Вы здесь

Cтатистический портрет казахстанского образования

Версия для печатиPDF version

"Білімді ел" №24(37), 22 декабря 2015

Завершена обработка статистических показателей образования в Информационной системе «Национальная образовательная база данных» или, как ее называют в педагогической среде, - НОБД.

НОБД содержит статинформацию по 2160 показателям 18 789 организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального образования (контингент обучающихся, педкадры, материально-техническая база, дополнительное образование и др.).

Растет сеть дошкольных организаций. В сравнении с 2014 годом (+367, всего 8834 ед.).

68% (5990) дошкольных организаций расположены в сельской местности, которые посещают всего 43,5% (330 580 из 758 772) всех детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением. В гендерном разрезе 51% детей – мальчики и 49% - девочки.

Активность проявляет частный сектор. С 2014 года сеть частных организаций образования увеличилась с 1460 до 1775 (+315).

Охват дошкольным обучением и воспитанием детей в возрасте от 3 до 6 лет увеличился с 78,6% до 81,6%.

Несмотря на рост охвата дошкольным образованием, растет и очередность в детсады. Это обусловлено увеличением рождаемости в последние 5 лет.

В 2015 году 545 402 ребенка стояли в очереди, что на 525 больше 2014 года и на 57 439 больше, чем в 2013.

Параллельно с ростом охвата и сети растет профессиональный уровень воспитателей. Число воспитателей выросло на 6645 человек (с 74 212 в 2014г. до 80 857 в 2015г.). Число имеющих высшее специализированное образование за последний год увеличилась на 2 876 человек, и составило 15% (2014г. – 12,7%) от общего количества педагогов дошкольного уровня.

Однако, удельный вес высококвалифицированных кадров все еще остается низким:

  • с высшей категорией 7% (5 364, +444 с 2014г.);
  • с первой категорией 13% (10 422, +220);
  • со второй - 25% (20 327, +1952);
  • без категории 55% (44 744, +4029).

В настоящее время в стране функционирует 7 511 школ в которых обучается 2 799 585 детей, в том числе:

Из 7457 школ подведомственных МИО 7160 – дневные общеобразовательные школы, в том числе 839 начальных, 1062 основных средних, 5259 общеобразовательных. 77% из них расположены в сельской местности.

В последние годы зафиксирована устойчивая тенденция уменьшения сети при одновременном увеличении контингента обучающихся.

Одновременно с сокращением обще сети, уменьшается сеть МКШ. Из 7160 школ 44% - малокомплектны (МКШ). В них обучается всего 8% детей и работает 17% учителей.

Существует ряд проблем функционирования МКШ - качество образовательных услуг ниже ввиду нехватки либо вынужденной многопредметности педагогов, обучение часто проходит в совмещенных классах, расположенность по большей части в приспособленных зданиях и т.д.

В последние годы зафиксировано сокращение количества МКШ. Если в 2014 году их насчитывалось 3 268 с контингентом 221 879 учащихся, то уже на данный момент в 3161 (-107) обучаются 214 551 (-7328). При сохранении данной тенденции уже в 2030 году их количество не будет превышать 1500.

Одновременно развивается инфраструктура среднего образования. Статистическое наблюдение зафиксировало уменьшение сети аварийных и трехсменных школ. За год их количество снизилось со 136 до 69 единиц.

100% детей школьного возраста из малообеспеченных семей доступно бесплатное горячее питание. Остальные дети имеют возможность правильно питаться в школьных столовых и буфетах.

В стороне от образовательного процесса не остается ни один ребенок. Создаются условия для получения качественного и доступного образования.

Вопрос доступа нуждающихся в подвозе к школе и из школы до дома детей, решается путем курсирования 813 автобусов.

4 009 детям обеспечено обучение в школах на таджикском языке, 15 067 – на уйгурском, 80 655 – на узбекском, 832 173 – на русском языке и 1 792 223 на казахском языке.

Внимание уделяется деятельности специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания. Функционируют 100 специальных школ, 34 школы при исправительных учреждениях, 6 школ для детей с девиантным поведением, 1 школа для детей с особым режимом содержания.


