Вы здесь

Поиск и взращивание талантливых учителей: опыт стран-лидеров PISA

Версия для печатиPDF version

Education and Skills Today, 21.03.2017

Учителя являются основой любой системы образования. Но отбор правильных кандидатов в профессию учителя часто может показаться труднодостижимой задачей. Сложности начинаются с самого определения «хорошего» учителя.

В быстро меняющемся мире хорошие знания в своей предметной области, навыки управления классом и стремление помогать учащимся уже недостаточны, чтобы отвечать задачам современного учителя. В настоящее время учителя должны уметь обучать различные группы учащихся, адаптироваться к новым технологиям и изменениям в учебной программе, навыкам и ценностям, которые потребуются их ученикам в ближайшем будущем. Реальность такова: большинство учителей развивают эти навыки на рабочем месте, что затрудняет прогнозирование с самого начала потенциальных эффективных учителей.

Но это не мешает странам-лидерам PISA находить подходящих кандидатов. В Финляндии, Гонконге, Макао и Китайском Тайбэе, например, те, кто хочет войти в программу подготовки учителей, должны сдать высоко конкурентный вступительный экзамен. В Японии недостаточно пройти подготовку по одной из таких программ: выпускники должны сдать экзамен, прежде чем начать работу в качестве учителя.

Требования к сертификации также улучшают качество преподавательского состава. Исследования показывают, что ученики узнают больше от учителей, которые сертифицированы по преподаваемому предмету по сравнению с несертифицированными учителями. В PISA 2015 страны, показавшие результаты выше среднего по ОЭСР по естествознанию, имеют более высокий процент полностью сертифицированных учителей (92%) по сравнению с другими странами (76%).

Страны, показывающие хорошие результаты, также уделяют высокое значение профессиональному развитию учителей. В этих странах по меньшей мере 80% учащихся учатся в школах, которые приглашают специалистов для обучения учителей, организуют семинары без отрыва от работы или проводят работу по сотрудничеству учителей друг с другом. А в таких странах как Алжир, Бразилия, Косово и Турция доля таких школ составляет только 40-60%.