Вы здесь

Дуальное обучение в РК: на пути к европейским стандартам

Версия для печатиPDF version

"Білімді ел - Образованная страна" №18 (55) от 27 сентября 2016г.

Дуальное (двойное) обучение или ученичество – это один из видов обучения на рабочем месте. Такое обучение популярно в Германии, Австрии, Швейцарии. Рынок рабочей силы в Германии, например, на 54% формируется за счет выпускников дуальных программ.

Принято считать, что конкурентоспособность Германии во многом зависит от дуальной системы. Немецкая система ученичества называется двойной, потому что ученики 1-2 дня в неделю учатся в колледжах, а остальные 3-4 дня – на предприятиях. По дуальным программам обучают 340 профессиям (но не специальностям!). Здесь ученик сам обращается на предприятие, которое заключает с ним договор. Работодатель затем регистрирует его в колледже и оплачивает обучение. Студенты получают от фирмы зарплату, равную минимальной по стране (обычно это от 500 до 1000 евро), медстраховку и льготный проезд на транспорте. Основные расходы на обучение несет бизнес (около 23 млрд евро) и только 3 млрд – государство. Эта сумма в совокупности составляет 0,9% ВВП страны. Напомним, что в РК все расходы на ТиПО – 0,2% от ВВП.

Обучение обычно длится от двух до трех лет и завершается сертификацией, которую успешно проходят около 90% обучившихся.

Ключевым успехом немецкой дуальной системы является тесное социальное партнерство. В Германии 90% крупных компаний и каждая пятая компания привлекают учеников. Получить статус обучающего предприятия можно, пройдя оценку ремесленной палаты. Обычно требуется наличие оборудования, материально-технической базы, ответственных за обучение и соответствующей сферы деятельности. На предприятиях Германии около 5% численности работников составляют ученики. За каждым наставником на производстве закрепляется не больше двух обучающихся. Это обеспечивает индивидуальные подходы и качество обучения. Наставник не получает никаких льгот, надбавок к заработной плате. Выгода его труда – в получении себе «в зачет» выработки ученика. 68% выпускников, как правило, по завершении обучения трудоустраиваются здесь же, на предприятии.

Дуальная система совершенствуется, и поэтому в изменившихся условиях для привлечения мигрантов приняты, например, правила «Три плюс два». Мигранты с разрешением на временное проживание, которые обучаются три года по программам ученичества, не могут быть депортированы ни во время обучения, ни спустя два года после окончания.

Еще один новый вызов – снижение уровня школьной подготовки поступающих на обучение – повлек за собой инициативу Ассоциации немецких торгово-промышленных палат и промышленности по проведению в школах ознакомительных курсов по ученичеству.

Последние исследования говорят о высокой инвестиционной привлекательности таких программ. По результатам опроса работодателей ЕС, окупаемость вложенных в учеников средств наступает в среднем через девять месяцев – три года. Чистые затраты на обучение в значительной степени зависят от отрасли и уровня подготовки. Дольше окупаются технические специальности, к примеру, машиностроение. В Швейцарии ученичество прибыльно уже на третий год программы, рассчитанной на четыре года. В Великобритании подсчитали, что экономическая отдача от каждого вложенного фунта стерлингов составляет 18 фунтов стерлингов (или 25 евро). 96% работодателей Великобритании отмечают, что дуальное обучение выгодно для них.

Как оценивались выгоды дуального обучения? Взята во внимание экономия средств на поиск сотрудников, дополнительное обучение необходимым навыкам. Учтена прибыль, получаемая за счет выплаты меньшей, нежели у нанятых с рынка труда сотрудников, зарплаты и хорошей квалификации учеников, «воспитанных» самим работодателем. Есть и другие факторы привлекательности ученичества. Эксперты говорят о снижении текучести кадров, улучшении имиджа предприятия, возможности повышения квалификации наставников учеников, полученных возможностях взаимодействия с организациями образования.

В Великобритании к 2020 году поставлена цель создать 3 млн ученических мест на предприятиях в рамках программы ученичества мирового класса. Сейчас на ученичестве – около 900 тысяч молодых людей. Государство поддерживает работодателей грантами в размере 1500 фунтов стерлингов на обучение одного ученика, причем только для предприятий с численностью работников до 50 человек.

В США программа Apprenticeship 2000 (Ученичество 2000) по обучению техническим специальностям молодежи от 16 лет действует с 1995 года в Северной Каролине. Бесплатная программа гарантирует выпускнику заработок не менее 36 тысяч долларов в год.

Для небольших предприятий дуальное обучение – удачный шанс заполучить талантливую молодежь, которая при других условиях вряд ли обратила бы внимание на такую фирму. Кроме того, во время дуального обучения компания в реальном режиме оценивает сотрудника, не полагаясь на сертификаты. Это позволяет работодателю избежать  дорогостоящих ошибок набора персонала.

