Вы здесь

Читающие дети – успешные ученики

Версия для печатиPDF version

Балапан ұяда не көрсе, ұшқанда соны iледi      

   (птенец, оперившись, повторяет то, чему научился в гнезде)

Народная мудрость

         

В старину аксакалы считали, что, начиная ходить, ребенок встает и падает, потому что его ноги связаны невидимой веревкой. И для того чтобы по жизни человек не спотыкался, а шел легко и ровно, надо разрезать путы. Следуя казахским традициям, когда мой внук начал делать первые самостоятельные шаги, в честь этого события устроили праздник «Тұсау кесер» (дословно – «разрезание пут»).    

Сначала несмело, затем вполне уверенно малыш зашагал по белой устланной для него дорожке. Перед ним расставили разные предметы (деньги, ключи, игрушки, конфеты и др.), символизирующие собой жизненные приоритеты. Из всего этого изобилия внук уверенно взял книгу и начал перелистывать, рассматривать знакомые картинки.

«Алихан, может деньги или ключи возьмем?» – спросил с надеждой отец. Но малыш был тверд и даже не посмотрел в сторону других подарков.

«Ну, надо же, как к книжкам тянется, - радостно подумала я, - не зря сказки внуку на ночь читала». Ценность этого литературного жанра в жизни малышей очень точно определил Самуил Маршак: «Сказка – это концентрат разных витаминов – вроде молока для маленьких. В ней есть все элементы питания. Она учит говорить, мыслить, чувствовать».

Понимая значение книги в развитии воображения как основы творчества, гениальный ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

На мой взгляд, добрые детские сказки сыграли свою роль в воспитании маленького слушателя книги. Станет ли Алихан в дальнейшем увлеченным и вдумчивым читателем, захочет ли получать новые знания и искать ответы на вопросы зависит от мамы и папы, которые должны закрепить потребность малыша в чтении, продолжая читать ему вслух, как и прежде.

Книга – главная составляющая интеллектуального развития человека, и по полноте содержания, эффективности восприятия она не имеет себе равных среди других источников информации. Есть целые тома высказываний выдающихся людей о чтении. И все они сходятся на признании роли книг и чтения: в расширении кругозора, развитии мысли, нравственности, познании самих себя и многом другом.

Для того чтобы ребенок полюбил книги еще до того, как выучит алфавит, рядом должен быть читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ним родитель. Семейное чтение книг повышает навыки ребенка в грамматике и, в целом, его успеваемость по всем предметам в школе. В подтверждение приведу результаты зарубежных и отечественных исследований.

Если детям в возрасте 4-5 лет родители ежедневно читают книги, то они опережают в развитии своих сверстников на 12 месяцев. Если читают 3-5 раз в неделю, то даже это дает им преимущества быть впереди сверстников на 6 месяцев (Университет Мельбурна, 2012).

Ребенок, мать которого не участвует или частично участвует в его развитии в течение первых пяти лет его жизни, отстает в развитии когнитивных навыков от своих сверстников на 1,8% (Bernal, 2008).

Такого же мнения придерживаются и казахстанские педагоги. Они обеспокоены тем, что «некоторые родители уделяют главное внимание тому, чтобы ребенок был одет и накормлен, а не созданию условий для его развития». При этом, по данным социологического исследования, дети, чьи родители очень активно занимались c ними до их поступления в школу (совместно читали, играли, рисовали и др.), научились читать с 3-5 лет. И эти дети показали в тестировании более успешные результаты, чем их сверстники, овладевшие навыками чтения после 6 лет (АО «ИАЦ», 2015)[1].

Казахстанские исследователи также отмечают, что отсутствие «читающей» среды и книжного окружения дома отрицательно влияет на уровень читательской грамотности детей. 16% участников опроса считают, что «чтение – пустая трата времени», их дети по грамотности чтения в целом выполнили успешно на 7,2% заданий меньше, чем школьники из читающих семей (62,6% и 69,8% соответственно)[2].

