Вы здесь

Доступ к высшему образованию: основные возможности

Версия для печатиPDF version

Высшая школа Казахстана. – Центр Болонского процесса и академической мобильности, 2015. – с. 37-41.

Как сделать высшее образование более доступным?

Доступ к высшему образованию - цель политики многих государств. Впервые официальная трактовка термина «доступ к высшему образованию» была дана в Лиссабонской конвенции о признании квалификаций 1997 года и определена как «право лиц, обладающих соответствующей квалификацией, представлять свою кандидатуру и быть рассмотренным с целью приема в высшее учебное заведение».

Главным в вопросе определения равных образовательных возможностей является наличие в студенческой среде представителей социально-уязвимых групп. Фокус политики доступа должен быть направлен на создание «социального лифта», а не «сепаратора». К сожалению, действующая система статистических данных Казахстана не позволяет в полной мере определить возможности доступа различных групп населения к высшему образованию, поэтому существует проблема измерения этого доступа.  

На сегодняшний день в школах республики обучается 10% детей из числа малообеспеченных семей, более 59% из них проживает в сельской местности. При этом в стране не ведется официальная статистика по количеству малообеспеченных детей, которые обучаются в вузах, и их доля от общего количества малообеспеченных юношей и девушек типичного возраста. Отсутствие мониторинга доступа к высшему образованию ограничивает возможности принятия управленческих решений и выстраивание качественной образовательной политики.

Сейчас курс этой политики необходимо направить на слабоуспевающих учащихся из групп с низким социальным статусом. По результатам PISA-2012 (международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних обучающихся) казахстанские школьники отстают от сверстников из стран ОЭСР по математике на 1,5 года; по естествознанию на 2 года. Наибольший разрыв в уровне знаний наблюдается по грамотности чтения, где наши ученики отстают от средних показателей иностранных на два с половиной года, эта разница составляет 73 балла PISA.

Эксперты ОЭСР констатируют отсутствие в Казахстане механизма равного доступа к образованию школьниками из сельской местности и малообеспеченных слоев населения, рекомендуют тщательно проанализировать причины слабой сдачи ЕНТ и разработать механизмы обеспечения равного доступа в вузы для этих детей. Успешная сдача ЕНТ – пропускного билета в казахстанские вузы – во многом зависит от доступа к дополнительному образованию (репетиторы, дополнительные занятия в школе, посещение учебных центров по подготовке к ЕНТ и т.д.). Для школьников сельской местности доступ к дополнительному образованию ограничен. Городские школьники тратят на услуги репетиторов в 8 раз больше сельских[1]. Согласно результатам сдачи ЕНТ-2015, практически при равнозначном количестве городских (51,1%) и сельских (48,9%) выпускников количество сельских школьников, не набравших пороговый балл, в 1,5 раза превышает число городских. Количество сельских абитуриентов, получивших высокие баллы «101-125», в 2 раза меньше городских. Не набрали пороговый балл ЕНТ 10% сельских школьников. Выявить, из каких социальных слоев были эти учащиеся, не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующей статистической информации.

Доступ к высшему образованию по сельской квоте по итогам ЕНТ-2015 года получили 13% выпускников сельских школ, положительно сдавших ЕНТ. Кроме того, по специальным квотам доступ получили 65% детей-сирот, 62% инвалидов I, II групп, 85% абитуриентов, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и 39% представителей казахской национальности, не являющихся гражданами РК, от числа принимавших участие в конкурсе на получение грантов.  

Казахстанские программы доступа к высшему образованию

В Казахстане действующая система присуждения грантов предусматривает квоту для лиц, окончивших сельские организации образования. Она распространяется на 60% специальностей бакалавриата по приоритетным для развития экономики и села направлениям.

С 2014-2015 года МОН РК реализуется социальный проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!». Проект предусматривает переток молодежи из трудоизбыточных отраслей в трудодефицитные регионы для обучения по востребованным специальностям. В стоимость гранта по проекту включены затраты на обмундирование студентов, проживание в общежитии или аренду жилья, проезд до места обучения и обратно. Квоту на обучение в 2015 году получили 5000 абитуриентов.   