Обучающиеся в странах с дуальным обучением защищены от злоупотребления дешевой рабочей силой. Механизмы разные. В Италии законодательно закреплены обязательства для работодателей трудоустраивать до 50% успешно обучившихся на программах. В Бразилии введена обязательная квота на учеников, как часть рабочей силы, в размере от 5 до 15% от всех работников. С 2005 по 2013 годы количество учеников здесь выросло в шесть раз.

Государство стимулирует участие работодателей. В Канаде налоговый кредит на обучение учеников позволяет работодателям вернуть 5000 канадских долларов в год с ученика. Во Франции работодатели вправе получать компенсации в рамках социального обеспечения в размере от 1600 до 2200 евро налогового кредита за каждого ученика. В России частично покрываются расходы работодателя на ученика и ответственного за его обучение сотрудника.

Ученичество в современном мире воспринимается как социальный лифт. В Нидерландах перезачет кредитов, полученных за время обучения на дуальной программе в ТиПО, позволяет легко перейти на уровень вуза.

В Казахстане дуальное обучение внедряется с 2012 года. В новый Трудовой кодекс внесены соответствующие понятия. Законом «Об образовании» предусмотрено теоретическое обучение в колледжах и производственное – на предприятии в соотношении 40/60. Министерством образования и науки утверждены Правила организации дуального обучения в организациях ТиПО. Определен размер компенсационной выплаты обучаемому не менее одного МРЗП (22 859 тенге). Кроме того, за время прохождения производственного обучения учащимся может зачисляться трудовой стаж. В данное время дуальное обучение ведется по техническому, технологическому и сельскохозяйственному направлениям в 348 колледжах страны (43% от общего количества). Во внедрении участвуют 1718 предприятий (0,1% от общего количества) с охватом 22 тысячи студентов (4% от всего контингента).

Качество дуального обучения определяется уровнем социального партнерства и развития промышленности. Лидером в продвижении дуальной подготовки является Павлодарская область с сильной индустрией и сложившимися интеграционными связями образования и предприятий. Здесь 92% колледжей активно внедряют ДО по 76 специальностям (86%). Более 1,5 тысячи (7% от всего количества в области) студентов проходят оплачиваемую практику, около 400 получают стипендии от работодателей. Некоторые колледжи засчитывают время обучения в трудовой стаж. Трудоустройство выпускников ТиПО в регионе – 75%, что выше среднего по РК (67%).

Один из успешных колледжей – Павлодарский химико-механический. На сегодняшний день размер стипендии от предприятия в нем достигает 57 тысяч тенге.
Расходы на дуальное обучение составили здесь 170 млн тенге за последние три года. Обучение стажеров проводят 36 высококвалифицированных наставников. В 2015 году 61% выпускников, прошедших практику на ПНХЗ, были приняты туда же на работу.

Аутентичность подходов к внедрению дуального обучения с учетом местных условий гарантирована поддержкой немецких коллег. Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) в рамках инициативы «Меркель – Назарбаев» с 2014 года начало работу в четырех колледжах четырех пилотных регионов (ВКО, Карагандинской, Акмолинской и Костанайской областях).

В мае 2015 года в НПП «Атамекен» стартовал совместный с Ремесленной палатой г. Трир (Германия) проект по усилению роли предприятий, региональных палат предпринимателей в организации дуального обучения. Задействованы РПП шести областей (г. Астана, г. Алматы, Кызылординская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Алматинская области).

Поскольку успех дуального обучения определяется уровнем развития соцпартнерства, в Казахстане предстоит большая работа по выработке механизмов взаимодействия предприятий и колледжей. К примеру, для привлечения предприятий к обучению учеников можно рассчитать экономическую эффективность подготовки в условиях РК и распространять эту информацию.

Проведенные АО «Информационно-аналитический центр» фокус-группы с педагогами казахстанских колледжей, внедряющих дуальное обучение, показал: пока эти учебные заведения не ощущают себя партнерами предприятий. В Казахстане действующие проекты по дуальному обучению не связаны между собой на уровне целей, задач и показателей. Не проводилась оценка их результативности из-за отсутствия качественных показателей, сроков. В связи с этим необходимо создать единую базу данных для мониторинга проектов и эффективного управления ими. Следует гармонизировать планы проектов с Госпрограммой развития образования (ГПРОН), провести оценку сделанного по Дорожной карте дуальной системы образования.

В странах с развитым дуальным обучением привлекательность обучения обеспечивается профориентацией. В ГПРОН поставлена задача повышения привлекательности ТиПО в том числе через профориентационные мероприятия.

В целом до 2019 года элементы дуального обучения будут внедрены в 80,1% колледжей. Система «двойной» подготовки кадров в Казахстане обеспечит успешное вхождение молодежи на рынок труда и качественный рост их профессиональных компетенций.