрузки преподавателя российского вуза. Однако российские коллеги отмечают, что большую часть времени они по-прежнему тратят на учебную работу, а все остальное — «как получится».

Так, во всех американских университетах условно принята система нагрузки ППС «40-40-20». Согласно принципу «40-40-20», общая нагрузка профессора американского университета разделена на три основные части: учебная (teaching) — 40%, научно-исследовательская (research) — 40% и общественная (service) — 20%.

Учебная нагрузка включает в себя как аудиторную (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), так и внеаудиторную нагрузку (руководство самостоятельной работой студентов, взаимодействие с магистрантами и докторантами), а также консультирование (office hours). В учебной нагрузке незримо присутствует также время на подготовку к занятиям и проверку работ студентов.

Научно-исследовательская деятельность включает в себя проведение исследований, получение грантов и их исполнение, публикационную активность, участие в конференциях и т.п.

Общественная нагрузка предполагает активность в различных комиссиях (на уровне кафедры, факультета, университета), участие в заседаниях кафедры и факультета, членство в редколлегиях журналов, рецензирование статей и прочее.

В американских университетах существует негласный консенсус по поводу продолжительности рабочей недели: 40 часов. Таким образом, при полной рабочей неделе в 40 часов учебная нагрузка занимает 16 часов (40%), научно-исследовательская деятельность — 16 часов (40%), общественная работа — 8 часов (20%) в неделю.

По данным доклада «Оплата труда профессорско-преподавательского состава в вузах Минобрнауки России» директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Г.Андрущака, средняя аудиторная нагрузка (в часах в неделю) ППС российских вузов постоянно растет. Если в 2006 г. она составляла 16,3 часа в неделю, то в 2012-м — 17,6, а в 2014-м — 21,2. Так, большая часть общей нагрузки (около 30 часов из 40-часовой рабочей недели или 75% времени) российского преподавателя приходится на учебную работу.

Вторым сдерживающим фактором является низкая оплата труда. Многие преподаватели вынуждены дополнительно подрабатывать в двух-трех местах, чтобы обеспечить своей семье достойное существование. Данные Минобрнауки РФ говорят о том, что в 2014 г. и 2015 г. средняя по стране зарплата ППС российских вузов составляла 47 тыс. – 49 тыс. руб. в месяц. Причем зарплата заметно варьируется между отдельными университетами даже в пределах одного региона от 17 тыс. до 65 тыс. руб. Так, уровень зарплаты профессора в американских университетах (в среднем по США – $9023) лишает его необходимости подрабатывать в других местах.

Таким образом, вышеназванные факторы подтверждают, что бессмысленно гнаться за высокими позициями в рейтингах, не обеспечив сравнимые стартовые условия для российских преподавателей.