В Казахстане создана Государственная образовательная накопительная система (ГОНС) и имеет место выдача образовательных кредитов банками второго уровня. ГОНС позволяет динамично накапливать денежные средства для оплаты обучения своих детей в казахстанских и зарубежных вузах страны. Например, для обучения в государственном вузе по бакалавриату (4 года обучения) родителям в течении 6 лет необходимо стабильно ежемесячно вносить на счет ГОНС по 12 500 тенге. Следовательно, доход на душу населения в этой семье должен составлять не менее 34 000 тенге (прожиточный минимум 21 364 тенге + платёж по ГОНС 12 500 тенге=33 864 тенге). Соответствующим и выше доходом в 2014 году располагали только 57 % домохозяйств или 46% населения Казахстана. Следует особо отметить, что в этой группе домохозяйств воспитывается только 36% детей в возрасте до 16 лет. Таким образом, образование 64% детей Казахстана не может быть обеспеченно системой ГОНС.   

Для обучения в национальном вузе по бакалавриату сумма ежемесячных платежей ГОНС составит 22 000 тенге в течении 6 лет. Доходом, при котором возможен данный взнос -  43364 тенге располагают 37% населения или 48% домохозяйств. Количество детей Казахстана в этой группе населения 27%. Следовательно, 73% детей не могут быть обеспечены оплатой за обучение в национальном вузе по системе ГОНС.  

В целях обеспечения доступа к платному образованию государство оказывает поддержку в виде предоставления образовательного кредита под гарантию государства.

По образовательным кредитам сумма выплат процента по кредиту в бакалавриате в период обучения в государственном вузе составит примерно 7950 тенге. Выплата основного долга после завершения обучения составит 22 251 тенге в месяц в течении 10 лет. Согласно официальным статистическим данным доходом для погашения данного взноса по кредиту располагают только 48% домохозяйств или 37% населения[2].

 В целом эти программы обеспечивают поддержку семей относительно оплаты за обучение, но являются доступными только для родителей с постоянным доходом. Поэтому для малообеспеченных семей они неприемлемы. 

В республике существует практика обучения молодежи за рубежом. Эта возможность реализуется через государственную стипендиальную программу «Болашак». Средняя стоимость одной стипендии составляет около 83 тыс. долларов США[3]. По официальным данным АО «Центр международных программ» на начало апреля 2015 года обучение по «Болашак» проходят 1 894 стипендиата. Однако, обучение по программе «Болашак» возможно только при наличии недвижимого имущества, оценочная стоимость которого не менее общей стоимости обучения стипендиата.

Обучение за рубежом также получают по программе Джеймса Вильяма Фулбрайт (Fullbright, США), образовательным программам KOICA (Корейское агентство по международному сотрудничеству), Эрасмус Мундус и другим. Существует практика обмена студентами в рамках международных договоров. Кроме того, распространена практика обучения детей казахстанцами в зарубежных вузах за свой счет. Согласно официальным данным мониторинга МОН РК на начало июля 2014 года в зарубежных вузах проходили обучение более 45 тысяч казахстанских студентов [4].

Международная практика

В странах ОЭСР обеспечение равного доступа к образованию является прерогативой государства.

Исследования показывают, что доступность высшего образования широким массам дает экономический и социальный выигрыш как обществу в целом, так и его отдельным гражданам. На индивидуальном уровне люди, имеющие высшее образование, лучше следят за своим здоровьем и имеют возможность существенно увеличить свой доход, у них выше уровень удовлетворенности жизнью и даже вероятная средняя продолжительность жизни. На уровне всего общества повышение доступности высшего образования выражается в снижении уровня безработицы, увеличении общего объема налоговых отчислений, повышении уровня гражданского участия и участия в волонтерской деятельности, а также в снижении нагрузки на систему социального обеспечения. Кроме того, повышение доступа к высшему образованию для представителей неблагополучных групп населения позволяет распространить блага высшего образования на те группы общества, которые больше всего в нем нуждаются.