Справочно:

Организация образования для детей с девиантным поведением является учебно-воспитательным (лечебно-воспитательным) учреждением и создается для обеспечения воспитания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте  от одиннадцати до восемнадцати лет, систематически совершающих правонарушения, влекущие меры административного воздействия, злостно совершающих самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, совершающих иные антиобщественные действия.

Организация образования с особым режимом содержания является учебно-воспитательным или лечебно-воспитательным учреждением и создается в целях обеспечения воспитания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки преступления, освобожденных от уголовной ответственности.

(Типовые правила деятельности по видам общеобразовательных организаций начального, основного среднего и общего среднего образования, утвержденные Приказом МОН РК от 17.09.13г. №375).


Одновременно с улучшением инфраструктурной и социальной поддержки повышается роль педагога. На первый план выдвигается уровень его квалификации и образования.

Внедрение новой системы повышения квалификации привело к значительному росту профессионального уровня учителей. На сегодняшний день 49,5% учителей государственных школ имеют высшую и первую категории. Планируется довести к 2020 году их долю до 54% от их общего количества.

В то же время остается высокой потребность в квалифицированных учительских кадрах.

Наряду с основным обеспечивается доступное дополнительное образование. Сегодня в стране работает 860 организаций дополнительного образования и 56 586 пришкольных кружков различной направленности. В результате 1 700 573 детей охвачены широким спектром внешкольных программ естественнонаучного, творческого, туристско-краеведческого и технического направлений.     

В системе технического и профессионального обучения подготовка кадров ведется в 807 колледжах. По сравнению с 2014 годом количество колледжей уменьшилось на 7 государственных и 14 частных колледжа. В то же время открыты 2 государственных и 6 частных колледжей.

В настоящее время в колледжах обучается 499 477 человек. На бюджетной основе 242,3 тыс.человек, на платной – 257,2 тыс.человек.

В последние пять лет наблюдается тенденция снижения численности обучающихся в организациях технического и профессионального образования. Причиной послужила совокупность нескольких факторов.

Первое. Уменьшения выпуска учащихся общеобразовательных школ на базе 9 класса:

  • 2011 г. – 251,4 тыс.чел.
  • 2012 г. – 232,6 тыс.чел.
  • 2013 г. – 226,2 тыс.чел.
  • 2014 г. – 229,2 тыс.чел.

Второе. В 2004 году с введением ЕНТ контингент обучающихся в системе ТиПО на базе 9 класса начал неуклонно расти. До 2012 года выпускники колледжей поступали в вузы по упрощенной схеме. Они не сдавали стандартизированные тесты и зачислялись в вузы на основе вузовских экзаменов. Однако, введение в 2012 году комплексного тестирования (КТА) для выпускников колледжей, поступающих в вузы, привело к сокращению контингента ТиПО.

Значение человеческого капитала в экономической жизни страны с каждым годом усиливается и становится конкурентным преимуществом. В  Послании Президента народу Казахстана 30 ноября  2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» акцентировано внимание на подготовке технических кадров.

Техническое и профессиональное образование становится одним из основных направлений инвестиционной политики страны. А создание условий для получения первой рабочей профессии бесплатно, существенным образом повысит престиж обучения и решит проблему привлечения молодежи.

Таким образом, статистическое наблюдение текущего года демонстрирует наличие следующих устойчивых тенденций:

  1. Несмотря на рост сети (+367 за 1 год) и охвата детей дошкольным образованием (+31294 за 1 год) очередность на места в дошкольных организациях не снижается, а увеличивается (+525).
  2. Большинство государственных дневных общеобразовательных школ расположено в сельской местности (77%). При этом имеется тенденция уменьшения их количества по причине отсутствия наполняемости (-74). В тоже время увеличивается число городских дневных общеобразовательных школ (+12).
  3. При росте профессионализма педагогов среднего образования (+4895 с высшей категорией и +941 с первой за последний год), потребность в квалифицированных кадрах все же остается высокой (1200 человек).

¹В соответствии с Перечнем должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц (утвержден Постановлением Правительства РК от 30.01.2008 г. №77) к педагогическим работникам относятся: педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования и т.д.       

Заместитель президента