По данным социологических анкет на чтение для своего удовольствия в среднем до 5 часов в неделю тратят 44,6% родителей. Есть возможность посвятить в 2 раза больше времени любимому занятию лишь у 20% опрошенных. Могут уделить чтению только 1 час в неделю 20,4% респондентов[3].

Казахстанские школьники, чьи родители посвящают досуговому чтению более 10 часов в неделю, продемонстрировали достаточно высокий уровень читательской грамотности (73% выполнения). Менее успешными были результаты учащихся, родители которых читают лишь 1 час в неделю (68%)[4].

31% участников опроса указали, что в домашней библиотеке имеют до 10 книг, 34,9% - 25 книг. В среднем на одну казахстанскую семью приходится 46 книг, это на 110 книг меньше, чем в среднем имеет каждая семья в странах ОЭСР. Разница в выполнении заданий по чтению учащимися, которые имеют дома до 10 и до 500 книг, равна 12% (65,5% и 77,5% соответственно)[5].

Зарубежными исследователями выявлено, что взаимосвязь между количеством книг и способностями к чтению становится значительнее с возрастом. Развитие языковых навыков учеников старшей школы на 30% было обусловлено наличием печатных материалов дома (Mol и Bus, 2011, цитата в Buckingham, 2013).

Рассмотренные результаты исследований свидетельствуют о том, что умение читать, интерес к чтению формируются в семье. Как говорил талантливый педагог В. Сухомлинский: «Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери».

Школьники, у которых с детства заложена привычка читать, умеют слушать и говорить, рассуждать и анализировать, критически оценивать ситуацию и принимать самостоятельное решение, у них грамотная речь, отличная память, богатое воображение.

Таких успехов может достичь и ваш ребенок, уважаемые родители! Не упускайте любознательный период ребенка для его раннего приобщения к чтению. Читайте сами, читайте вместе с детьми, и ваши старания окупятся сторицей. В руководстве детским чтением старайтесь придерживаться следующих практических рекомендаций.

  1. Сделайте процесс чтения игрой, радостным событием. Не делайте чтение наказанием.
  2. Во время чтения активизируйте внимание ребенка. Пусть ребенок отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
  3. Не отказывайте просьбам малыша почитать, несмотря на занятость.
  4. Устраивайте семейные чтения, обсуждение прочитанного.
  5. Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги.
  6. Читайте детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.
  7. Полутора-двухгодовалый ребенок может сосредоточиться на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут.
  8. Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы - посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
  9. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
  10. Собирайте домашнюю библиотеку. Пополняйте ее вместе с ребенком. Посещайте библиотеку вместе с ребенком.

Читающий ребенок, это сегодня – успешный ученик, а завтра – состоявшаяся личность! Величайшее счастье, которое родители могут подарить своим детям, – это пробудить в них интерес к чтению!

 

 

 

Литература:

  1. Оценка влияния родителей на формирование функциональной грамотности школьников. Аналитическое заключение. - Астана: АО «ИАЦ», 2015. - 64 стр.
  2. Bernal, R. (2008) ‘The Effect of MaternaL Employment and Child Care on Children’s Cognitive Development’ International Economic Review, 49(4), 1173-1209. http://dx.doi.org/10.1111/j.1468-2354.2008.00510.x
  3. McKool, S. (2007) ‘Factors that Influence the Decision to Read: an Investigation of Fifth Grade Students’ Out-of-school Reading Habits’ Reading Improvement, 44(3), 111-131
  4. http://www.education.vic.gov.au/Documents/about/research/readtoyoungchild.pdf
 

[1] В сентябре 2015 года сотрудниками Информационно-аналитического центра МОН РК, проведено социологическое исследование «Оценка влияния родителей на формирование функциональной грамотности школьников» на базе 82 школ 16 регионов страны. Данные опроса родителей проанализированы путем корреляционного и регрессионного анализа совместно с итогами тестирования учащихся 4 классов по математической и читательской грамотности в рамках проекта Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ).

[2] Там же

[3] Там же

[4] Там же

[5] Там же

Заместитель директора, Департамент дошкольного и среднего образования