Однако, несмотря на то что доступность высшего образования в мире растет, оно по-прежнему остается для многих недосягаемым, особенно если речь идет о престижных университетах, чьи студенты — это выходцы из наиболее благополучных слоев населения.

Мало где в мире ведется систематический сбор информации о социально-экономическом происхождении студентов, однако анализ подобной статистики в странах, где она доступна, позволяет увидеть очевидные диспропорции. Так, например, в Чили численность студентов среди богатейших 20% жителей страны в четыре раза выше, чем среди 20% наиболее бедных. Аналогичное соотношение в Аргентине равно пяти, а в Мексике вообще 18. Во франкоязычных странах Центральной и Западной Африки 80% студентов приходится на молодых людей, чьи семьи относятся к 20% самых богатых местных жителей; бедняки составляют 40% населения, однако лишь 2% студентов — выходцы из бедных семей.

В целом количество студентов в мире, безусловно, растет, однако массовость высшего образования идет, в первую очередь, за счет представителей привилегированных слоев населения и в меньшей степени затрагивает остальные группы. Поэтому основная задача институтов высшего образования на ближайшие десятилетия – обеспечение представителей всех пластов населения благами высшего образования[5].

Международные исследования в области доступа к высшему образованию в первую очередь направлены на разработку механизмов мониторинга социальной мобильности детей из малообеспеченных семей.  

Самым глобальным исследованием в вопросе доступа к высшему образованию являются исследования Института образовательной политики (штаб-квартира в США и Канаде). Институт начиная с 2005 года проводит исследование – глобальный рейтинг высшего образования «Доступ и доступность в сравнении».

Справочно: Институт образовательной политики (ИОП) – некоммерческая, непартийная и негосударственная организация. ИОП объединяет исследователей и аналитиков всего мира по доступности высшего образования. Миссия ИОП – расширение образовательных возможностей для малообеспеченных и других исторически ущемленных студентов путем качественных исследований и анализа. Цель ИОП – аналитическое обеспечение политических решений в области расширения доступности и завершения высшего образования.   

Исследование проводится раз в пять лет. В первом рейтинге принимали участие 15 стран. В первую пятерку по доступу к образованию вошли Швеция, Финляндия, Нидерланды, Бельгия (Фламандский регион) и Ирландия. Лидирующая позиция Швеции обеспечена комбинацией низких расходов на образование, щедрых грантов и высокой долей образовательных кредитов.

Рейтинг доступности основан на доле студентов различного социального статуса в системе высшего образования. Данные некоторых стран находятся в закрытом доступе, поэтому в рейтинге принимали участие 13 стран. Ключевые места распределились между странами – Нидерланды, Финляндия, Великобритания, США и Канада.

Методология рейтинга доступа основана на 22 индикаторах. Они объединены в 4 группы. Индикаторы отражают все виды расходов по обучению: стоимость, затраты на питание, проживание, подготовку заданий студентами и т.д. Все виды расходов по обучению даны в соотношении к показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. 

Методология рейтинга доступности высшего образования основана на 4 индикаторах: охват высшим образованием, количество людей с высшим образованием, индекс образовательного неравенства и индекс гендерного паритета.

Справочно: Индекс образовательного неравенства - это отношение процента мужчин в возрасте 45-65 лет с высшим образованием к % студентов, чьи отцы имеют высшее образование. Если индекс имеет высокое значение, то социальный портрет студентов выглядит как «общество в целом». В случае низкого значения индекса, в студенческой среде представлены в основном привилегированные слои общества.  

В 2010 году в методологию рейтинга были внесены изменения. Все расходы на образование в рейтинге 2010 года соотносились с индексом медианного дохода домохозяйства и позволили получить более правдивую картину доступа и доступности в 15 странах.

Справочно: Медианный доход - статистический показатель; уровень, выше и ниже которого получают доход одинаковое количество работников или населения. Не следует путать со средним доходом. Медианный доход публикуется государственными органами ряда стран (в том числе США) в качестве показателя дохода.

