Вы здесь

ОЭСР: Дети 21 века

Версия для печатиPDF version

Education and Skills Today, 18.01.2016

Какова природа современного детства? Новый отчет ОЭСР «Тенденции, формирующие образование 2016» (Trends Shaping Education 2016) рассматривает основные социальные, демографические, экономические и технологические тенденции, влияющие на будущее образования.

Одним из ключевых вопросов является физическое и психическое благосостояние детей. Дети 21-го века во многих отношениях более защищены, чем дети предыдущих поколений. Развитие медицины и ужесточение правил техники безопасности привели к устойчивому снижению показателей детской смертности в странах-членах ОЭСР. Более взрослые и образованные родители играют большую роль в образовании и развитии детей. Новые технологии помогают родителям контролировать местоположение и здоровье детей. 

В то же время, новые технологии, помогающие родителям постоянно быть на связи с детьми, создают новые риски для самих детей (например, кибербуллинг).

Справочно: Кибербуллинг (Cyberbullying) - намеренные оскорбления, угрозы и рассылка компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

Появляется все больше признаков того, что современный мир также создал для детей новые виды стресса. Дети в 21-м веке, наиболее вероятно, будут единственными детьми с меньшей возможностью общаться с родными братьями/сестрами. Детей и подростков все больше нагружают их «родители-вертолетчики».

Справочно: Родители-вертолетчики (helicopter parents) – термин, описывающий родителей, которые следят за каждым шагом своих детей. Они напоминают вертолет, зависший над каким-то участком на местности.

Кроме того, данные показывают, что современные дети испытывают более высокий уровень напряжения и недостаток сна. Свободное время на игру уменьшается. Взамен подвижных игр на свежем воздухе, дети больше времени проводят за компьютером. Наблюдается увеличение случаев детского ожирения в странах ОЭСР. Это потенциально ведет к росту физических, социальных и психологических проблем среди детей.

Важным вопросом остается, каким образом изменившаяся природа детства в 21-м веке затрагивает образование? В каких направлениях учителя и школы могут сотрудничать с родителями и различными сообществами для защиты детей, позволяя им быть детьми и учиться, совершая собственные ошибки?