Вы здесь

Блиц-интервью

Версия для печатиPDF version

Проект: 

 Бюллетень "Человеческий капитал Национального Аналитического Центра" (NAC), май, 2014г.

Какой прогресс уровней функциональной грамотности отмечен в 2012 году?

3 декабря 2013 года ОЭСР обнародовал итоги международного исследования образовательных  достижений 15-летних обучающихся PISA-2012. Я акцентирую внимание на том, что тест PISA замеряет не академические знания обучающихся, а умения применять их в различных жизненных ситуациях, так называемые «Life Skills». Международный тест содержит задачи из жизни, они просты и понятны. При этом для их решения, мало иметь базовые знания предмета и просто запомнить, а важно понять суть материала.

Казахстан в сравнении с PISA-2009 улучшил результаты в направлении математическая и естественнонаучная функциональная компетентность школьников. Рост показателя результативности по математической грамотности составил 27 баллов (2009 год- 405, 2012 год- 432 балла) и 25 баллов по   естествознанию (2009 год - 400, 2012 год - 425 баллов). Это является высоким приростом среднего балла страны по 1000 бальной международной шкале и достаточно хорошей динамикой улучшения.

При этом 5808 казахстанских 15-летних обучающихся из 218 организаций образования, такова выборка участников проекта PISA-2012, показали неутешительные результаты в направлении - читательская грамотность.  В общем зачете итоговый результат страны - 393 балла. Это, конечно, очень низкий результат.

Читательская грамотность оценивается посредством выполнения заданий, определяющих способность школьников не только определить доминирующую идею текста, но и критически проанализировать его содержание, интерпретировать информацию и сформулировать развернутый ответ на поставленный вопрос. К сожалению, наши школьники показывают низкий уровень навыков работы с «прерывистыми» текстами, сопровождающимися графиками и таблицами.

Причины низкого уровня читательской грамотности казахстанских школьников могут быть и в невысоком уровне культуры чтения в семье. К примеру, казахстанские участники проекта PISA-2012, указали, что имеют дома в среднем не более 150 книг. Тогда как данный показатель, у таких стран-лидеров проекта как Китай, Сингапур, Корея составил более 250 книг. Поэтому создание необходимых условий повышения интереса к чтению не только в учебном процессе, но и в семье весьма актуально.

Какие были приняты меры, решения по результатам исследования 2012 года в Казахстане для повышения функциональной грамотности?

Результаты PISA-2012 позволили нам реально оценить достижения и проблемы казахстанского школьного образования. Нашим Центром как национальным координатором проекта был проведен тщательный анализ данных, представленных ОЭСР, и опубликован Национальный отчет. В нем достаточно полно представлен сопоставительный анализ в контексте регион – город – село - язык обучения -  %  выполнения заданий.

Причины невысоких результатов и не просто пути улучшения показателей в данном проекте, а конкретные механизмы «прорыва» в направлении «функциональная компетентность» выпускников школ являются одним из главных вопросов повестки дня многих рабочих совещаний на разных уровнях управления системой образования.

Основные методологические принципы уникального исследования PISA прорабатываются при обсуждении таких концептуальных вопросов как  образовательные программы, школьные учебники, национальное тестирование и т.д. И это критически важно и верно, так как профессиональное использование результатов международных экзаменов обеспечит реализацию главного тезиса всей образовательной политики - конкурентоспособность казахстанского образования.

На Ваш взгляд, какие факторы препятствуют улучшению результатов PISA и в целом качества образования?

Для нас главное не просто «догнать и перегнать» в международном состязании качества образования. Важно, прежде всего, понять и выявить, какие конкретно факторы повлияли на результаты.

Международные эксперты проводят расчет показателей результативности выполнения заданий PISA школьников каждой страны с параметрами многих факторов. Это и школьная инфраструктура, доступ к сети интернет не только в школе, но и дома, месторасположение школы профессиональный уровень учителей-предметников, социально-экономический статус семьи участника тестирования и многие другие факторы.

Бесспорно одно, школьные успехи наших детей, а значит и успешное обучение далее, будь то в колледже или в вузе, все завтра «сработает» на главное – успешность человека. Отвечая на Ваш вопрос, скажу, на мой взгляд, успешность обучения  школьника имеет прямую зависимость от профессиональной компетентности учителей. Анализ итогов международного исследования показывает, что 95% учащихся-участников исследования 5 стран-лидеров обучаются в школах у высококвалифицированных учителей. Тогда как 31% казахстанских 15-летних участников исследования обучаются в школах, где все еще имеется дефицит квалифицированных учителей по естественным наукам, 32% - математике и 20% - по языку и литературе.

Казахстанская школа сегодня крайне нуждается в педагогах, подготовленных нашими педагогическими вузами на очень высоком профессиональном уровне. Не мной сказан тезис, что «качество образования не может быть выше уровня качества работающих в ней учителей»!

Каким образом обновление содержания образования (ГОСО, учебные программы, учебники) повлияет на функциональную грамотность школьников?

Мы должны четко и ясно понимать и принять для себя без всяких «амбиций» следующий тезис – «Многое из того, что было известно раньше в прошлом недостаточно сегодня, а в некоторых случаях и бесполезно». Но восполнить «дефицит» направления формирование функциональной грамотности школьников не означает усложнить учебные программы и учебники.

Сейчас казахстанские разработчики стандартов и учебных программ достаточно глубоко прорабатывают вопросы формирования не узкопредметных, а надпредметных умений обучающихся. При этом авторам, кстати, не только школьной, но и вузовской литературы необходимо улучшить контент учебников в части интерпретации учебного материала, близкого жизненным реалиям. Информационный материал должен способствовать формированию у школьников внутренней установки «я учусь как действовать», а не принципу «я узнаю о предмете».

Не надо в школьнике видеть «сосуд», который до краев необходимо заполнить знаниями. Успех не в том, что люди знают, а в том, что они могут сделать с тем, что они знают!

Вот, к примеру, дальнейший цикл проекта PISA предусматривает такой формат тестовых вопросов, который предполагает определение навыка уровня школьника работать в команде, умения принимать на себя ответственность за принятие личного решения. Готовы ли мы состязаться далее?!

Поэтому модернизацию содержания образования необходимо ускорить, и важно вести работу по всем «фронтам». Иначе мы получим эффект «клюв вытащил – хвост увяз». Полномасштабное обновление содержания не только школьного, но и к примеру, вузовского педагогического образования крайне необходимо!