Лучшую систему доступа к высшему образованию имеют Финляндия, Норвегия и Германия. То есть, доходы домохозяйств и поддержка государства в этих странах позволяют беспрепятственно получить высшее образование. По доступности образования лидируют Финляндия, Нидерланды и Норвегия. В этих странах хорошо работает система доступа к высшему образованию людей из различных слоев общества. Кроме того, государство в период обучения оказывает всяческую поддержку студентам из социально-уязвимых слоев общества (социальные стипендии, бесплатный проезд, проживание и т.д.).

Представляет интерес система мониторинга социальной мобильности детей из малообеспеченных семей в Великобритании.    

Статистика количества студентов – представителей малообеспеченных семей служит способом определения успешности политики обеспечения доступа к высшему образованию.

Например, Правительство Великобритании считает, что «развитие высшего образования определяется социальной мобильностью». Это означает, что каждый ребенок независимо от своего происхождения, материального положения или социального класса имеет равные возможности для обучения в ведущих университетах страны, включая Оксфорд и Кембридж.

В образовательной статистике Великобритании есть группа показателей доступа к высшему образованию, которые показывают эффективность политики доступа к нему малообеспеченной молодежи. Один из показателей определяет доступ детей из малообеспеченных семей к элитному высшему образованию. Он отражает процент малообеспеченных детей – студентов топ-университетов Великобритании -  Оксфорда и Кембриджа. Согласно Шанхайскому рейтингу 2015 эти два вуза вошли в 10 ведущих университетов мира. В 2010-2011 учебном году 0,1% от общего контингента студентов Великобритании получали образование в 2 ведущих вузах, в 2011-2012 году 0,2% (+0,1). Второй показатель определяет процент малообеспеченных детей, получающих образование в лучших университетах Великобритании (группа университетов «Рассел»). Группа «Рассел» 2010-2011 годах состояла из 20 вузов, в 2011-2012 – 24. Этот показатель в 2010-2011 учебном году составлял 3%, в 2011-2012 году 4% (+1%).

Справочно: Группа «Рассел» (Russell Group) - элитная группа взаимодействия двадцати четырёх лучших университетов Великобритании. В совокупности на данную группу приходится 2/3 всех исследовательских грантов и финансирования исследовательских контрактов в Великобритании, 56 % всех присуждённых в Великобритании докторских степеней и свыше 30 % британских студентов из стран, не относящихся к ЕС.

Третий показатель определяет процент детей, из числа малоимущих семей, которые вообще охвачены высшим образование. В 2010-2011 году в Великобритании было зафиксировано 45% малообеспеченных студентов, 2011-2012 году - 47%.

Эти данные являются основой для принятия решений по выработке стратегии обеспечения доступа к высшему образованию для малообеспеченных молодых людей.

Кроме того, в мире распространена практика оказания государством значительной поддержки студентам из малообеспеченных семей.

Например, в Германии студенты из малообеспеченных семей ежемесячно получают выплату в размере 300 евро в виде денежных дотаций и кредита в равных долях. Кроме того, студенты до 30 лет имеют право на получение льготных, в 5-6 раз меньше, тарифов при оформлении государственной медицинской страховки. 

В Нидерландах для студентов из семей с низким уровнем дохода функционирует система, основанная на принципе – «займ, затем стипендия». Студенты получают стипендии изначально в форме займа, который превращается в невозвращаемую стипендию, если они выполнили требования программы. Стипендия студентов напрямую зависит от дохода их родителей. Студенты из малообеспеченных семей получают в среднем на 100-150 евро больше студентов из семей с хорошим достатком. Все студенты Голландии, за исключением иностранных, имеют право на бесплатный проезд. Для этого они должны приобрести выходной или будний абонемент. Кроме того, они имеют право на студенческий кредит. Ставка по кредиту не превышает 1-3% и обычно студенты живут на эти деньги во время учебы.

Около 13% студентов вузов Швейцарии получают ежегодно финансовую поддержку. При этом предоставляемая студенту сумма покрывает в среднем 54% его расходов на обучение и проживание.

