Вы здесь

Почему так много женщин хотят быть учителями?

Версия для печатиPDF version

Education and Skills Today, 01.03.2017

Доля женщин-учителей в разных странах ОЭСР увеличилась с 61% в 2005 г. до 68% в 2014 г. на всех уровнях образования. Около 82% учителей начальных школ и 63% учителей средних школ составляют женщины. Некоторые политики видят эту тенденцию как повод для беспокойства, т.к. отсутствие учителей-мужчин может играть определенную роль в снижении успеваемости среди мальчиков.

Статистические данные показывают, что гендерный дисбаланс в профессии учителя возрастет еще больше в предстоящие годы. На уровне основной школы женщины составляют 70% учителей в возрасте до 30 лет, в то время как в возрасте от 50 лет и старше их доля составляет 65%. Эта картина наблюдается в 22 из 35 стран с имеющимися данными.

Гендерные диспропорции среди учителей имеют много общего с гендерными стереотипами и престижем, причем не только в сравнении с другими сферами деятельности, но и внутри образования. Это проявляется в меньшей доле женщин-преподавателей на более высоких уровнях образования и руководящих должностях, которые считаются более престижными.  Женщины занимают 43% рабочих мест в системе высшего образования. В средней школе, женщины реже встречаются среди учителей естественных наук, математики и техники. Кроме того, в среднем по странам ОЭСР, 68% учителей младших классов составляют женщины, но только 45% становятся директорами школ. Это особенно бросается в глаза, учитывая, что директоры школ, как правило, избираются из рядов учителей. Тем самым, учителя-женщины имеют меньше шансов на рост по карьерной лестнице, чем их коллеги-мужчины.

Так почему же тогда так много женщин хотят стать учителями? Гендерный дисбаланс в образовании является результатом сознательного и стратегического выбора женщин, а также условий рынка труда и социальных норм. Во многих странах более широкое участие женщин на рынке труда совпало с расширением системы образования и, как результат, потребностью в большем количестве квалифицированных учителей. Страны, в которых участие женщин на рынке труда в целом низкое, как в Японии, также имеют более низкий процент женщин-учителей. Условия труда, которые позволяют учителям работать неполный рабочий день и гибко сочетать работу, семейную жизнь и заботу о своих собственных детях, также являются более привлекательными для женщин.

Но менее известно, что заработная плата учителей по сравнению со средней заработной платой других специалистов с высшим образованием, является гораздо более привлекательной для женщин, чем для мужчин. В среднем по странам ОЭСР, учителя-мужчины начальной школы зарабатывают 71% от заработной платы мужчин со схожим уровнем образования. Женщины же получают более 90% от заработной платы женщин-специалистов в других областях. Хотя мужчины и женщины делают одну и ту же работу и зарабатывают практически одинаково, относительная величина их заработка на профессиональном рынке труда разительно отличается.