В Словакии различают два вида студенческих стипендий – социальную и академическую. Социальные стипендии рассчитаны на покрытие образовательных расходов нуждающихся студентов.

Студенты Великобритании из семей, уровень дохода которых составляет не более 25 тыс. фунтов в год, получают государственный грант для покрытия полной стоимости проживания во время учебы. Кроме того, для детей из малообеспеченных семей выделяется определенное количество бюджетных учебных мест через добавление, в случае необходимости, дополнительных баллов в период зачисления. Также для учащихся из малообеспеченных семей вузами предоставляется бесплатное питание, гарантированное медицинское обследование и лечение.

В США правительство предоставляет образовательные гранты для молодых людей из малообеспеченных семей. Для студентов коммерческой формы обучения предоставляются образовательные кредиты. Однако, примерно только 6% студентов получают гранты, полностью или частично покрывающие плату за образование.

В мире имеет место практика предоставления вузами бесплатного обучения студентам. В США, начиная с 2015 года, Стэнфордский университет обеспечивает бесплатным образованием студентов, чьи родители зарабатывают менее $125 тыс. в год и чье имущество оценивается меньше, чем в $300 тыс. Помимо этого, студенты, чьи родители получают менее $65 тыс. в год, будут освобождены от оплаты за общежитие и питание. Однако перечисленные категории студентов все же должны будут оплачивать ежегодно $5 тыс. из летнего заработка или за счет другой дополнительной работы. Необходимо отметить, что в 2010 г. средняя зарплата семей, чьи дети обучались в Стэнфордском университете, составляла $125 тыс. Сегодня значительный контингент университета – студенты из обеспеченных семей. Оплата за обучение, которую они вносят, позволяет вузу субсидировать других студентов за счет фонда университета в размере $21 млрд.

В Великобритании в 2015 году университеты будут принимать на обучение большее количество студентов из малообеспеченных семей. Правительство намерено вдвое увеличить количество молодежи из малообеспеченных семей в университетах к 2020 году. В настоящее время только 3,2% такой молодежи поступают в лучшие университеты страны. Затраты на необходимые мероприятия и сокращение расходов обучения для студентов этой категории обойдутся университетам в £750 млн. ежегодно. Почти три четверти университетов Великобритании поставили своей целью обеспечить образованием студентов из небогатых семей. Одну треть будут составлять студенты с ограниченными возможностями, две пятых будет молодежь из определенных этнических групп.

Это решение обусловлено тем, что в 2014 г. у студентов из малообеспеченных семей было на 40% больше шансов получить образование в университете, чем три года назад. Кроме того, в текущем году отмечается высокий процент студентов из малообеспеченных семей, прекративших свое обучение до получения степени. Правительство надеется, что обеспечение образованием позволит сократить население с низким социальным статусом.

Пути решения

Для построения системы обеспечения равного доступа к высшему образованию в Казахстане необходимо предпринять ряд  важных шагов.

Введение всеобщее декларирования расходов. Такая мера может служить основой для подтверждения статуса «малообеспеченная семья».

Введение в практику заполнения анкет о социальном статусе выпускников школ при подаче документов на участие в ЕНТ. Это позволит отслеживать социальную мобильность детей из сельской местности и малообеспеченных семей. Кроме того, она будет служить базой для оценки эффективности управленческих решений в области расширения доступа к высшему образованию.  

Разработка и внедрение статистической системы данных по мониторингу детей из малообеспеченных семей, способствующая принятию обоснованных управленческих решений по политике доступа к высшему образованию.  

Внедрение в практику вузов предоставление ректорских грантов малообеспеченным студентам.

Разработка государственных мер поддержки студентов  из малообеспеченных семей – социальных стипендий, компенсаций оплаты за жилье, бесплатного проезда.


[1] Расходы и доходы населения Республики Казахстан 2010г. http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersLivingStandart;jses...

[2]Основные показатели дифференциации доходов населения. http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersLivingStandart;jses...

[3] http://forbes.kz/process/education/london_is_the_capita

[4] http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/45-tyisyach-kazahstanskih-studentov...

[5] http://ihe.hse.ru/2015--80.html